Ложникова Ольга Михайловна - магистратура, 1 курс, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ); Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1
Научный руководитель: д-р психол. наук, проф. Т.И. Пашукова
Ключевые слова: смысл жизни, смысл жизни личности
IS LIFE POSSIBLE WITHOUT THE MEANING
Lozhnikova Olga Mikhailovna - Master's degree, 1st year, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow State Linguistic University" (MSLU); Moscow, Ostozhenka str., 38 p. 1
Academic Advisor: Doctor of Psychology (Dr. habil), Prof. T.I. Pashukova
Keywords: the meaning of life, the meaning of the life of the personality
Как в современном обществе, так и на протяжении всей истории человечества вопросы и рассуждения, связанные с обретением смысла жизни, регулярно возникали и служили двигателем для развития общества. Практически каждый человек хотя бы раз задавал себе вопросы: «В чём смысл моей жизни? В чём смысл жизни вообще?». Столь животрепещущая тема, безустанно исследуемая миллионами и миллиардами человеческих умов, по сей день так и не раскрыта окончательно, так как к общему смыслу для всего человечества прийти невозможно – у каждого человека, как личности, он – свой. В.Э. Чудновский определял смысл жизни следующим образом. «смысл жизни - определенная идея, содержащая в себе цель жизни человека и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» [4, с. 181] Но возможна ли жизнь и вовсе без смысла?
На этот вопрос есть разные точки зрения. Одной из них является мнение, что в юности отсутствие смысла жизни способно привести к попыткам покончить с жизнью самоубийством. Так в университете Айдахо в США был проведён опрос 60 студентов, совершивших попытку суицида. Исследователи стремились выяснить основные мотивы подобного поступка и установили, что 85% опрошенных больше не видели никакого смысла в своей жизни; при этом 93% из них жили в хороших материальных условиях, активно участвовали в общественной жизни, имели хорошие взаимоотношения с семьёй и значительные для удовлетворённости академические успехи, а также были физически и психически здоровы, что свидетельствует об удовлетворённости, как минимум, базовых потребностей [2].
Согласно докладу американского Совета по вопросам образования, у 73,7% среди опрошенных 189733 студентов основная цель заключается в том, чтобы «прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной»[цит. по 2]. Подобные результаты получены и в ряде других стран.
Аналитические отчеты по наркомании и алкогольной зависимости так же подтверждают, что они связаны с ощущением утраты смысла жизни. При этом часто именно это ощущение ведет к формированию зависимости от алкоголя и наркотиков. Поэтому логотерапия, основанная на идеях В. Фрейда и направленная на осознание жизненного смысла, повышает процент излечения от зависимости и продлевает ремиссию [2].
Существует, однако, и другая позиция. Например, З. Фрейд утверждал: «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо» [3, с. 21]. Но, согласно А. Маслоу, эстетические потребности, к которым относятся поиски смысла жизни, находятся на 6 уровне пирамиды потребностей, что свидетельствует об их возникновении уже после удовлетворения потребностей более низкого уровня (например, базовых) [1, с. 203 – 206]. Обретение смысла жизни является сложной задачей не только потому, что требует удовлетворённости других потребностей, но в большей степени по той причине, что является, как считал В.Э. Чудновский, процессом «самостоятельного индивидуального поиска, максимальной освобождённости от “навязывания” определённых идей, взглядов, убеждений» [4].
Таким образом, можно прийти к выводу, что наличие смысла жизни или же его поиски неразрывно связаны с самой жизнедеятельностью большинства людей. смысл жизни во многом зависит от собственных убеждений и мировоззренческих ориентиров человека, от его культурной и социальной принадлежности. Согласно социологическим опросам, многие люди отождествляют смысл жизни с целями и ценностями (создание крепкой семьи, воспитание детей и обеспечение их будущего, забота о здоровье, жизнь в согласии с совестью, наличие верных друзей). На мой взгляд, смысл жизни в целом заключается в самой жизни, её сохранении и в том, чем человек эту жизнь наполняет, а для каждого человека как личности смысл жизни отражает собственные мотивы, которые не могут быть едиными для всех.
Литература
- Маслоу А. - мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
- Франкл В. - Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фрейд З. – Оговорки. М.: ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015. 160 с.
- Чудновский В.Э. смысл жизни и судьба человека. // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 175-183.
Комментарии
Добавить комментарий