Взаимосвязь личностного ресурса и психологического благополучия студентов

Разделы психологии: 

С.В. Персиянцева

Взаимосвязь личностного ресурса и психологического благополучия студентов

S.V. Persiyantseva

Relationship of Personal Resource and Psychological Well-Being of Students

В статье рассматривается взаимосвязь индекса общего психологического благополучия, его компонентов с индивидуально-психологическими черта ми личности, составляющими личностный ресурс. Установлено, что высокий уровень психологического благополучия достигается за счет проявления таких качеств человека, как самоэффективность, самоконтроль, жизнестойкость, позитивные отношения с другими и позитивное отношение к себе, наличие цели в жизни. Самочувствие студентов напрямую связано с толерантностью к неопределенности. Чем выше хорошее самочувствие, тем больше молодые люди предпочитают неопределенность, перемены, стремление к новизне и решению сложных задач.

Ключевые слова: жизнестойкость, самоэффективность, самоконтроль, толерантность к неопределенности, управление окружающей средой, баланс аффекта, психологическое благополучие.

В предыдущем исследовании [1] получены данные значимого вклада ценностных ориентаций в психологическое благополучие студентов. В данной работе проверялось предположение о наличии положительной корреляции между показателями личностного ресурса и психологическим благополучием учащихся.

Для диагностики психологического благополучия использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Показатели личностного ресурса исследовались с помощью таких методик, как «Шкала общей толерантности к неопределенности» (MSTAT), «Краткая шкала самоконтроля», «Тест жизнестойкости» (ТЖ), «Опросник общей самоэффективности» (ООСЭ), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс хорошего самочувствия» (WHO). Статистический анализ осуществлялся при помощи корреляционного анализа Спирмена [2]. Выборку составили студенты в возрасте от 18 до 21 года (N = 41; M = 18,83; SD = 0,13).

Корреляционный анализ Спирмена показывает наличие общих положительных корреляций между психологическим благополучием и индексом хорошего самочувствия, а также между психологическим благополучием и показателем удовлетворенности жизнью (r = 0,44, p < 0,01; r = 0,31, p < 0,05 соответственно). Высокий уровень значимости получен между общим показателем психологического благополучия и жизнестойкостью, самоэффективностью, самоконтролем (r = 0,53, p < 0,001; r = 0,46, p < 0,01; r = 0,34, p < 0,05 соответственно).

Выявлена отрицательная частная связь между значениями шкал «баланс аффекта» и «позитивные отношения с другими», «самопринятие», «управление окружающей средой» (r = –0,60, r = –0,38, r = –0,37). Это свидетельствует о том, что неудовлетворенность собственной жизнью, ощущение собственного бессилия приводят к неспособности поддерживать позитивные отношения с окружающими, к невозможности управлять своей жизнью.

Интересно, что не выявлено корреляционных связей между индексом общего психологического благополучия и показателями по методике толерантности к неопределенности. Однако обнаружены положительные связи между индексом хорошего самочувствия и показателями методики «Шкала общей толерантности к неопределенности» как по общему баллу, так и по отдельным шкалам на 0,01; 0,05 уровнях значимости. Можно предположить, что чем выше у студентов показатель хорошего самочувствия (наличие хорошего настроения, сна, ощущение бодрости, активность), тем выше потребность в изменениях, новизне.

В заключение можно сказать, что студенты с высокой самоэффективностью и жизнестойкостью, высоким уровнем самоконтроля удовлетворены своими успехами в учебе и уверены, что способны контролировать свою жизнь, при этом временные трудности или стресс на своем жизненном пути воспринимают как менее значимые.

Развитие личностных качеств студентов зависит от многих факторов: культуры образовательного пространства, процесса обучения, личности современного преподавателя. Вот поэтому так важно преподавателю быть не просто специалистом в своей области знаний, он должен иметь широкий кругозор, быть готовым к постоянному обучению и развитию, идти в ногу со временем и использовать современные технологии обучения. Кроме того, он должен быть обладателем таких качеств, как терпение, понимание, уважение, духовность и целеустремленность.

The article discusses the relationship between the index of general psychological wellbeing, its components and individual psychological personality traits that make up a personal resource. It has been established that a high level of psychological well-being is achieved through the manifestation of such human qualities as self-efficacy, self-control, resilience, a positive attitude towards others and positive attitude towards oneself, the presence of a goal in life. The well-being of students is directly related to tolerance for uncertainty. The higher the well-being, the more young people prefer uncertainty, change, the desire for novelty and solving complex problems.

Keywords: resilience, self-efficacy, self-control, tolerance for uncertainty, environmental management, affect balance, psychological well-being.

Литература

  1. Персиянцева, С.В. Психологическое благополучие и ценностные ориентации в структуре личностного потенциала российской молодежи / С.В. Персиянцева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании / под ред. С.А. Безгодова. — Санкт-Петербург, 2022. — С. 321–328.
    Persiyanceva, S. V. Psixologicheskoe blagopoluchie i cennostny`e orientacii v strukture lichnostnogo potenciala rossijskoj molodezhi / S. V. Persiyanceva // Gercenovskie chteniya: psixologicheskie issledovaniya v obrazovanii / pod red. S. A. Bezgodova. — Sankt-Peterburg, 2022. — S. 321–328.
  2. Epskamp, S. A tutorial on regularized partial correlation networks / S. Epskamp, E. I. Fried // Psychological Methods. — 2018. — Vol. 23, № 4. — P. 617–634.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 фев 2024

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Персиянцева С.В. Взаимосвязь личностного ресурса и психологического благополучия студентов // Мир психологии. – 2024. – № 1 (116). – С. 214-216.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки