Е.А. Бурина (Санкт-Петербург) - старший преподаватель кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
В психологической литературе вряд ли можно найти четкое определение понятия мировосприятия. Многие ученые касались изучения данной проблематики, в частности, эту тему развивали В. Франкл, И. Ялом, Р. Мэй, Э. Фромм, С. Гроф, Р. Янофф-Бульман и др.
Мировосприятие – это восприятие человеком внешних факторов окружающей его действительности и дальнейший анализ влияния данных факторов на его жизнь. Контекст, заданный темой исследования, в значительной степени сужает данное понятие. Безусловно, переживание утраты, как и любая другая кризисная, а порой и экстремальная, ситуация в жизни человека, откладывает немалый отпечаток на восприятие мира. Утрата, будучи в любом случае необратимой, сталкивает человека с изменениями в его смысловой структуре. У человека зачастую меняются жизненные ценности, отношение к людям, к самому себе. Это событие затрагивает и области смысла жизни, религиозных взглядов. Безусловно, какие-то сферы могут остаться неизменными, так как переживание утраты – это индивидуальный процесс, а следовательно – все, что происходит с человеком в период горевания, также индивидуально и уникально. Но в каждом уникальном случае можно найти и выделить некие общие закономерности, присущие большинству людей.
Проанализировав большой объем литературных данных, представилось возможным выделить характерные особенности мировосприятия в контексте переживания утраты:
- базовые убеждения: общее отношение к благосклонности окружающего мира (благосклонность мира, доброта людей); общее отношение к осмысленности мира (справедливость мира, контролируемость мира, случайность, как принцип распределения происходящих событий); убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения (ценность собственного «я», степень самоконтроля, степень удачи и везения);
- отношение к смерти: страх смерти; мысли о смерти и бессмертии; мысли о том, что происходит после смерти;
- отношение к себе: изменение отношения к себе; изменение своих социальных ролей; самореализация;
- ценностно-смысловая сфера: поиск смысла жизни; изменение жизненных ценностей; наличие жизненных закономерностей; жизненный выбор; изменение образа жизни; Смысл внезапности утраты; удовлетворенность жизнью; чувство ответственности; чувство одиночества; вопросы веры и религии (вера в некие божественные силы, управляющие жизнью).
Целью данного исследования явилось выявление общих закономерностей особенностей мировосприятия людей, переживающих внезапную утрату.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи исследования: изучить особенности переживания утраты, базовые убеждения, а также основные жизненные ценности лиц, переживающих внезапную утрату.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Тематическое интервью (Бурина, 2017).
- Опросник «Шкала базовых убеждений» (Janoff-Bulman, 1992).
- Методика «Ценностные ориентации» (Рокич, 1973).
Анализ и обработка данных осуществлялась в программе SPSS Statistics с использованием описательных статистик, а также многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Для анализа результатов интервью применялся качественный контект-анализ.
Выборку исследования составили 75 респондентов, в возрасте от 18 до 64 лет, из них: 36 мужчин, 39 женщин. Все респонденты имеют выcшее образование. 38 чел. присутствовали при ситуации утраты, и 37 чел. отсутствовали. Время, прошедшее после утраты близкого человека, имеет широкий диапазон: от 5 дней до 10 лет, но при этом все респонденты отмечают, что еще не совладали с данным переживанием. Все участники исследования являются членами группы помощи и поддержки людям, переживающим утрату. В данную группу респонденты обращались добровольно, в поисках поддержки и/или психологической помощи. Все участники исследования рассматривают утрату как очень значимое жизненное событие, которое повлекло за собой большие перемены в их жизни.
При проведении исследования соблюдались все этические нормы, особое внимание уделялось принципам анонимности и конфиденциальности полученных данных. Также респондентам по их желанию предоставлялась обратная связь по результатам методик. Все респонденты получали консультативную помощь в рамках работы группы, а также в индивидуальном порядке при необходимости или по запросу.
Результаты исследования и их обсуждение. Были изучены базовые убеждения респондентов. Почти по каждой шкале значение среднего увеличивается, согласно времени, прошедшему после утраты. Полученные результаты демонстрируют заниженные значения по всем шкалам методики на рубеже от 5 дней до 1 года после произошедшей утраты. В период от 1 до 2 лет показатели попадают в диапазон средних значений. В промежутке от 2 лет и далее все значения находятся на среднем или высоком уровне. Исключением из такой закономерности являются показатели, полученные по шкале «степень удачи или везения»: почти все значения по данной шкале сильно занижены, что отражает веру переживающих утрату в их невезение в жизни, что подтверждается данными из интервью.
Результаты изучения ценностных ориентаций показывают, что самыми часто выбираемыми терминальными ценностями у всех респондентов являются: счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. Из списка инструментальных ценностей респонденты чаще всего выбирали: жизнерадостность и чуткость.
Качественный анализ результатов интервью выявил, что самыми незначимыми областями переживания утраты являются: удовлетворенность своей жизнью, желание изменить свой образ жизни, а также мысли о вопросах веры и религии. При этом самыми значимыми сферами переживающие утрату называют: переживание чувства ответственности, поиск смысла жизни, мысли о смерти и о том, что происходит с человеком после нее, вера в наличие жизненных закономерностей.
Также области переживания утраты оценивались респондентами по критерию легкости–тяжести их переживания. Легче всего переживаются такие области, как удовлетворенность своей жизнью, желание изменить свой образ жизни, вера в возможность контролировать происходящие жизненные события. При этом тяжелее всего респондентам справляться с такими сферами, как: мысли о вопросах, связанных с одиночеством; переживание чувства ответственности; особый Смысл переживания утраты; поиск смысла жизни; мысли и смерти и о том, что с человеком происходит после нее.
По результатам исследования, были выявлены определенные общие закономерности мировосприятия для разных групп людей. Среди горюющих, присутствовавших и отсутствовавших при ситуации утраты, не было выявлено никаких различий ни в одной из исследованных особенностей мировосприятия. Среди групп, разделенных по половому признаку, различия в закономерностях особенностей мировосприятия обнаружены по таким аспектам, как «отношение к смерти» и «ценностно-смысловая сфера». Соответственно, не было выявлено различий особенностей по двум другим компонентам – «базовые убеждения» и «отношение к себе». В целом, женщины склонны переживать утрату более гладко и равномерно, нежели мужчины, т.е. мужчинам в отличие от женщин в большей степени присуще наличие неких периодов эмоциональных спадов или, наоборот, подъемов. Также особенности мировосприятия различаются в каждой группе людей, разделенных по признаку – время, прошедшее после ситуации утраты.
В ходе более детального анализа полученных данных выявлены следующие закономерности:
- Тема «отношения к смерти и к тому, что происходит после нее», а также тема «страха смерти» особо тяжело переживаются горюющими вне зависимости от времени, прошедшего после утраты, по причине особой актуальности и значимости данных тем, их возможной «непроработанности» до ситуации утраты близкого, несформированности четкой позиции относительно затронутых вопросов. Эта позиция постепенно вырабатывается и/или меняется в ходе переживания и совладания с утратой.
- «Отношение к себе» изменяется на протяжении всего переживания утраты. По результатам исследования, не было выявлено закономерностей направлений изменения отношения к себе; данные изменения носят индивидуально-обусловленный характер.
- У всех респондентов на временном промежутке от 8 месяцев до 1 года наблюдается феномен «вторичного путешествия по горю» (Линдеманн, 1984), при котором горюющий заново переживает схожие эмоции и чувства с теми, которые он испытывал в первое время после утраты близкого, поскольку «работа горя» идет по спирали, а к 1 году как раз и завершается первый цикл переживания утраты.
Литература
- Бурина Е.А. Утрата: переживание и совладание // Гуманитариум. 2017. № 3 (4). С. 24–27.
- Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.
- Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. N. Y.: Free Press, 1992.
Комментарии
Добавить комментарий