ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ
Лурия Александр Романович (1902-1977) - выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л.С. Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком - как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.
Лурия А.Р. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Лурия А.Р. создал новые классификации нарушений речи (афазий), движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию - описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические, Памяти расстройства). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций».
Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.
Лурия Александр Романович сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода. Еще в 1920-1930 гг. Л.С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А.В. Запорожцем, Л.И. Божович, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии.
Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии. Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.
Безусловен вклад Лурия А.Р. в «психологически ориентированную» физиологию. Автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление - психофизиология локальных поражений головного мозга. Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. - автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См. Метод семантического радикала, Харьковская школа. (Е.Д. Хомская)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Лурия Александр Романович (1902–1977) - российский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20-х гг. аффективные состояния человека (см. Аффект), разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими отечественными психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики.
Главные теоретические и экспериментальные исследования Л., посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики.
Литература
- Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
- Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л.С. Выготским).
- Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
- Травматическая афазия. — М., 1947.
- Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
- Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
- Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
- Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
- Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
- Психология как историческая наука. — 1971.
- Основы нейропсихологии. — М., 1973.
- Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
- Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
- Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
- Язык и сознание. — М., 1979.
- Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
- Потерянный и возвращенный мир.
- Культурные различия и интеллектуальная деятельность.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Лурия пойман на лжи, когда
Отметим, что Выготский
Прочитайте статью Фрумкиной
Как вам поступок Лурия на
По сведениям Фрумкиной, Лурия
Здесь не указана самая
Добавить комментарий