Воздействие на человека информационной среды

К.В. Хайбулина ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия

В настоящее время среда, в которой живет человек, содержит широкий спектр различных средств информационных технологий. Компьютеры, планшеты, смартфоны стремительно вторглись в большинство сфер человеческой деятельности: науку, образование, медицину, производство или домашнее хозяйство. Сегодня информационная среда занимает все более значимое место в жизни человека.

Любая работа, которую выполняет человек практически каждый день, связана с использованием компьютера, Интернета, различного программного обеспечения и средств ИТ. Миллионы людей проводят за дисплеем по 8–10 и более часов в сутки только по работе. Так, согласно социологическому исследованию, проведенному Центром социологии образования РАО, российские педагоги стремятся использовать возможности современных информационных технологий. Имеющиеся исследования свидетельствуют: 47% учителей создают банк данных по своему предмету, 39% — создают банк данных по методикам преподавания: 65% учителей предлагают домашние задания, выполнение которых требует использование компьютера, а 23% ведут педагогические дневники в Интернете [1].

В области образования ИКТ используются для достижения следующих педагогических целей, а именно:

  1. «развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
  2. реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  3. интенсификация всех уровней образовательного процесса» [2, c. 51].

Следует отметить, что отдельные категории людей проводят свободное от работы время в соцсетях или виртуальном пространстве компьютерных игр и др. С каждым годом количество их увеличивается.

Информационная среда постепенно становится основной средой обитания человека. Какое же воздействие на него оказывают перечисленные виды деятельности?

Чрезмерное применение средств ИКТ может вызвать ряд отрицательных последствий:

– со стороны здоровья: заболевания органов зрения, дыхания, сердечнососудистой, нервной систем, нарушение иммунитета и осанки;
– социальные: чрезмерное использование приводит к социальной изоляции, отсутствию социальных контактов, нарушению коммуникации;
– психолого-педагогические трудности: утрата эмоционально-личностного отношения к учебе отрицательно сказывается на развитии познавательной самостоятельности, утомляемости и умственной работоспособности.

Однако кроме отрицательного воздействия средства ИКТ обладают положительным эффектом, если их рационально использовать в деятельности.

Например, в системе образования могут использоваться следующие средства информатизации: персональный компьютер, информационная система (сервер), электронная доска, TV-экран, медиапроектор, мобильный класс ноутбуков, цифровой микроскоп, цифровые лаборатории, 3D-принтер, цифровая видео- и фототехника, DVD-плеер, видеомагнитофон, принтер, звуковые динамики и т.д.

Еще недавно учитель обучал детей, используя только мел и обычную школьную доску, сегодня он может использовать не просто школьную доску, а мультимедийную интерактивную доску, компьютер, медиапроектор.

На сегодняшний день, как показывает практика, одним из основных условий наибольшей эффективности образовательного процесса в школе является использование новых педагогических технологий. В связи с этим в настоящее время на первое место выходят уроки и занятия, на которых применяются ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Исследования показали, что современные средства информатизации открывают большие возможности для всех участников образовательного процесса. Обучающимся они помогут в процессе обучения усвоить базовые знания по предмету, проверить приобретенные знания с помощью тестового контроля, сформировать умения самостоятельной работы с учебным материалом, развить познавательный интерес и образное мышление, увидеть процессы, происходящие в макро- и микромире, учителям — активизировать познавательную деятельность у учащихся, повысить эффективность урока и качество обучения по своему предмету. Важно, что средства ИКТ открывают одновременно новые возможности для творчества учителей и учащихся.

Следует заметить, что в настоящее время в высшем образовании, системе повышения квалификации и переподготовке по различным специальностям с успехом используется дистанционное обучение. Положительные аспекты дистанционного обучения: доступ к материалам в удобное время; сбор и хранение инновационного опыта по одной теме в одном месте; благоприятная среда для обучения педагогов и обмена опытом; прозрачность деятельности обучающихся; экономия средств и времени на поездки к месту проведения курсов повышения квалификации. Положительным является и то обстоятельство, что педагоги в виртуальном образовательном пространстве открывают для себя целый мир возможностей и действуют в соответствии с новыми возможностями, которыми в обычной жизни могут не обладать (например, участвовать в общении с преподавателем в режиме онлайн; просматривать консультации повторно и др.).

Литература

  1. Ивайлова И. Вам e-mail, директор // Российская газета. Центральный вып. № 4812. 2008. 15 дек.
  2. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 280 с. C. 190.
  3. Хайбулина К.В. Использование средств информатизации в работе учителя биологии // Вестник МГОУ. 2012. № 2.
  4. Хайбулина К.В. Сочетание традиционных средств наглядности и ИКТ в процессе обучения биологии // Вестник государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. 2012. № 3 (1). С. 28–35.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Хайбулина К.В. Воздействие на человека информационной среды // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 255-257.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки