Выготский Лев Семенович

Лев Семёнович Выготский

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896-1934 Орша, Российская империя) - известный в мировой психологии сов. психолог.

Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.).

В ранний период творчества (до 1925) Выготский разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против. аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ).

В течение 10 лет Выготский Л.С. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь», 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см. Зона ближайшего развития, Обучение и развитие), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев («тройка»), впоследствии к ним присоединились Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина («пятерка»), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Выготский Лев Семенович (1896–1934) - российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами к-рого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное (см. Ассоциация) течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. «История развития высших психических функций», 1931).

На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под к-рыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке», из к-рой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.

Совместно с учениками В. экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи В. оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).

Литература

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

См. также: 

Комментарии

"...Очевидец событий

Гость
пт, 10/03/2017 - 06:18
"...Очевидец событий психотехник В.К. Соловьев писал, что секретарь среднеазиатского республиканского бюро ЦКП(б) Зелинский назвал статьи педолога А. Штилермана об узбекских детях глубоко шовинистическими [17]. Вероятно, эта негативная оценка была передана руководителю советской педологии А.Б. Залкинду, который в свою очередь "озадачил " своего молодого коллегу Л.С. Выготского[1]..." А уж Выготский организовал травлю А.Штилермана и украл у него все научные разработки. Вот как бывает. Ведь факт,что нигде не указывал данного автора но при этом использовал его исследования вместе с Лурия.

Теперь понятно, почему

Гость
пн, 27/02/2017 - 05:18
Теперь понятно, почему присутствует такая извращённая психология в настоящее время. В тот момент, когда уничтожалась, причём совершенно правильно, педология, как наука практически подтверждающая наличие высших человеческих рас, все недобитые педологии метнулись в психологию. Фамилии их известны: Лурия А.Р., Эльконин Д.Б. и куча ещё таких метателей.Отметим, что Л.С. Выготский умер в 1934 году от продолжительной болезни, которой он заболел в 1919 году, от туберкулёза. Гнилые методы они перенести из одной науки в чистую психологию и тем самым психология умерла как наука. В настоящий момент существует ещё теоретическая возможность очистить от прилипшей грязи психологию и тем самым вернуть ей истинное предназначение.

Основное свойство или

Гость
сб, 25/02/2017 - 05:53
Основное свойство или предназначение педологии в понимании Выготского ( не путать с наукой педологией Басова и Бехтерева) в том, что присваивается на основании совершенно непонятных тестов испытуемому определённый ярлык и на основании этого ярлыка испытуемый определяется в спецучреждение. Педагогика рассматривает развитие индивидуума в динамике, следит и корректирует развитие индивидуума. Поэтому, стоит согласиться с мнением Эльконина 1931 года, что педагогика должна быть восстановлена в своих правах. В настоящий момент педагогика вновь подвергается атаке и подмене иной наукой - психологией. Это вызывает определённое удивление и непонимание - это те же грабли. Зачем надо на них наступать?. К сожалению, Выготский, Лурия и их группа не понимали и так и не поняли задачи педагогики в целом. Поэтому их тесты вообще не могут быть признаны научными. стр 249. указанной выше книги. Описан вопрос, которым Лурия тестировал испытуемых, будучи в Узбекистане - БРЕД чистой воды. Просто ужас. И именно на основании таких вот вопросов делается определённый вывод о состоянии узбеков - этот вывод глубоко ошибочный и не должен вводить в заблуждении современного Читателя

В этой же книге стр. 81 "...

Гость
пт, 24/02/2017 - 18:35
В этой же книге стр. 81 "... Таким образом, Эльконин уже в 1931 году практически призвал восстановить педагогику в своих законных правах, что стало официальной мотивировкой запрета педологии в 1936 году". Если Н. Курек так пишет - значит он точно знает, что и почём. К сожалению, про данное деяние Эльконина практически никому не известно и данный человек продолжает считаться якобы учеником Выготского, хотя именно он и запустил механизм полного уничтожения педологии

Рассматривается книга:

Гость
пт, 24/02/2017 - 18:31
Рассматривается книга: История ликвидации педологии и психотехники. Автор Николай Курек. В данной книге автор Л.С. Выготский неоднократно уличается в том, что занимался плагиатом и переписывал тексты у других авторов. В частности, стр. 243. стр. 245. стр. 248. Обворовал оказался... Штилерман. И Лурия тоже подворовывал чужие идеи, то есть идеи этого же автора. Вот тебе бабушка и Юрьев день. Получается, что по всем канонам, Лёва Выготский просто ВОР. Надо прекращать читать книги и вчитываться в текст. Кстати, тираж данной книги всего 1 000 экземпляров, поэтому тот факт, что Выготский и его "подельник" Лурия несколько занимались плагиатом известен не всем. Поэтому, надо просто дать Читателю те книги, которые доказывать несколько иную точку зрения, нежели объявленную для всех.

После смерти Басова вся

Гость
пт, 24/02/2017 - 06:42
После смерти Басова вся педология и психотехника превратились в буквальном смысле слова в разновидность фашизма. Приклеивание ярлыков недоразвитости к различным народностям - в том числе к народностям Средней Азии на основании исследований того же Лурия, просто не оставляло шанса Советскому Правительству и вся данная лавочка была просто уничтожена. Конечно, пострадало и рациональное зерно, которое присутствовало в психологическом тестировании. НО. Психология пыталась и сейчас пытается подмять под себя педагогику. На это одним из первых обратил внимание "физиолог" Д.Б. Эльконин и благодаря его действиям в 1936 году педология "приказала долго жить".

Пытаюсь сравнить данного

Гость
ср, 11/01/2017 - 07:49
Пытаюсь сравнить данного автора с Басовым. Нет никакого сравнения. Басов - просто классик, всё понятно и интересно, а тут просто рваный текст, перепрыгивания и попытка в тексте разобраться самому. Причём постоянные противоречия в тексте даже на одной странице. Похоже, когда Басов умер, педология попала не в те руки и педологии настал просто конец. Никто не следил за ней и ВСЁ. У Басова есть ссылки на работы Павлова, а вот в педологии Выготского таких ссылок просто нет. Возможно, что лекции и статьи или книги - это разные литературные произведения, но стоит отметить, что для Читателя в разных жанрах должно быть всё понятно.

Страницы

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки