Слушать или слышать? Проблема взаимодействия между педагогами и родителями
Каждый педагог знает и понимает, насколько непростым и ответственным участком его профессиональной деятельности является организация взаимодействия с родителями своих обучающихся. Российские школы накопили богатый опыт этой деятельности. Каждый педагогический коллектив в процессе развития обретает опыт использования различных интересных, продуктивных видов и форм профессионального контакта с родителями. Одно из главных мест среди них занимает общение. Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческим ценностями, общественным опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.
О педагогическом общении написано много. Иногда действительно толково и полезно. В любом случае каждый из нас может сделать прекрасный доклад о том, как надо правильно общаться с родителями. Но на практике мы продолжаем с завидным постоянством «наступать на любимые грабли», расшибать в очередной раз свой многострадальный учительский лоб и сетовать на «этих трудных родителей». Как же улучшить наше общение с родителями?
Эффективность взаимодействий педагога с родителями зависит и от его уровня владения техникой общения. Направленность на родителей выражается в желании и умении их слушать. Барьером взаимодействий оказывается привычка постоянно интерпретировать, оценивать, комментировать услышанное. В результате педагог слышит не столько собственно родителей, сколько самого себя по поводу сказанного собеседником. Как признался один из участников тренинга, проводимого мной для педагогов, анализируя свои контакты с родителями: «Я не то, что их не слышу... На самом деле, я их даже не слушаю. Как максимум, я могу помолчать, пока они говорят».
Приемы, правила и техники эффективного слушания.
Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Статистические данные говорят, что из общего количества времени, которое используется для контактов на работе и дома, 9% времени мы пишем, 16 - читаем, 30 - говорим, 45% - слушаем (точнее говоря, должны слушать).
Свойство слушания как личностное качество присуще не всем людям. Мы не слушаем собеседника по разным причинам: из-за нехватки времени, контраста эмоционального состояния слушателя со смыслом слов говорящего. Психологические процессы, обозначены понятиями «слушать» и «слышать», существенно отличаются. Слушать означает напрягать орган слуха, а слышать - напрягать мозг, концентрируя внимание на словах партнера. Именно поэтому слушая можно не слышать, поскольку сознание в это время занято другими проблемами, мнениями, информацией. Кроме того, многие слышат только то, что хотят услышать. Поэтому говорящий должен учитывать, что его информация воспринимается субъективно. Эффективное слушание предполагает правильное Понимание слов и чувств говорящего, сосредоточение на обсуждаемой проблеме. Оно обеспечивает осознание и решение партнерами по общению обсуждаемой проблемы, создание общего информационного поля, общего смысла, налаживание откровенных отношений, взаимопонимания.
Вы, возможно, слышали выражение «слушать всем телом» (когда информация интересна, собеседник бессознательно возвращается к партнеру, устанавливает с ним визуальный контакт, пытается «всем телом» продемонстрировать свою заинтересованность). Такое умение слушать - это восприятие информации, при котором слушающий выражает поощрительное отношение к тому, кто говорит, своеобразно стимулируя общение, воздерживается от лишних замечаний, способствует обмену информацией. Если собеседник в процессе диалога замолчал, это еще не значит, что он слушает. Ведь слушания является процессом, который предусматривает концентрацию внимания.
Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. К сожалению, наверняка никто нас не учил искусству общения. Да, несомненно, нам объясняли, как следует писать и читать, однако не учили тому, как необходимо слушать и говорить. Поэтому остановимся с вами на некоторых приемах, правилах и техниках эффективного слушания.
Приемы слушания
Конечно, для того чтобы говорить, прежде надо научиться слушать. А в этом могут помочь технические приемы эффективного слушания, разработанные И. Атватером.
- Выявляйте свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек – это первый шаг к их совершенствованию.
- Не уходите от ответственности за общение.
Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями.
- Будьте внимательны.
Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника.
- Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник.
Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты).
Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами.
- Умейте быть наблюдательным.
Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть взаимодействия. Следить надо за выражением лица собеседника: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора.
- Придерживайтесь одобрительной реакции по отношении к собеседнику.
Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.
- Прислушайтесь к самому себе.
Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, вам станет легче слушать собеседника.
- Помните, что часто цель собеседника - получить от вас что – либо реальное или изменить ваше мнение, или же заставить вас сделать что – либо. В этом действие – лучший ответ собеседнику.
Слушать и действовать
Всегда есть способ повлиять на ситуацию во время конфронтации, это: «Слушать! Слушать очень внимательно!». Большинство людей на самом деле не слушают, что им говорят во время разговора или спора. Им гораздо интереснее обдумывать свои мысли, чем нежели выслушивать идеи или мысли других. Ученые Чикагского университета называют такую ситуацию – «дуолог». Это совсем не то, что «диалог».
«Диалог» - это когда два человека разговаривают. Это обмен мыслями. «Дуолог» же – это ситуация, когда процесс «говорения» не связан с обменом мыслями. «Дуолог» протекают примерно так: один говорит, другой в это время обдумывает, что ему сказать, когда первый кончит говорить. Оба говорят по очереди, но ни тот ни другой не слушают собеседника. Каждому интересней не то, что говорит другой, а то, что скажет он сам.
Хотите влиять на ситуацию – слушайте, что говорит партнер. Он может сказать нечто весьма ценное. Слушайте внимательно, извлекайте из этого пользу.
Профессор Кит Дэвис разработал 10 правил эффективного слушания, которые помогут получить как можно больше информации для принятия взвешенных решений.
Правила слушания
- Перестаньте говорить
Невозможно слушать, разговаривая.
- Помогите говорящему раскрепоститься.
Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называется созданием разрешающей атмосферы.
- Покажите говорящему, что вы готовы слушать
Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно.
- Устраните раздражающие моменты.
- Сопереживайте говорящему.
Постарайтесь встать в положение говорящего.
- Будьте терпеливым
Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.
- Сдерживайте свой характер.
- Не допускайте споров и критики.
- Задавайте вопросы
Это подбадривает говорящего и показывает, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.
Чтобы развить умение слушать, оцените свое общение с другим человеком после завершения разговора. Спросите у себя, что именно вы сделали эффективно с позиций девяти наставлений. А затем - в чем вы должны усовершенствоваться?
Помехи
Существует девять барьеров, препятствующих эффективному слушанию.
1. Физический дискомфорт.
Жара, холод, усталость, голод или головная боль ухудшают способность слушать и уделять внимание собеседнику.
2. Прерывания.
Телефонные звонки, стук пишущих машинок, гул вентиляторов и другие внешние воздействия могут отвлекать от хода беседы.
3. Занятость мыслями о других вещах
Мысли о других встречах, неотложных делах и срочных сообщениях могут отвлекать.
4. Заранее подготовленные ответы.
Ответы-заготовки на реальные проблемы людей или попытки быстро отнести эти проблемы к той или иной категории могут мешать вам внимательно слушать.
5. Готовность к скуке.
Ожидание скуки от общения с определенными людьми означает, что вы заранее пытаетесь отделаться от них, даже не дав им никаких шансов.
6. Разговоры о самом себе
Чрезмерная озабоченность самим собой и собственными проблемами разрушает процесс общения.
7. Персонализация.
Предположение, что собеседник говорит о вас, хотя это и не так, ограничивает ваше восприятие.
8. Отношение к собеседнику
Симпатии или неприязнь к собеседнику могут испортить слушание.
9. Избирательное слушание
восприятие только части того, что говорит собеседник, по причине несовпадения личных убеждений или мнений слушающего с содержанием воспринимаемого сообщения ведет к неприятию всего разговора, потому что мнение собеседника не имеет значения для него.
Преимущества слушателя
У слушания, по подсчетам С. Дипа и Л. Сесмена, есть одиннадцать важных преимуществ:
1. Вы избегаете неприятностей, если вы хороший слушатель. И не только потому, что хороший слушатель внимательно следует инструкциям, предложениям и предупреждениям. У людей редко возникают причины для ссор с теми, кто уделяет им внимание.
2. Вы понимаете, что происходит.
Жизнь полна впечатлений. Все время вокруг вас что-то происходит. И чем больше вы впитываете информацию и понимаете происходящее, тем больше профессиональных и личных знаний вы извлекаете для своего опыта.
3. Становитесь более компетентным
Чем больше у вас знаний о работе, тем успешнее вы будете ее выполнять. Поэтому внимательно вслушивайтесь в окружающий вас мир и обдумывайте услышанное - это один из эффективнейших способов расширения знаний.
4. Будьте интеллигентным
Это заставит вас по-другому взглянуть на знакомого вам человека и изменить свое представление о нем. И возможно, окажется, что глупость не является его доминирующей чертой.
5. Увеличивайте свою силу.
Мир звуков полон информации - черпайте ее, извлекайте из информации знания, и вы станете сильнее, потому что благодаря хорошей информированности вы совершаете правильные поступки.
6. Истинная информация.
Есть ли что-нибудь более важное по сравнению с пониманием потребностей, мотивов и ценностей людей, окружающих вас? Вы ведь хотите получить нужный вам ответ от своего начальника или подчиненного? Тогда просто выслушайте их.
7. Вас будут уважать.
Как часто вы слышите такое: "...по крайней мере он выслушал меня". И на самом деле, разве вы не испытываете уважения к человеку, который действительно выслушал вас?
8. Вы получаете то, что вам нужно.
Существует верный путь получения от других того, что необходимо для вас. Единственный способ научиться этому - слушать, слушать, слушать.
9. Вы можете справиться с гневом собеседника.
Первыми реагируют на душевное волнение собеседника ваши уши. Когда мы слушаем разъяренного человека, стараясь понять причину этой ярости, мы демонстрируем ему свое сочувствие и позволяем выговориться до конца. Это успокаивает его. Глупо пытаться урезонивать человека в ярости.
10. Выслушивая человека, мы воспитываем в нем самоуважение.
Если вы прекращаете заниматься своим делом, чтобы выслушать собеседника, вы таким образом ему говорите: "Я ценю тебя и то, что ты собираешься сказать". Это один из наиболее безошибочных способов повысить самоуважение в подчиненных, детях, вашей супруге, в любом человеке.
11. Больше любви.
Выслушивайте собеседника - и любви в вашей жизни станет значительно больше. Процесс слушания - наиболее убедительное выражение любви и заботы. Сделайте такой подарок! В конце концов, кто остановится, чтобы послушать человека, который не нравится? Кроме того, один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо, если не полюбить вас, - выслушать их.
Обучение
Да, слушанию можно обучиться.
1. Помолчите.
Вы не можете одновременно говорить и слушать.
2. Поймите, что слушаете вы для своего же блага.
Благодаря слушанью вы получите силу, уважение, любовь и информацию, в которой вы нуждаетесь, что бы достичь успехов.
3. Старайтесь слушать лучше.
Поймите, что слушание – это некий вклад во время и энергию, который дает огромный доход в виде понимания.
4. Будьте менее эгоистичным.
Вы чуть ли не единственный, кто верит, что вы и то, что вы собираетесь сказать, более важно по сравнению с другим человеком и с тем, что он собирается сказать вам. Возможно, вы ошибаетесь.
5. Приготовьтесь слушать.
Если возможно, подумайте о собеседнике и о содержании разговора с ним заранее. Сформулируйте то, что вы хотите получить в результате беседы.
6. Усиленно работайте над навыками слушания.
Большинство людей говорят со средней скоростью 120 слов в минуту
Средняя способность воспринимать информацию – примерно 480 слов в минуту, то есть в 4 раза больше. Поэтому в то время, когда другой человек говорит, наше внимание рассеивается. Если мы уделим говорящему немного больше внимания, поддерживая контакт глаз – внимание не будет рассеиваться.
7. Проверяйте ключи.
Не только внимательно слушайте слова, но и следите за всем поведением собеседника: жестикуляцией, позой, мимикой и т.п.
8. Сдерживайте себя.
Не прерывайте. Отложите «приговор» до тех пор, пока человек не закончит.
Если вы приходите в ярость, остановите собеседника, расскажите о своих переживаниях, а затем попросите продолжить речь.
9. Не планируйте свой ответ, пока человек говорит.
Вам нужно всего несколько секунд, что бы обдумать ответ. Ваш собеседник подождет вас. Нет ничего страшного в недолгом молчании между вашими и его словами.
10. Победите то, что отвлекает внимание.
Избегайте шумного окружения. Игнорируйте то, что отвлекает внимание от разговора.
11. Искать его чувства.
Если вам необходимо услышать все из того, что говорит собеседник, скажите себе: «Сейчас для меня самое важное – понять чувства моего собеседника».
12. Не торопитесь с выводами.
Возьмите за правило принимать решение по поводу людей и событий, не делая окончательных, без поворотных выводов.
Совершенствуя свое умение слушать, основное внимание следует уделить освоению этих рекомендаций. Однако помните о наиболее распространенных ошибках, которых не следует допускать.
Итак, слушая собеседника:
- Не принимайте молчание за внимание - человек может быть просто погружен в собственные мысли.
- Не делайте вид, что слушаете. Это бесполезно: отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в жестах. Лучше уж признаться, что в данный момент выслушать достаточно внимательно вы не можете, обратившись, например, на занятость.
- Не перебивайте без надобности. Иногда мы делаем это неосознанно, кстати, руководители чаще перебивают подчиненных, чем наоборот. Если для уточнения сути дела вам все же необходимо перебить говорящего, помогите ему возобновить прерванный ход мыслей
- Не делайте поспешных выводов. Каждый неосознанно склонен судить, оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию. Помните, что такие оценки - барьер для содержательного общения.
- Не давайте «поймать» себя в споре. Когда вы мысленно не соглашаетесь с тем, что говорится, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А если начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, порой не слышите партнера. Выслушайте его до конца, чтобы понять, с чем вы не согласны, а уже после этого излагайте свою точку зрения.
- Не задавайте слишком много вопросов. Можно уточнить сказанное, но «закрытые» вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», необходимо свести к минимуму. Чрезмерно большое количество вопросов подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит время в оборонительную позицию.
- Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю ваши чувства». Такое заявление иногда служит для оправдания попыток (кстати, безуспешных) убедить собеседника в том, что вы слушаете. В действительности узнать, что именно чувствует собеседник, очень трудно.
- Не проявляйте излишней чувствительности к эмоциональной стороны речи. Слушая взволнованного человека, будьте сдержанны, иначе пропустите содержание разговора. Будьте настороже к эмоционально заряженным словам и выражениям (чтобы они не выбили вас из колеи), воспринимайте только содержание, которое они несут.
- Не давайте советы, если вас об этом не просят. Если ее действительно просят, уточните, что именно собеседник хочет в действительности.
- Не прикрывайтесь слушанием как защитой. Пассивные, неуверенные в себе люди иногда используют возможность избежать общения и самовыражения. Они не только не говорят, но на самом деле и не слушают.
Слушание – навык, которому можно научиться и применять на практике. Многие считают слушание пассивным. Они быстро начинают скучать и теряют энергию, если говорят не они. Хорошее слушание активно, оно на столько же захватывает слушающего, как и говорящего. Причина того, что большинство людей на самом деле не слушают, заключается вот в чём: Если бы они это делали, они были бы «открыты» для новой информации, открыты для восприятия того, как другой видит мир, и, в соответствии с этм новым знанием им пришлось бы изменить свои собственные представления и ранее приобретённые убеждения, а большинству людей не нравиться менять обычный и привычный для них образ мыслей. Безопаснее опираться на знакомое, чем экспериментировать с новыми рамками соотнесённости. Однако, мы не станем хорошими педагогами, если не предпримем основательных усилий, чтобы понять собеседника.
Активное слушание подразумевает, что нужно на время придержать при себе свои собственные ценности и попытаться понять, как смотрит на вещи говорящий – поставить себя на место этого человека.
Активное слушание – это особый навык, и его можно развить. У каждого человека имеются скрытые способности в этой области, но в первую очередь необходимо захотеть стать открытым для мнений других людей и рискнуть подвергнуться изменениям, происходящим вследствие такой открытости. Хороший способ проверить, хорошо ли вы умеете слушать – это попробовать перефразировать сказанное собеседником, причём как выраженный в словах, так и подразумеваемый подтекст.
Итак, мы теперь знаем, как правильно слушать и слышать наших родителей. Какой из способов слушания Вы выберете для себя? По моему мнению, необходимо действовать по ситуации и не забывать о том, что наш собеседник всегда интуитивно чувствует, как мы к нему относимся.
Самый важный рецепт
Философы размышляли о законах человеческих взаимоотношений в течение тысячелетий, и вывели одно важное правило: «Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами».
Литература
- Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.
- Рогов Е.И. "Психология общения", М., "Владос", 2001
- Рогов Е.И. "Психология человека", М., "Владос", 2001
- Смирнова Е.Е "Психология общения", СПб., 2005
- Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина, М., "Академия", 2004
Педагог - психолог МАОУ СШ №1 им. В.И. Сурикова - К.А. Казаченко