Тренинговая программа для родителей
«Слагаемые счастливой семьи»
Еремина Татьяна Владимировна, педагог-психолог
г. Валуйки / 2014 год
Пояснительная записка
Семья и школа. От согласованности их действий, взаимопонимания между этими социальными институтами, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности. Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье. Одной из проблем семейного воспитания является низкая дагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении.
Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Безусловно, семья является главным «барьером», преграждающим дорогу к формированию различных видов девиаций, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей, аутоагрессия. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты. Неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями служит источником психологической травматизации подростков. Искреннее, открытое, уважительное общение – самое ценное, что может быть в отношениях родителей с подростком, но именно общение часто складывается не так, как нам бы хотелось.
Задача настоящей программы – помочь родителям сохранить контакт с ребенком, лучше понимать его и себя, вместе преодолевать трудности взросления, избежать ошибок, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей.
Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию, как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.
Причины, побудившие к созданию данной программы – многочисленные обращения родителей по проблемам, связанные с недостаточным знанием психологии ребенка (возрастных особенностей, потребностей, типичных форм поведения). Консультация не дает нам возможности дать всю необходимую информацию родителю, повысить уровень принятия ребенка, обучить навыкам взаимодействия с ним.
Цель программы «Слагаемые счастливой семьи»
оптимизация взаимодействия подростков и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.
Задачи программы:
- Повышение психологической культуры родителей;
- Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с подростками, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций;
- Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье;
- Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка;
- Развитие интернальности – принятие отвественности за свои действия.
Механизм реализации программы:
Программа состоит из групповых тренинговых занятий, предназначенных для родителей учащихся 7-9 классов. Группа формируется на добровольной основе из числа родителей детей, имеющих те или иные проблемы подросткового возраста.
Реализация программы рассчитана на 7 встреч.
Продолжительность занятий 1-1,5 часа и периодичностью один раз в неделю. Состав группы 8-12 человек (родителей).
Этапы реализации программы:
- Первый этап. Мотивационно-информационный (первоначальная диагностика: методика «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина) [Приложение 1]
- Второй этап. Формирующий (осознание и принятие родителями необходимости изменения собственных стереотипов поведения в отношениях с подростком)
- Третий этап. Заключительный (заключительная диагностика: «Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком» И.А. Хоменко) [Приложение 2]. Рефлексия эффективности тренинговых занятий.
- персональная диагностика;
- практические упражнения;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- упражнение-медитация;
- диалогизация;
- рефлексия.
Критериями эффективности проведённых занятий станут следующие изменения:
- Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания подростков и построение взаимоотношений с ними.
- Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками.
- Формирование адекватной самооценки в родительской роли.
- Оптимизация детско – родительских отношений.
- Эффективное и равноправное взаимодействие подростков и родителей, основанное на взаимном уважении.
Оборудование и материалы: аудитория для проведения занятий, музыкальный центр, аудио диски, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, авторучка, бланки анкет, ватман, акварельные краски, кисти, мяч, стулья по колличеству участников.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия | Цель занятия | Кол. часов |
1 | Вводное | Знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы. Первоначальная диагностика родителей («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин). Выработка общих правил работы в группе. Диалогизация типичных проблем воспитания подростка. | 1.5 |
2 | «Назад или вперед в прошлое» |
Создание условий для переосмысления поры взросления. осознание эмоциональной близости, значимости близких людей и их роли в вашей жизни. Переосмысление жизненного опыта. | 2 |
3 | «Я и моя семья» | Создание условий для переосмысления сложившихся стероеотипов в воспитании в семье. Самоанализ родителей (проективная методика («Перевоплощение»). | 1.5 |
4 | «Я родитель, а это значит…» | Определение личных приоритетов и ценностных ориентаций в воспитании подростка. | 1.5 |
5 | «Я и мой ребенок» | Самоанализ родительского отношения к ребенку. Формирование нового образа в восприятии подростка (анкета «Какими я вижу детей») | 1.5 |
6 | «Способы эффективного взаимодействия с окружающими и своим ребенком» |
Создание условий для формирования коммуникативных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликтов с детьми. Обмен опытом. Повышение самооценки участников, получение обратной связи (анкета «Поведение-мишень»). | 2 |
7 | Заключительное. «Семья в лучах солнца» |
Закрепление положительной динамики в семье. Установка на реализацию приобретенных умений и навыков на занятии. Диагностика для родителей «Оценка характера изменений во взаимодействии с ребенком» И.А. Хоменко | 1 |
Содержание групповых тренинговых занятий для родителей «Слагаемые счастливой семьи»
Первый этап. Мотивационно-информационный.
Занятие №1 «Вводное»
Цель: знакомство участников группы друг с другом, с предлагаемой работой, её формах, методах, тематике. Общая организация родителей относительно типичных проблем воспитания подростков.
1 упражнение - энергизатор: «Нетрадиционное приветствие»
Цель: приветствие участников группы, создание положительной рабочей атмосферы.
Инструкция. Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Рефлексия. «Как выполнялось это упражнение, что было сложным, а что далось легко?»
2 упражнение «Правила работы в группе»
Цель: выработка правил работы в группе.Ведущий. Для того чтобы нам было комфортно и удобно работать в этой группе, чтобы наша работа плодотворно существовала, необходимо выработать общие правила (предлагаются и обсуждаются «золотые правила группы»).
Золотые правила общения:
- «Здесь и сейчас». Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый раз из участников испытывает в данный момент, так как только через актуальные переживания и через групповой опыт человека может познать себя.
- «Искренность в общении». Говорим только то, что чувствуем и думаем, только правду.
- «Стоп». Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».
- «Я – выссказывания». Высказываться только от своего имени.
- «Конфедициальность». информация не выноситься за пределы группы.
- «Инициатива». На занятиях мы не замыкаемся в себе, принимаем активное участие в обсуждении проблемы.
Ведущий предлагает провести и проанализировать Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [Приложение 1]
3 упражнение «Дерево»
Цель: cоздать условия для осознания связей жизненной позиции.
Инструкция. Постройте дерево, в качестве строительного материала используйте участников группы.
Рефлексия. Какую роль вы играли? Как чувствовали себя? Какую роль вы бы хотели предпочесть? Что скрывается за этими упражнениями?
Метафора: «Дерево - это жизненное кредо человека». Кто он в жизни:«корень», от которого «питаются», «ствол», который держит на себе весь груз и т.д. Участники помогают раскрыть смысл этого упражнения.
4 упражнение «Кто я?»
Цель: работа с образцом «Я – концепция».
Инструкция. Участники пишут на листочках от 10 и более определений – ответов на вопрос: «Кто я?» (например, я - мать, я - супруга и т.д.)
Рефлексия. Легко ли было писать о себе? Почему? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Зачем мы задавали этот вопрос, адресованный к себе?
Анализ ответов участников на примере одного. Выделение приоритетных «ролей» в жизни личности.
5 упражнение - игра «Ассоциации»
Ведущий. Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
если семья – это постройка, то она...
если семья – это цвет, то она...
если семья – это музыка, то она...
если семья – это геометрическая фигура, то...
если семья – это название фильма, то она...
если семья – это настроение, то она...
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
6 упражнение «Ладошка»
Цель: помочь эмоционально расслабиться и сблизиться.
Инструкция. Обведите на листе бумаги свою ладонь, на каждом пальце напишите по одному качеству, которое вам нравится в себе. Затем вторую ладонь и написать качества вашего ребенка, которое цените в нем.
Рефлексия. Что было легче написать? Какие качества вы бы хотели иметь у себя? У вашего ребенка?
7 упражнение «Поведение-мишень»
Цель: определение трудностей плохого поведения ребенка.
Инструкция. Родитель должен выделить ту особенность поведения, черту характера, которая приносит наибольшее количество нареканий, беспокоит больше всего. На листочке разделенным вертикально пополам чертой, вписываются все отрицательные черты поведения ребенка в графу: «Ребенок - Реальный». Участникам предлагается перечень особенностей проблемного поведения подростка. Затем они ранжируются в порядке «остроты» проблемы. Выделяются наиболее важные и серьезные проблемы у ребенка (анализируются родителями). В графу «Ребенок идеальный» ранжируя вписываются положительные качества, желаемое поведение.
Рефлексия. Что меня беспокоит в поведении моего ребенка (конкретно)? Как я именно реагирую на эту ситуации? Каковы результаты моих усилии?
Что необходимо предпринять по выработке положительных качеств в поведении у ребенка? Затем идет групповое обсуждение личного проблемного поведения ребенка. Выделяются схожие поведенческие проявления подростков, актуальность этих проблем для группы. Вырабатываются индивидуальные способы изменения стратегии поведения взрослых по отношению к поступкам детей. Каждый участник описывает как он будет добываться своей цели (пошаговое планирование) в выработке положительных, желаемых качеств у ребенка (в колонке «Ребенок - Идеальный»)
Таблица 1 «Поведение-мишень»
№ п/п | Поведение | Наличие проблемы |
1 | Берет чужие вещи | |
2 | Перебивает взрослых, дерзит | |
3 | Пререкается | |
4 | Все время крутится, не сидит спокойно | |
5 | Постоянно жалуется | |
6 | Обзывается, оскорбляет других | |
7 | Боится отвечать на уроке | |
8 | Предпочитает быть один | |
9 | Трудно сходится с другими ребятами | |
10 | Не выполняет обязанности по дому | |
11 | Общается на повышенных тоннах, криком | |
12 | Часто врет, обманывает | |
13 | Обвиняет других в своих поступках | |
14 | Часто сочиняет, придумывает оправдания поступка | |
15 | Выполняет просьбы за вознаграждения, деньги | |
16 | Часто спорит, не слушается | |
17 | Не имеет друзей | |
18 | Имеет мало друзей | |
19 | Сквернословит | |
20 | Постоянно переживает | |
21 | Итого: |
8 упражнение «Рефлексия занятия»
Цель: обозначить эмоциональное состояние всех участников в цвете (по Люшеру). Участники отмечают на одном общем листе свое самочувствие в «цветах радуги» (рисунок радуги, каждый рисует свой цвет, свое ощущение).
Занятие №2 «Вперёд или назад, в прошлое!»
Цель: создание условий для переосмысления поры взросления.
1 упражнение «Никто не знает, что…»
Цель: улучшить атмосферу в группе, сократить дистанцию в общении.
Инструкция. Сейчас мы сядем в круг, и будем бросать друг другу мяч, у кого он окажется тот и будет завершать фразу о своей семье, хорошем позитивном ее опыте, традицию, которая вас радует, сплачивает в месте, объединяет в трудных ситуациях.
Рефлексия. Что нового узнали о членах группы?
2 упражнение «Вселенная моего Я»
Цель: осознание эмоциональной близости, значимости близких людей, их роли в вашей жизни.
Инструкция. Представьте себя «Планетой» в галактике. Рядом с вами располагаются другие планеты, но на разной степени по удаленности от вас. Эти планеты ваша семья, близкие люди они взаимосвязаны с вами в разной мере. Это вы определите сами. Каждой планете определите форму, цвет по вашему усмотрению. В конце подпишите свои планеты. Определите степень схожести цветовой гаммы, формы и удалённости от центра «Планеты-Я».
Рефлексия Какие затруднения вызвало это задание? Какие мысли, чувства при этом вы испытывали?
На примере одного рисунка, каждый анализирует свою «Галактика».
«Вселенная моего Я»
Рисуют на листе различной формы и цвета и месторасположения относительно дркг друга. Анализируется как проективный метод.
3 упражнение «9-й класс»
Цель: активизировать чувства, усилить воспоминания о себе в период взросления.
Инструкция. Пожалуйста, давайте вспомним каждый себя в 9-м классе. Представьте себя в образе животного, изобразите его на листе бумаги. Придумайте небольшой рассказ об этом образе. Опишите чувства, которые возникли у вас при этом.
Рефлексия. Анализ, обсуждение рисунков по методике «Несуществующее животное».
4 упражнение «Здравствуй, взрослая жизнь!»
Цель: активизировать эмоции, чувства, мысли, связанные с этим возрастным периодом, для переосмысления жизненного опыта.
Инструкция: Вы - скульптор (по очереди), а все остальные молчаливая глина. Создайте скульптуру: «Здравствуй, взрослая жизнь». Затем участники разбиваются на 2-3 подгруппы и «лепят из глины» 3 композиции «идеальная семья».
Рефлексия. Что для вас взрослая жизнь, и с какого возраста (момента) вы стали её вести? Какие чувства вызвали эти скульптуры? Как вела себя «глина» в каждый композиции? Что чувствовала во время ваяния «глина»?
5 упражнение «Точка отсчета»
Цель: определить степень идивидивидуальных личностей переживаний связанных со своей семьей (степень социальной, личностной зрелости).
Инструкция. У каждого участника на столе лежат листы бумаги, на которых проведена горизонтальная черта «линия жизни». Нужно вначале этого пути (слева) поставить точку - ваше начало, рождение. Затем подумайте и поставьте еще одну точку дальше на линии - это место где вы сейчас находитесь на жизненном пути. Проанализируйте, какие наиболее важные события произошли у вас между временем появления на свет и сегодняшним днем? Обозначение каждого события как отрицательное или положительное для вас, в вашей семье. (Поставьте над вертикальными черточками «+» или «-» ). Затем подумайте и представьте, что еще может произойти с вами в дальнейшей жизни. Отметьте также события «вашего будущего». В дальнейшем подводится на примере нескольких участников анализ событий, все подсчитывают «в прошлом» и «в будущем» - положительные и отрицательные события (например, отрицательные события: развод, смерть близких и др.; и положительные события детства, подросткового возраста, период зрелости: свадьба, поездка с семьей на отдых и др.).
Рефлексия. Какого опыта в «прошлом» было больше? (Каких событий положительных или отрицательных). Какие события существенно поменяли вашу жизнь, и жизнь вашей семьи?
6 упражнение «Рефлексия занятия»
Цель: определить, с каким мыслями, чувствами участники уходит? Выяснить нуждается ли кто - нибудь в индивидуальной консультации (вербализация).
Инструкция. Вот мы и побывали в своем прошлом, ощутили себя снова подростками, вспомнили события, чувства, переживания прошлого и даже заглянули в будущее. Каждый по-своему его увидел, представил. «Не зря говорят, что без прошлого нет и будущего».
Занятие №3 «Я и моя семья»
Цель: сознание условий для осмысления собственной жизни, своих взглядов, стереотипов; самоанализ.
1 упражнение-энеризатор «Хлопки по кругу»
Цель: эмоциональная мобилизация группы, её сплочение для дальнейшей работы.
Инструкция. По сигналу ведущего, сидящие в кругу участники хлопают по очереди 2 раза подряд. Услышав один хлопок ведущего, хлопки начинаются в противоположную сторону (ведущий меняется).
2 упражнение «Сказка»
Цель: самодиагностика личностных взаимоотношений в семье. Изучение отношений в семье.
Инструкция. Давайте придумаем каждый свою сказку о своей семье. Мы мысленно перевоплотимся в сказочных персонажей различных сказок, создадим семью (индивидуально каждый). Перед вами листы бумаги, где обозначены основные моменты, сюжет этой сказки. В событиях сказки принимают участие все члены вашей семье, только в образе сказочных персонажей. Участникам дается 15 минут на ее придумывание.
Рефлексия. Проводится заслушивание сказок. Анализ событий в ней (семье), ее общего фона - мажорный или ироничный, плачущий, обиженный и т.д. К чему стремится герой, чего он хочет достичь? Каждый герой (субличность) в сказке (борьба мотивов). Какие преграды (конфликты) преодолевают герои? (внешние - с обстоятельствами, людьми или внутренними своими качествами: ленью, слабостью, тревожностью, агрессией). Каков исход конфликта? (уход, противостояние, компромисс и др.)
3 упражнение «Мойка машин»
Цель: снизить эмоциональное напряжение группы.
Инструкция. Постройтесь в две шеренги. Теперь каждый из вас по очереди будет автомобилем (марку выберите сами), а остальные участники - моечное отделение. Машина проезжает через моечное отделение. Ее «моют, очищают» т.е. прикасаются к ней, производят какие-то действия.
Рефлексия. Какие чувства вы испытывали, когда были «мойкой», «машиной»?
4 упражнение «Перевоплощение»
Цель: определить соотношение «Я – реального» и «Я - идеального» с идентифицируемыми образами.
Инструкция. Сейчас мы поиграем. Мы живём постоянно взаимодействуя с окружающими нас людьми. С каждым человеком у нас складываются определённые взаимоотношения. Давайте мы представим наших близких в различных образах: животного, дерева, цветка, сказочного героя, артиста цирка и в цвете. Для этого каждый должен заполнить таблицу, где отобразим желаемый (идеальный) образ человека и действительный (реальный). Например, отвечаем на вопросы: «Если бы я был цветком, то каким и т.д.?»
Таблица 2 «Перевоплощение»
Семейные образы: | Дерево | Животное | Цветок | Сказочный герой | Артист цирка | Цвет |
«Я – реальный» | ||||||
муж / жена | ||||||
сын / дочь | ||||||
бабушка / дедушка | ||||||
сестра / брат | ||||||
свекор / свекровь | ||||||
тесть / теща | ||||||
«Я – идеальный» |
Рефлексия. Соответствует ли ваше «Я – реальный», вашему «Я – идеальному»? С кем вы себя объединяете в цвете, в образе? Какую социальную роль несет каждый участник этой «семейной сказки»?
5 упражнение «Признание в любви»
Цель: осознать и выразить свои чувства, признаться в любви своим детям.
Инструкция. Давно ли вы говорили своим детям, что вы их любите? А хотели бы вы это сделать, сказать им о своих чувствах? Раздаются подготовленные заранее для своих родителей бабочки, цветы (из бумаги), фломастеры. Внутри них пишутся слова любви, благодарности детям. Подписывая от кого это послание.
Рефлексия. Трудно ли было писать слова любви? Какие при этом чувства вы испытывали?
6 упражнение «Забота»
Цель: осознание взаимной любви, забота в семье друг о друге.
Инструкция. Давайте расслабимся, можно закрыть глаза и мысленно вспомнить приятные моменты, когда вы о ком-то заботились. При этом загибайте пальцы на руке (считайте). Затем ощутите заботу других о себе, растворитесь в ней, почувствуйте какое это доставляет вам удовольствие.
Занятие №4 «Я родитель, а это значит...»
Цель: осознание себя в роли родителя, выяснение приоритетов и ценностей в воспитании ребенка.
1 упражнение «Молекулы»
Цель: активизация состояния активности, бодрости.
Инструкция: Все участники - атомы. Они движутся хаотично по помещению, иногда объединяясь в молекулы. Ведущий дает команду, с какой скоростью и в какое количество должны объединится в молекулах атома.
2 упражнение «Хорошо или плохо»
Цель: выяснить семейные стереотипы воспитани.
Инструкция. Нужно по очереди закончить высказывание: «Быть родителем хорошо, потому что...», «Быть родителем плохо, потому что...», «Быть матерью хорошо, потому что...», «Быть матерью трудно, потому что ...», «Иметь ребенка (сына, дочь) хорошо, потому что...»
- Что доставляет нам радость общаться с ребенком?
- Почему порою трудно быть матерью / отцом?
- Какие вы испытывали чувства при составлении ответов?
3 упражнение «Я глазами ребенка»
Цель: определение и осознание индивидуальных особенностей ребенка; родительского влияния на него.
Инструкция. Заполните анкету, оценивая от 0 до 10 следующие параметры:
- на чем акцентируете свое внимание?
0 баллов - на ребенке, 10 баллов - на поведении;
- какие эмоции вы при этом демонстрируете?
0 баллов – отрицательные,10 баллов – положительные;
- когда вы обсуждаете поступок?
0 баллов - немедленно, 10 баллов - позже;
- какое поведение вы демонстрируете?
0 баллов - я часто веду себя агрессивно, 10 баллов - я никогда не веду себя агрессивно.
Посмотрите, что у вас получилось, обсудите. Подумайте, в каких случаях вы поступаете оправданно, в каких случаях ваши поступки не связаны напрямую с поведением ребенка. Задумайтесь: вы действительно реагируете на поступки ребенка или реагируете на него самого (то есть, возможно, вас раздражают любые действия ребенка).Проанализируйте, в какое время суток вы более всего конфликтуете с ребенком, по какому поводу. Вспомните, что вас на самом деле больше волнует (может быть, это бывает утром, когда вы торопитесь на работу, или вечером, когда вы устали). Запишите свои мысли и обсудите упражнение в парах.
Рефлексия. Обсуждение в парах. Если упражнение прошло быстро, или на взгляд ведущих, обсуждение было поверхностным, можно попросить участников вспомнить, как обычно они реагируют на поступки детей (привести несколько примеров).
4 упражнение «Шиворот навыворот»
Цель: закрепление информации, полученной в предыдущем упражнении, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделитесь на группы по два человека. Возьмите по листу бумаги и составьте рекомендации для родителей по воспитанию детей. Название рекомендаций: «Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка?», «Как отучить ребенка от самостоятельности», «Как занизить самооценку ребенка» и др. Зачитайте их и обсудите.
Рефлексия. Теперь вы можете увидеть, что такие рекомендации позволят родителям понять, что они сами довольно часто выполняют их, не замечая этого.
5 упражнеие «Незаконченное предложение»
Цель: переоценить сложившиеся стереотипы мышления.
Инструкция. Запишите в столбик пять предложений, которые вам нужно будет завершить.
- Я должна...
- Тот, кого я люблю должен...
- Мой ребенок должен быть...
- Я выражаю свою любовь тем, что...
- Я люблю себя за...
- почему кто-то из нас что-то должен?
- кому должен?
- кто это установил?
- в чем проявляется ваша забота о ребенке?
- чем вы гордитесь думая о ребенке?
Рефлексия. Ведущий. Можно подитожить все сказанное замечательными словами: «Я – это я, а ты - это ты. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я признаю твое право быть самим собой, а не таким, каким я хочу тебя видеть».
6 упражнение «Комплимент»
Цель: эмоционально сблизить участников.
Инструкция. Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. Мы предлагаем вам подумать, какие качества других как родителей вам нравятся. Сейчас вы бросаете мяч любому и говорите: «Мне нравится в тебе как в родителе... » (называете то, что вам нравится). Мяч может побывать у каждого из вас несколько раз. Постарайтесь в каждом найти что-то положительное.
Рефлексия. Это упражнение носит также и диагностический характер и позволяет выделить участников, пользующихся авторитетом, оценить эмоциональное состояние каждого участника, дать возможность вербализовать возникшие мысли и чувства.
Занятие №5 «Я и мой ребёнок»
Цель подготовить психологическую почву для сближения родителей и детей.
1 упражнение «Приятно сказать...»
Цель: создание тёплой, дружественной атмосферы в группе для сближения родителей и детей; активизация участников.
Инструкция. Все участники становятся в круг рядом друг с другом, протягивая руки к центру вперёд. По команде одновременно все берутся за руки, делая это так, чтобы в руке у каждого оказалась только 1 рука человека. При этом нужно сказать ласковое Слово соседу, которого вы держите за руку.
2 упражнение «Какими вы видите детей?»
Цель: самоанализ родительского отношения к подростку. Формирование его образа.
Инструкция. Вы видите длинный список качеств, пожалуйста, заполните эту анкету. Родители заполняют анкету : «Какими вы видите детей?»
Таблица 3 «Какими вы видите детей?»
Список качеств | Ребенок такой, как все | Ребенок, который отличается от других | Ребенок, который меня раздражает | Ребенок, в котором я вижу личность | Идеальный ребенок | Мой ребенок |
1. Агрессивный | ||||||
2. Глупый | ||||||
3. Инициативный | ||||||
4. Несдержанный | ||||||
5. Болтливый | ||||||
6. Веселый | ||||||
7. Приветливый | ||||||
8. Упрямый | ||||||
9. Конфликтный | ||||||
10. Способный | ||||||
11. Хитрый | ||||||
12. Активный | ||||||
13.Общительный | ||||||
14. Честный | ||||||
15. Грубый | ||||||
16. Пассивный | ||||||
17. Послушный | ||||||
18.Трудолюбивый | ||||||
19. Наглый | ||||||
20.Своевольный | ||||||
21.Аккуратный | ||||||
22. Беззащитный | ||||||
23.Ответственный | ||||||
24. Замкнутый | ||||||
25. Лидер | ||||||
26. Ленивый | ||||||
27. Равнодушный | ||||||
28. Скромный | ||||||
29. Неряшливый | ||||||
30. Дерзкий | ||||||
31. Независимый | ||||||
32.Умеющий слушать | ||||||
33.Злой | ||||||
34.Внимательный | ||||||
35.Невоспитанный | ||||||
36.Исполнительный | ||||||
37.Отзывчивый | ||||||
38. Доверчивый |
3 упражнение «Перенос качеств»
Цель: обратить внимание на неосознаваемое приписывание чужих качеств своему ребенку.
Инструкция. Разделите лист по вертикали на две части. Слева напишите 5 положительных качеств вашего ребенка. Справа 5 отрицательных качеств. Поразмышляйте над тем, что вы написали. Родился ли он с этими качествами? Когда они появились у него? Есть ли у ваших родных эти качества? А у вас? Вспомните, что вашим родителям не нравилось в вас? Как они боролись, и какой был результат? Назовите «отрицательные» качества другими словами, найдите в них что-то «положительное».
Рефлексия. Что вы чувствовали при написании своих качеств? При написании качеств других? Что было трудней написать?
4 упражнение-медитация «Мой ребёнок в будущем»
Цель: эмоционально настроить родителей на принятие своих детей. Звучит релаксирующая музыка (звучит «Лунная соната»).
Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке...
Дышите глубоко и спокойно… Мы переносимся на несколько лет назад… Вот наконец появился на свет ваш долгожданный ребёнок! Перед глазами – крохотный малыш… Вы смотрите на него, представляете каким он вырастет… На кого он похож… Кем будет работать… Какой ему предстоит большой жизненный путь… Он очень нуждается в вас…Без вашей заботы, участия, терпения и любви он не сможет… И вот первое кормление… Детский сад… идет в первый класс… Первые оценки…. уже подросток. Постепенно малыш взрослеет и превращается в самостоятельного человека… Впереди - самостоятельная от вас жизнь. Каким он стал ваш ребёнок? Чего достиг? Представьте его… Откройте глаза… Вы ощущаете прилив сил и желание делать добро близким...
Рефлексия. Как вы себя чувствуете сейчас? Какие эмоции в вас преобладают? Каким представлялось будущее ваших детей?...
Занятие №6 «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и своим ребёнком»
Цель: создание условий для тренировки каммуникртивных навыков и умений. Поиск конструктивных выходов из конфликта.
1 упражнение «Всё плохо!»
Цель: обратить внимание на «ловушки домысливания» в общении.
Инструкция. Я скажу всего лишь одну фразу. Задача родителей - сказать, как вы её поняли. Итак, вот эта фраза: «Всё плохо!»
Рефлексия. Поощрять предположения участников кивком головы, а потом спросить, бывает ли в жизни так, что вы говорите одно, а понимают вас по-другому.
2 упражнение «Пойми меня»
Цель: отработать навыки активного слушания.
Инструкция. Разделитесь на пары. Сядьте лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет произносить какие-то утверждения, которые кажутся ему верными. Тот, кто слушает, будет выражать свою реакцию на них фразой, начинающейся словами: «Ты имеешь в виду, что...», и дальше повторять высказывание говорящего, чтобы дать ему понять, что смысл произнесённого высказывания понят. После того как выполнили упражнение с одним партнёром, найдите второго партнёра и повторите упражнение.
Рефлексия. Как часто дома возникают ситуации, когда один не понимает другого, и с чем это может быть связано?
3 упражнение «Театр одного актёра!»
Цель: распознавание особенностей собственного поведения.
Инструкция. Разделитесь на пары. Попробуйте проиграть несколько сценок:
- попросите мужа вымыть посуду; попросите ребёнка вынести мусор;
- попросите у подруги одолжить вам наряд;
- поговорите со свекровью по телефону;
- попросите у начальника отпуск.
Один из вас будет играть самого себя, а другой - все остальные роли. Задача - внимательно все слушать и по окончанию проигрыванию всех сценок дать обратную связь: в какой ситуации вы были «взрослым», «ребёнком», «родителем». Потом поменяться ролями и повторить проигрывание.
Рефлексия. Вариант проведения - попросить партнёра только отметить, какое взаимодействие было искренним и приятным, а какое взаимодействие хотелось прервать и почему.
4 упражнение «А я делаю так!»
Цель: обменяться опытом удачного взаимодействия с членами семьи.
Инструкция.мПодумайте и запишите, что помогает вам общаться с членами своей семьи, а что мешает.
Рефлексия. Обсуждение работы: подводя итоги, можно обратить внимание на то, что в каждой семье свои правила и законы, которые должны соблюдаться к каждому члену семьи, а также есть индивидуальный. Опыт взаимодействия набирается с годами и передаётся из поколения в поколение (даже негативный!). Чем больше положительной отдачи от членов семьи, тем приятнее и легче с ними общаться. Личный пример - великая вещь!
5 упражнение «Конфликт»
Цель: получение представления об особенностях собственного поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция. Вспомните конфликт, который произошёл в вашей жизни за последнее время. С каким животным вы можете сравнить своё поведение в этот момент? Покажите, пожалуйста, это животное.
Рефлексия. Как вы чувствуете себя в образе изображённого животного? Каким животным хотелось бы быть в данной ситуации? Ведущий. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других - затаённой обидой, а бывает, что и настоящим «сражением». Как же конструктивно решать проблемы? Вспомним, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми; Что создаёт конфликтную ситуацию? Какие чувства при этом вы испытываете? А какие чувства испытывают ваши дети? (обсуждение). Очевидно, что причиной является столкновение интересов сторон. Возможны следующие варианты исхода конфликта:
Первый вариант – выигрывает только родитель. Что происходит с ребенком? Он сломлен, побеждён. Ему показан пример поведения: «Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого».
Есть и дугой способ - мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания. Это действие сопровождать объяснениями. Тогда усвоится другое правило - «Мои личные интересы не в счет, все равно придётся делать то, что хотят родители».
Второй вариант - выигрывает только ребенок. «Мир любой ценой». Родители избегают конфликта. Проигрывают родители и «образец неправильного» поведения на лицо.
Третий вариант - лучше найти компромиссное решение, которое станет «сотрудничеством» между удовлетворением потребностей двух сторон.
Какой бы вариант решения споров вы не выбрали, всегда должны помнить, что дети «впитывают» как «губки» тип поведения. В своей дальнейшей жизни они вероятно поступят так же, как вы их научили.
6 упражнение «Я научился у тебя»
Цель: повышение самооценки каждого участника группы, получение каждым обратной связи.
Инструкция. Подпишите лист бумаги. Отдайте его соседу слева. Пусть продолжит фразу «Я научился у тебя…». Лист по кругу должен вернуться к хозяину.
7 упражнения «Рефлексия занятия»
Ведущий. С какими чувствами, мыслями вы уходите домой? Что нового и нтересного узнали? Какие упражнения были для вас наиболее трудные. Вспомните понравившиеся моменты занятия? Заполните анкету-отзыв о наши х занятиях.
Заключительный этап. Занятие №7
Цель: закрепление положительной динамики в семье. Установка на реализацию приобретенных умений и навыков на занятии.
1 упражнение «По секрету»
Цель: поделиться планами на будущее. Произвести «реконструкцию» отношений в семье.
Инструкция. Участники сидят на стульях в кругу. У каждого человека есть право обрести счастливую семью, есть право быть счастливым в семье. Давайте каждый подумает и определиться с основными целями, которые вы будите решать в ближайшее время в семье. Какие коррективы вы внесете в семью? Что для этого нужно предпринять? Что вы испытывали, когда приняли решение «реконструировать»?
2 упражнение «Я хочу, я могу, я знаю, что от меня ждут»
Цель: повышение самооценки, уверенности в конечном успехе.
Инструкция. Участники заполняют на листах три колонки: «Я хочу в жизни», «Я могу в жизни», «Чего от меня ждут?»
- Сможите ли вы реализовать свои планы по укреплению взаимопонимания в семье?
- Кто может помочь вам осуществить их? (коллективное обсуждение записей).
- Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?
3 упражнение «Семья – в лучах солнца»
Цель: установка на реализацию поставленных целей.
Инструкция. Звучит мобилизирующая музыка. Участникам предлагается нарисовать на листе ватмана одно огромное солнце (символизирует семью), а на лучах его написать фразы-установки, позитивные намерения каждого, пожелания семье. В конце занятия звучит веселая музыка, и участники надувают разноцветные воздушные шары с пожеланиеми участникам и дарят их друг другу.
Ведущий. Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь полученную извне. Если детей одаривают в семье любовью, то и они ее вам вернут. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Говорите своим детям чаще ласковые слова, слова любви к ним! Чаще обнимайте, искренне и с интересом расспрашивайте о прошедшем дне. Дети должны точно знать, что его. Семья всегда с ним, в любых ситуациях окажет поддержку, поймет. Он – единственный и неповторимый, личность!
- Что для вас означает вросление вашего ребенка?
- Какой самый важный совет вы хотели бы дать самому себе?
- Что вы чувствуете по окончании занятий?
Получение обратной связи от родителей с помощью анкеты.
Желаю успехов вам и крепкой и дружной семьи!
Библиографический список:
- Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).
- Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319.
- Осложненное поведение подростков: Причины, психолого – педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с. – (Классному руководителю).
Анкета обратной связи - оцените пожалуйста, по пятибальной шкале: актуальность тренинга.
Комментарии
Спасибо за материал
Спасибо большое за материал!
Актуальность тренинга - пять
Добавить комментарий