Оригинальное представление о механизмах личностного развития является достоянием национальной психологической школы в России. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, открывая поле исследования в рамках неклассического подхода к проблемам личности, предлагает ряд важных категорий, ставших константами психологии, для решения актуальных вопросов, как психологической науки, так и гуманитарного знания в целом.
В результате экспериментальных исследований, которые проведились ученым в начале тридцатых годов, были сформированы принципиально новые методологические подходы к проблеме обучения и развития. В рамках этих подходов центральное место занимает понятие «зона ближайшего развития», раскрывающее феномен возможного усвоения и воплощения родительского (в широком смысле этого слова) опыта [Кравцов Г.Г., 2010, С.9].
В ситуации, когда обучение выходит на перспективу дальнейшего усвоения навыков самоконтроля с помощью взрослого, новых для индивида форм социального поведения, обозначается начало еще одного поля освоения уже сформированного в культуре социального опыта – зона дальнего развития (ЗДР). Л.С. Выготский не формулировал данное понятие в своих трудах. Однако, следуя логике культурно-исторической теории, ЗДР обусловлена принципом развития и представляет собой более высокий уровень формирования личности [Кравцова Е.Е., 2012, С.65]. Данный феномен связан с готовностью или неготовностью субъекта к решению проблем, поставленных в рамках личных, профессиональных задач и персональных взаимоотношений.
На этом уровне высшие психические функции, во взаимодействии с волевыми процессами, в динамической системе сознания, неумолимо подводят индивида к проблеме смысла во взаимодействии с близкими и дальними людьми, отношения к социальным проблемам и определения своей роли в них. Мы можем только догадываться, как отразился личный жизненный опыт Л.С. Выготского на разработке методологического плана в дихотомии «обучение знаниям – присвоение культурного опыта». При этом отметим, что данный план оказался открытым для нас в разработке насущных проблем воспитания и развития личности в современных кризисных условиях.
Сейчас культурно-историческая теория Л.С.Выготского находится в зоне повышенного интереса к решению актуальных вопросов образования и воспитания молодых людей. Усиливающиеся тенденции пролонгизма, как способа существования за счет родителей, длительное пребывание в виртуальных средах, где не действуют законы нравственности и этические принципы, ориентация на «знания – узнавания», без присвоения на уровне индивидуальной психической структуры, – все эти явления достаточно ясно обозначились в жизни нашего общества и взывают к разработке проблемы усвоения опыта, подтвержденного в социальной культуре и отраженного в произведениях искусства и литературы, этических традициях принципах народов, населяющих Россию.
В лучших психолого-педагогических традициях советской школы принято считать, что проблема поступательного развития личности в процессе обучения касается, в первую очередь, детского и подросткового возраста. Студент вуза – человек взрослый, он способен развиваться как личность сам, задача преподавателя – помогать ему в этой деятельности. Согласно культурно-исторической теории условием развития личности является ситуация выбора. Эта идея была одной из центральных уже в ранних произведениях Л.С. Выготского и в исследовании «Психология искусства». В данных трудах ученый показал, что усвоение уже существующего, отраженного в жизни общества и произведениях искусства, опыта, как социального, так и на уровне рефлексии индивида, протекает через переживание и внутреннее сопоставление со своим собственным жизненным опытом, создавая метаморфоз личностного изменения.
Важнейшей проблемой развития личности молодого человека является нахождение точки опоры в процессе соединения собственного мировоззрения и ценности свободы, ее практическое присвоение через выбор ориентиров и способа действия. Согласно культурно-историческому подходу, любое важное для личностного развития присвоение культурной формы не может быть комфортным, и, как правило, проходит с большим чувством – чрез переживание. Если личность переносит, «проходит» эту ситуацию и включает в актив своего поведения утвержденную в переживании культурную форму, можно говорить о саморазвитии субъекта – достижении контроля за своим собственным поведением в разрешении противоречивых чувств и желаний.
На изучение механизма присвоения культурного опыта направлено многолетнее исследование, проводимое с 2000 года в Поволжском государственном технологическом университете по настоящее время [Хинканина А.Л., 2014]. В рамках исследования использовались зарубежные и отечественные диагностические инструменты [Попов Л.М. , 2008].
Целью исследования являлось раскрытие особенностей поведения студентов творческих, технических и технологических специальностей в ситуациях этического выбора и нравственного смоопределения. Объект исследования – поведение студентов в ситуациях возможности выбора культурных форм поведения. Предмет исследования – принятие решения в ситуации этического выбора. Гипотеза исследования заключалась в том, что сформированными оказываются те стереотипы поведения, которые представлены в культурно-историческом опыте. Модели поведения, которые выбираются или не выбираются по значимым причинам, обозначают зону дальнего развития студента.
Результаты.
Ситуации, предложенные для разрешения и выбора модели поведения, делились на насколько групп. Первая группа предполагала альтернативу между личным благополучием и благополучием близких людей. В ответах проявились две основных тенденции. Часть испытуемых безоговорочно проявляла альтруизм, другая часть студентов выбирала ответ в собственную пользу. При этом, как правило, во втором случае следовало развернутое объяснение, почему принято именно эгоцентрическое решение. Во второй группе ситуаций отношения со сверстниками студенты в своем большинстве делают выбор в пользу другого, демонстрируя альтруизм.
Противоположная картина вырисовывается в выборе альтернативного действия по отношению к карьере и к сфере деловых отношений. Здесь в большей степени проявились эгоцентрические установки: только треть студентов сделала выбор в пользу другого. В условиях возможности получения прибыли за чужой счет обоснование выбора студентов дифференцируется, при этом обозначено желание учитывать интересы другого человека.
В ситуации, когда требуется проявить вежливость по отношению к незнакомым людям, студенты ориентируются на этику поведения и свое представление о культуре, что помогает сделать выбор в пользу другого. Наиболее сложными для испытуемых оказались ситуации гипотетического характера, которые по теории вероятности не могут произойти, и по содержанию которых возникает угроза жизни для другого человека и для собственного существования. При выполнении данных заданий увеличивалось количество испытуемых, демонстрирующих уход от ответа. И так же, как и в первой группе зданий, эгоцентрический ответ обосновывался, почему испытуемый выбрал такое решение. Деловые отношения и критические ситуации появились как относительно новый продукт современной эпохи, поэтому стереотипы поведения в данных ситуациях не оформлены до конца.
Обсуждение.
Проведенный анализ содержания ответов по выбору альтернативного действия позволяет сформировать группы ответов в зависимости от зоны развития личности.
В зону актуального (присвоенного) опыта попадают ответы по ситуациям, связанными с проявлением вежливости к посторонним людям в транспорте, случайных встречах. В эту зону попадают ответы по ситуациям, связанным с прибылью за чужой счет. Это свидетельствует о сформированности этических представлений о законных путях в достижении целей. Обоснованием такой оценки косвенно является то обстоятельство, что подавляющее большинство студентов не являются богатыми людьми и хотели бы иметь больше денег.
зона ближайшего развития представлена разнонаправленными ответами по отношению к заданиям на альтернативное решение вопросов, связанных с ситуациями карьерного роста и профессионального развития. Данное обстоятельство объясняется тем, что в опыте студентов вариантов разрешения ситуаций пока или не имеется, или они ограничены слабой рефлексией подобных решений. Здесь открывается большое поле деятельности преподавателя в области профессиональной этики и дальнейшего развития личности студента.
Зона дальнего развития вырисовывается почти во всех группах ситуаций, так как они предполагает самостоятельный выбор, который будет осуществляться не в искусственно созданных условиях, а практике жизненного пути. Эта зона предполагает определенный (сформированный, недостаточно сформированный или несформированный) уровень готовности к альтернативному поступку в ситуации выбора со стороны молодого человека. Таким образом, можно определить как значимую часть содержания ЗДР способность личности к поступку на основе культурной формы – этических норм. Особенностью такого действия является то, то он не приносит выгоды или удовольствия [Хинканина А.Л., 2010, С.150].
Выводы.
Наше исследование подтверждает не только методологическую состоятельность, но и перспективность культурно-исторической теории Л.С. Выготского: направленность на высшее, взаимодействие индивида с культурными формами, реакция выбора и наличие ориентиров и идеалов. развитие личности студента возможно в значимой степени через присвоение культурных форм и этических ценностей. Этот процесс имеет ряд этапов и нуждается в дальнейшем изучении.
Перспективное методологическое обоснование ЗДР является необходимым инструментом для будущего исследования важнейшей темы присвоения культурных моделей поведения и идеальных форм в процессе становления личности молодых людей. Эта задача имеет цивилизационное значение и национальный приоритет в условиях, когда формирование личности и ее гражданская зрелость тестируют развитие и способность к саморазвитию.
Литература
- Кравцова. Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2012. – №1. – С.61-66.
- Кравцов Г.Г. Проблема взаимосвязи обучения и развития // «зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии. – М. 2010. – С.8-11.
- Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2008. – 238с.
- Хинканина А.Л. Проблема идеального образа в современном гуманитарном знании // Вестник ВятГГУ . № 3(3) 2010. С.145-151.
- Хинканина А.Л. Особенности идеальных представлений о целях деятельности студентов технологического вуза // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. 2014. № 2. С.75-79.