Взаимосвязь родительского отношения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Разделы психологии: 

Деина Мария Геннадьевна, Магистр ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Аннотация: Статья посвящена исследованию взаимосвязи типов родительского отношения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены понятия отношения, родительского отношения, коммуникативность, коммуникативная компетентность, типы родительского отношения, а также результаты эмпирического исследования взаимосвязи типов родительского отношения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, компетентность, коммуникативная компетентность, отношение, типы родительского отношения.
Keyword: preschool children, competence, communicative competence, attitude, types of parental attitude.

В настоящее время проблема формирования и развития коммуникативной сферы у детей стоит особенно остро. Ускоряющийся темп жизни, высокая занятость родителей, повышенная эмоциональная напряженность, увлеченность гаджетами, интернетом, сетевыми играми приводят к существенному сокращению общения родителей и детей, а также нарушению гармонии в детско-родительских отношениях, как следствие, - серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми у многих дошкольников. Многие дети не умеют согласовывать действия с партнёром по общению, сопереживать и сорадоваться, выражать симпатию.

Дошкольный период имеет особую значимость для развития и становления личности человека, формирования отношения к себе и другим людям. Это жизненно важный период в развитии ребенка: формируются основы физического, психического здоровья, закладываются особенности эмоционального, социального и культурного поведения. С момента рождения ребенок постепенно овладевает социальным опытом: через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, игрушки происходит постепенное становление и развитие коммуникативной сферы личности. Рассматривая значение формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста необходимо заметить, что при недостаточно сформированной способности к общению в детстве могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно.

Данная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И. Лисиной и др.), так и у зарубежных (А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни и др.) специалистов.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Особенная роль в формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста отводится фактору их взаимодействия с родителями. Родители ребенка являются основными носителями общественных отношений, звеном, опосредующим все другие связи ребенка данного возраста с миром. Являя собой сложное переплетение социальных взаимоотношений, выражающееся в системе семейного взаимодействия и коммуникации, семья именно в этом качестве предстает наиболее значимым фактором формировании коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

В тоже время имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений с учетом типов родительского отношения.

Анализ понятия «отношение» в зарубежной и отечественной психологии позволяет определить понятие «отношение» как активную интегральную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающий в результате взаимодействия субъектов, отражающий ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний.

Родительские отношения в каждой психологической школе описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание к нему. С другой стороны, родительское отношение характеризируется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

Родители играют важнейшую роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям.

Компетенция – это способность индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Коммуникативная компетенция - это готовность личности способность к взаимодействию с другими людьми, это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Существует три основных подхода на структуру коммуникативной компетенции. Первый подход включает такие структурные компоненты, как когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Во втором подходе исследователи характеризуют структуру коммуникативной компетентности через коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения. Третий подход в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально- психологический и психофизиологический уровни.

Коммуникативная сфера дошкольников характеризуется рядом особенностей: осуществление взаимодействия не только в рамках непосредственного общения, но и при помощи информационно-коммуникационных технологий; ориентация на удовлетворение, прежде всего, своих собственных коммуникативных потребностей; усиление прагматизма, социальной обусловленности тех или иных действий; увеличение аналитической составляющей детской коммуникации; отсутствие навыков успешного разрешения конфликта.

С целью выявления взаимосвязи типов родительского отношения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование на базе МАДОУ «Детский сад «Ягодка»» города Черногорска Республики Хакасия. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет и их родители.

Для сравнения типа родительского отношения и уровня коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста мы предполагали использование четырех методик:

- опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
- проективная методика «Рисунок семьи»
- методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина);
- проективная методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

Выбор методик был обусловлен особенностями предмета исследования и определялся следующими критериями:

- высокой степенью надежности и валидности;
- возможностью количественного представления результатов исследования с целью дальнейшей математико-статистической обработки;
- возможностью многоаспектного исследования мотивации достижений и перфекционизма у испытуемых.

Первой методикой, используемой в нашем исследовании, явился тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Результаты исследования по методике диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин) свидетельствуют, что наибольшее количество родителей (28 чел. - 46,7%) имеют родительское отношение типа «симбиоз». Родители всегда стараются быть ближе к ребенку, удовлетворяют все его потребности, ограждают от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей, а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих родителей.

После обработки результатов диагностики мы решили, что отношение родителей к детям можно поделить на эффективные (оптимальные) и неэффективные (нарушенные).

Так, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребенку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: оптимальные родительские отношения к ребенку наблюдаются в 10 семьях (16,7%); нейтральному уровню можно отнести 38 семей (63,3%); родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 12 семьях (20%).

Дальнейшие три методики мы будем рассматривать внутри трех групп, полученных по результатам первой методики.

«Рисунок семьи» является одной из самых популярных методик. По мнению многих психологов, рисунок семьи – высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее Восприятие себя и других членов семьи, его чувства, переживания, его отношения к близким взрослым.

Применение теста предполагало две части:

  1. Рисование своей семьи.
  2. Беседа после рисования для получения максимум дополнительной информации.

Основная цель теста «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана – получение информации о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Анализ по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана показывает, что во всех группах наиболее значимым персонажем является мать. Что касается фигуры отца, то дети изображают его в своих рисунках в группах «оптимальные» и «отрицательные отношения». В группе «нейтральные отношения» 6 детей (15,8%) совсем не изобразили фигуру отца. Причем на одном рисунке из данной группы ребенок не изобразил ни мать, ни отца; он нарисовал бабушку и себя.

Порядок изображения фигуры матери и отца следующий: если в группе «оптимальные отношения» и «нейтральные отношения» дети изображают маму первой, то в группе «отрицательные отношения» всего лишь один ребенок. Первую по счету фигуру отца изобразили 3 чел. (15%) из группы «отрицательные отношения». По-видимому, эти дети испытывает «материнскую депривацию» - недостаток внимания, тепла, общения с мамой.

Следует отметить, что в группе «отрицательные отношения» 13 детей (55%) совсем не изобразили своих родителей. Анализ рисунков этих детей позволяет сделать следующие выводы: дети либо находятся в конфликте с родителями, либо между детьми и родителями отсутствует близость, заменяющаяся холодностью отношений и враждебностью. Семейные взаимоотношения в этих случаях неблагополучны, дети больше привязаны к другим родственникам, которых и рисуют.

Не менее интересно то, что в группах «нейтральные отношения» и «отрицательные отношения» отсутствует Я-фигура, что может свидетельствовать о неслучайной изолированности себя из семейного общества. Ребенок чувствует себя чужим и ненужным среди других членов семьи. При анализе рисунков выяснилось, что в большинстве случаев дети рисуют себя маленькими фигурами, а некоторые изображают себя в нижней части листа или на обратной стороне листа в виде одной головы. Это также может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

Примечательно и то, что только в группе «оптимальные отношения» дети изобразили членов семьи, которые держатся за руки, улыбаются, их одежда раскрашена в яркие теплые тона. Следовательно, мы можем предполагать, что в данных семьях благоприятная семейная обстановка, дружеские взаимоотношения между всеми членами семьи, а ребенок чувствует любовь и уважение со стороны родителей, их поддержку. Соответственно, что Я-фигура на этих рисунках изображены первыми по счету и хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры.

Третьей методикой, используемой в нашем исследовании, стала методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина), основная цель которой – изучение коммуникативной компетентности в общении старших дошкольников со сверстниками.

Анализ по методике «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной показывает, что в группе «оптимальные отношения» высокий уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками преобладает над средним и низким уровнем – 8 чел. (80%). У этих детей сформирована потребность во взаимодействии со сверстниками в различных системах с помощью средств речевого и неречевого воздействия, выбранного им самостоятельно; они стремятся достичь изменений в познавательных, мотивационно эмоциональных и поведенческих сферах; проявляют и развивают свою индивидуальность в предметной деятельности и во взаимодействии с другими сверстниками через разнообразные способы коммуникации. Они имеют интонационно-окрашенную речь, сопровождающуюся мимикой, движениями, жестами.

Стремятся к соучастию и созвучию с миром другого; к изменению способов поведения, обусловливающих установлению гармонии между ребенком и окружающей действительностью, и тем самым достигая степень сопереживания, согласия между людьми. При разборе картинок проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняя задания. При этом у них присутствовал открытый взгляд, улыбка, отмечались своевременные реакции на реплики воспитателя. Мимика и жесты использовались сообразно содержанию и общей тональности беседы.

В группе «нейтральные отношения» преобладает средний уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками - 15 чел. (39,5%). Эти дети во взаимодействии со сверстниками ориентируются только на предложенные нормы и способы поведения; они ситуативно стремятся проявить свою индивидуальность через однотипные способы поведения во взаимодействии с окружающей действительностью. Их речь эмоционально окрашена, коммуникация носит ситуативный характер. Для них характерно стремление к соучастию, но оно не гармонизировано, не приводит к достижению цели взаимодействия. Дети изменяют поведение под воздействием внешних стимулов тогда, когда это значимо и необходимо для них, при этом не всегда достигая сопереживания и взаимопонимания. Во время беседы чаще всего присутствовал равнодушный взгляд, безучастное, незаинтересованное выражение лица.

В группе «отрицательные отношения» преобладает низкий уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками - 15 чел. (75%). Эти дети не осознают ценности коммуникативного процесса; во взаимодействии со сверстниками они используют способы речевого и неречевого воздействия, не приводящие к согласию и гармонии между собой и окружающими сверстниками. У них не сформирована потребность в самопознании и самосовершенствовании; они не стремятся достичь изменений в различных поведенческих сферах; не способны продолжать процесс коммуникации без посредника в разных сферах бытия.У них отсутствует способности к сопереживанию и взаимопониманию; не развита потребность в познании и усвоении общечеловеческих, культурных и духовных ценностей.

Основная цель четвертой проективной методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - определить умения детей договариваться, приходить к общему мнению, умение сотрудничать (насколько дружно они это делают, ведут ли себя сдержанно, осуществляют ли помощь друг другу, как относятся результату общей деятельности), как умеют слушать и поддерживать контакт. Первоначально дети делятся на пары, им предлагается украсить вырезанные из бумаги рукавички, но так, чтобы они составляли пару (были одинаковые). Воспитатель поясняет, что сначала нужно договориться, какой узор они будут рисовать и какого он будет цвета. Детям дается один набор карандашей на двоих, предупреждая, что ими надо делиться. Для определения уровня сформированности культуры речевого общения используются критерии - высокий, средний, низкий.

Результаты методики «Рукавички» Г.А. Цукерман показал, что в группе «оптимальные отношения» высокий уровень культуры речевого общения преобладает над средним и низким уровнем – 7 чел. (70%). В процессе рисования дети показали, что они умеют договариваться, приходить к общему решению, стараются контролировать процесс, на отступления от первоначального замысла партнера реагируют спокойно, по ходу осуществляют взаимопомощь. В процессе выполнения задания конфликтных ситуаций среди них не возникало. Их рукавички были украшены одинаковым или весьма похожим узором, т.к. дети сразу активно обсуждали вместе возможный вариант узора и пришли к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек.

Преобладающий средний уровень сформированности культуры речевого общения показали 16 чел. (42,1%) в группе «нейтральные отношения». Детей заинтересовал данный вид работы, они активно приступили к выполнению задания. Однако сначала ребята не начали договариваться между собой, а стали самостоятельно украшать рукавчику. Воспитателю пришлось продемонстрировать, как нужно договариваться с товарищем. Среди пар прослеживалось, что если у одного из детей лучше сформирована речевая коммуникация, то второй ребенок в паре следовал за первым (действовал по подражанию, по инструкции товарища, соглашался с его предложением, отвечая односложным ответом «Да!», «Хорошо!» и не предлагал альтернативы). Их рукавички имели частичное сходство по отдельным признакам (цвет или форма некоторых деталей).

Преобладающий низкий уровень сформированности культуры речевого общения в группе «отрицательные отношения» показали 13 чел. (65%). Выполнение задания характеризовалось частыми конфликтами, резкими эмоциональными реакциями (плач, жалобы), разрешение которых зависело в большинстве случаев от воспитателя. эмоции, которые проявлялись у детей, не относились к процессу рисования, они возникали периодически и были связаны, чаще всего с внешними раздражителями. В узорах их рукавичек явно преобладали различия или вообще не было сходства; дети не пытались договориться между собой и не смогли придти к согласию, настаивают на своем.

Таким образом, при сборе и анализе полученных в исследовании данных ярко прослеживается, что у большинства детей в группах с нейтральным и отрицательным отношением в семье преобладает низкий уровень развития коммуникативной компетенции. Данная группа детей отличается негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью. Дети затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников, они не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них нет четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации. Они испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед сверстниками, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, редко проявляют инициативу в общении, умение слушать и слышать у них сформировано не полностью. Поэтому с данными детьми необходимо провести работу, направленную на оптимизацию отношений родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в ходе проведения эмпирического исследования прослеживается, что у большинства детей в группах с нейтральным и отрицательным отношением в семье преобладает низкий уровень развития коммуникативной компетенции. Данная группа детей отличается негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью. Дети затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников, они не имеют четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них нет четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации. Они испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед сверстниками, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, редко проявляют инициативу в общении, умение слушать и слышать у них сформировано не полностью.

Родители играют важнейшую роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям.

Литература:

  1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дисс. канд.психол.наук. – Волгоград, - 2001. – 24 с.
  2. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога во внеучебной деятельности // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Афанасьева. - 2011. - № 3. – С. 27–35.
  3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
  4. Васильева В.С. Повышение квалификации как фактор коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. - № 11. - С. 9–16.
  5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Прайм- Еврознак, - 2003. - 320 с.
  6. Воронков Д.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов технического ВУЗа // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. - 2009. - № 6. – С. 113–117.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

15 янв 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Деина М.Г. Взаимосвязь родительского отношения и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Инновации. Наука. Образование. – 2021 – № 26. – С. 528-538.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки