Логинова Н.А., СПбГУ.
Во второй половине 1940-х гг. партийное руководство СССР под видом научных дискуссий организовало политико-идеологические кампании, исказившие и затормозившие на долгие годы развитие науки в нашей стране. В строго обязательном порядке в них были вовлечены все ученые, а вместе с ними и широкие слои общества. В итоге были приняты жесткие организационные меры, сказавшиеся на содержании исследований и образования в СССР. Ученые, как могли, сохраняли науку ценой собственного здоровья, карьеры и даже жизни. Психологи разделили общую судьбу ученых. Им пришлось участвовать в обсуждениях «гениальных» трудов И.В. Сталина по политэкономии, вопросам языкознания и сознания, сверять тематику своих работ с ними. В 1949 г. в разгар так называемой борьбы с космополитизмом обязательной стала критика зарубежной науки. Зав. кафедрой психологии ЛГУ Б.Г. Ананьев в юбилейной статье, посвященной столетию И.П. Павлова, противопоставлял его теорию «буржуазной» науке в лице Ч. Шеррингтона, а на заседаниях кафедры делал доклад о борьбе с космополитизмом (1949). В.Н. Мясищев подготовил серию критических текстов о З. Фрейде, Ф. Кюнкеле, К. Левине, В. Штерне (1950) и указывал на «ошибки» крупных советских психологов, включая самого себя. Потребовалось срочно кардинально изменить содержание курса по истории психологии, сократив до минимума раздел о западной науке. На заседаниях кафедры психологии ЛГУ все выступали с критикой авторов учебников по психологии - С.Л. Рубинштейна, К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева за элементы низкопоклонства перед Западом. Упрек в адрес Ананьева звучал и на сессии АПН РСФСР в том, что он-де своим положительным отзывом на книгу Рубинштейна дезориентировал общественное мнение. Пришлось и ему не раз каяться и «исправлять ошибки».
В 1949 г. давление на науку усилилось в связи с пышным празднованием 70-летия И.В. Сталина. Ряд тем студенческих и аспирантских исследований соответствовали идеологическим требованиям исторического момента. Например, тема дипломной И.М. Палея была «Проблема истории сознания в советской психологии», кандидатской диссертации Е.С. Кузьмина «Вопросы сознания в свете трудов И.В. Сталина». После объединенной сессии АН СССР и АМН СССР (1950) происходила «павловизация» наук о человеке. На кафедре психологии и в целом на психологическом отделении ЛГУ (СПбГУ) были полностью пересмотрены учебные планы и программы дисциплин, в тематике дипломных и аспирантских работ обязательно присутствовало павловское учение, проведены публичные лекции о И.П. Павлове. Снова звучала критика и самокритика о недостаточном знании и понимании величия Павлова и его учения о ВНД. На сессии выступали ведущие ученые антропологических наук, в том числе и психологи. Но наряду с вынужденным согласием с оценкой павловского учения как единственно верного звучали и опасения за судьбу психологии как науки, сделаны существенные заявления о необходимости ее сохранения и развития.
Работа подготовлена при поддержке РФФИ проекта «История петербургской психологической школы (1941-1991): архивные разыскания и изучение источников». №17-0600484.
Комментарии
Добавить комментарий