И.Н. Галасюк Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
С.Ю. Киселев Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: родительская отзывчивость; видеонаблюдение; индикаторы поведения; детско-родительское взаимодействие; методика Бейли; расстройства аутистического спектра.
Введение. Одним из ключевых симптомов у детей раннего возраста из группы риска РАС является отставание в развитии речи. Может ли коммуникативное поведение родителей таких детей влиять на их речевое развитие? Представлены убедительные доказательства того, что способность родителя проявлять вербальную отзывчивость (parents verbal responsiveness, PVR) определяет коммуникативные способности детей. Отмечена взаимосвязь между проявлениями родительской отзывчивости и тем, что дети группы риска РАС часто демонстрируют низкий уровень инициации общения, ограниченные возможности ответных реакций в общении со взрослым, отсутствие или ограниченное количество зрительного контакта [1].
В предыдущих исследованиях авторы выявили влияние родительской отзывчивости на нейрокогнитивное и социально-эмоциональное развитие ребенка [2]. Цель представленного исследования — определить негативные и позитивные индикаторы родительской отзывчивости в отношении ребенка с подозрением на РАС, выявить связь между родительской отзывчивостью и развитием навыков адаптивного поведения и социально-эмоционального развития ребенка.
Материалы и методы. В исследовании приняла участие семья (мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок в возрасте 1 год и 8 мес. с подозрением на РАС). Взаимодействие родителей/прародителей и ребенка анализировалось с помощью методики ECPI [3]. Результаты исследования видеонаблюдения обрабатывались с помощью программного обеспечения The Observer XT. Для диагностики социально-эмоционального и адаптивного состояния ребенка применялся опросник для опекунов из методики Бейли. Каждый член семьи отдельно заполнял опросник.
Результаты. Полученные результаты позволяют констатировать преобладание негативных индикаторов родительской отзывчивости у мамы. Отсутствуют маркеры разделенного внимания, синхронности. Маркер «Коммуникативная деятельность» характеризуется отрицательными индикаторами: родитель не проявляет интереса к деятельности ребенка, демонстрирует директивность. Особенность вербальных индикаторов: мама практически не использует слова, не комментирует эмоциональное состояние ребенка, его действия. При этом следует отметить, что эмоциональный фон общения положительный, что является ресурсом для развития родительской отзывчивости.
В поведении папы и дедушки при взаимодействии с ребенком прослеживаются растерянность и неуверенность, что в процессе беседы по окончанию исследования объяснилось тем, что для них представляет трудность выполнение задания «поиграть с ребенком, как вы обычно это делаете дома». Общение с ребенком дома ограничивается кормлением и уходом.
Взаимодействие бабушки с ребенком характеризуется наличием значительно большего количества положительных индикаторов родительской отзывчивости, чем у остальных членов семьи. Интересными представляются в этой связи результаты, полученные на основе оценки бабушкой поведения ребенка по методике Бейли. В частности, результаты оценки социально-эмоционального и адаптивного поведения ребенка бабушкой были выше, чем аналогичные оценки, полученные от других членов семьи.
Заключение. Проведенное исследование показало, что родительское поведение в представленном случае нуждается в коррекции, направленной на повышение количественных и качественных значений положительных индикаторов родительской отзывчивости, в частности, маркеров «Вербальные эмоциональные реакции» и «Коммуникативная деятельность» [3]. Выдвинуто предположение, что различия в отзывчивости по отношению ребенку между родственниками могут влиять на результаты оценки ими социальноэмоционального и адаптивного поведения ребенка.
- Edmunds S.R., Kover S.T., Stone W.L. The relation between parent verbal responsiveness and child communication in young children with or at risk for autism spectrum disorder: A systematic review and meta‐analysis // Autism Res. 2019. Т. 12. № 5. С. 715–731.
- Galasyuk I.N., Lavrova М.А., Suleymanova Е.V., Kiselev S.Y. Parent Responsiveness and its Role in Neurocognitive and Socioemotional Development of One-Year-Old Preterm Infants // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 3 (12). P. 86–104.
- Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского взаимодействия»: практ. пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 223 с.
Комментарии
Добавить комментарий