Разделы психологии:
Савенков А.И. Москва, МГПУ
Точная субъективная оценка интеллекта другого человека – один из важнейших компонентов социального интеллекта. Она принципиально важна для адекватной ориентации индивида в обществе. Для участников образовательного процесса и, прежде всего, для педагогов и детских практических психологов, она является важным элементом, определяющим степень их профессиональной компетентности и успешности.
В разных странах было проведено множество исследований, изучающих точность субъективной оценки интеллекта человека, сделанной разными способами. Так, по данным ряда психологов (Л.А. Зебрович, Дж.А. Холл, Н.А. Мэрфи, К.Р. Колвин, Г. Родес и др.), при оценивании интеллекта по фотографии коэффициент корреляции с тестовой оценкой составил 0,28 (р<0,02). Результаты исследования субъективных оценок интеллекта по видеоизображению со звуковым сопровождением – 0,37 (р<0,01), по видеоизображению без звука – 0,23 (р<0,05), по транскрипту ситуации – 0,04.
В специальных исследованиях А.И. Савенкова и С.А. Ледневой данный коэффициент оказался в интервале от 0,15 до 0,21, а в аналогичных исследованиях Д.В. Ушакова и С.С. Беловой от 0,14 до 0,24 (в сравнении с тестовой оценкой). Первая из оценок дана в условиях вербализации, вторая – на интуитивном уровне.
В исследованиях А.И. Савенкова и С.А. Ледневой сопоставлялись субъективные оценки детской одаренности, сделанные педагогами, с оценками, полученными в результате тестирования психологами. В исследовании участвовали педагоги разных специальностей, имеющие разную профессиональную подготовку, разный педагогический стаж и различный опыт работы с этими детьми. Сопоставительный анализ диагностических оценок психологов и педагогов кратко может быть выражен следующими пунктами:
Сравнительные результаты оценивания педагогами интеллектуально-творческого потенциала личности детей младшего школьного и дошкольного возрастов по своим собственным и предложенным исследователями критериям подтвердили предположение о том, что педагоги при определенных условиях способны адекватно оценивать данные параметры развития. В силу несовершенства представлений педагогов о содержании творческих способностей, а также направленности реального педагогического процесса преимущественно на обучение и общее когнитивное развитие, основные составляющие креативности, в отличие от интеллектуальных, большинством педагогов оцениваются неадекватно. Причем, наибольшая объективность ими была проявлена при оценивании продуктивности, анализа и синтеза, памяти; а наименьшая – в оценке гибкости мышления, оригинальности, оценках уровней развития личностных качеств (перфекционизма и др.) и внимания.
Групповой анализ данных подтвердил гипотезу о том, что воспитатели детских садов и учителя, условно объединенные в группу преподавателей, ведущих цикл «основных» предметов, наиболее адекватно оценивают интеллект и несколько хуже уровень креативности детей. Хотя сравнительный анализ результатов их оценивания, по-отдельности, показал наибольшую объективность в этом процессе учителей начальных классов, в отличие от воспитателей детского сада и воспитателей групп продленного дня.
Группа преподавателей предметов художественного цикла оценила адекватно как творческие, так и интеллектуальные способности детей, поколебав тем самым гипотезу о том, что интеллект они оценивают хуже, нежели творческие способности.
Анализ влияния на процесс диагностики детской одаренности педагогом таких факторов, как величина педагогического стажа, продолжительность времени работы с детьми, а также уровень развития собственных интеллектуально-творческих способностей подтвердил зависимость объективности оценивания ими той или иной составляющей детской одаренности. Причем наиболее значимыми оказались факторы продолжительности времени работы с детьми и уровень развития собственных творческих способностей.
Кроме того, исследование показало, что интегративная оценка детской одаренности педагогом, проводимая на интуитивном уровне без выделения и автономного оценивания критериев, оказывалась более точной (адекватной, той, что давалась по итогам психодиагностического обследования), чем оценка, сделанная на основе вербализации, определяемой с учетом выделенных критериев. Этот эффект был также обнаружен и тщательно описан в исследованиях Д.В. Ушакова и С.С. Беловой, которые ввели специальное понятие – «эффект вербализации».
В исследованиях Д.В. Ушакова и С.С. Беловой также изучались субъективные оценки интеллекта другого человека. Субъективные оценки интеллекта детей младшего школьного возраста (7-9 лет), данные взрослыми, сопоставлялись с оценками, полученными этими детьми по тесту Дж. Равена. Исследование содержит множество интересных данных, но мы остановимся только на «эффекте вербализации».
В нашей работе убедительно доказано, что при интуитивном типе оценивания точность оценки заметно выше, чем при аналитическом вербализированном оценивании. Коэффициенты корреляции составили при интуитивном типе оценивания – 0,24 и при вербализированном только 0,14. Эти результаты подчеркивают высокую значимость интуиции как прототипической формы практического интеллекта, включая его подвиды «эмоциональный интеллект» и «социальный интеллект» в педагогической деятельности.
Список литературы
- Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 39–62.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. – 223 с.
- Практический интеллект / Под. ред. Р. Стернберга. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
- Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – 175 с.
- Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 368 с.
Комментарии
Добавить комментарий