Влияние педагогических законов на развитие современной педагогики

Разделы психологии: 

А.Д. Жарков
В статье рассматривается влияние педагогических законов на развитие современной педагогики. Педагогика – конкретно-исторический процесс воспитания с учетом традиций, обычаев и механизмов преемственности поколений. Наука – фундамент педагогики, который на основе ее законов стремится к созданию эффективной целостности воспитательного процесса.

Ключевые слова: педагогические законы, развитие, современная педагогика, педагогика любви и красоты.

A.D. Zharkov

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL LAWS ON THE DEVELOPMENT OF MODERN PEDAGOGY

The article examines the influence of pedagogical laws on the development of modern pedagogy. Pedagogy is a concrete historical process of education, taking into account traditions, customs and mechanisms of succession of generations. Science is the foundation of pedagogy, which, based on its laws, strives to create an effective integrity of the educational process.

Keywords: pedagogical laws, development, modern pedagogy, pedagogy of love and beauty.

В современных условиях значение педагогики постоянно возрастает.

Педагогика все теснее переплетается с политикой, причем политикой международного значения.

Пропагандисты США, Канады, Западной Европы показывают, что в этих странах воспитанием занимаются серьезно. Только воспитание это направлено на уничтожение педагогики.

Поэтому сегодня актуально напомнить об основных законах педагогики.

Педагогика всегда рассматривалась в разных значениях: педагогическая наука, искусство, практика воспитания.

Лихачев Б.Т. доказывает, что «Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса» [6, с. 85].

Педагогика – конкретно-исторический процесс воспитания с учетом традиций, обычаев и механизмов преемственности поколений. А наука как фундамент педагогики на основе ее законов стремится к созданию эффективной целостности воспитательного процесса.

Воспитательные процессы Питирим Сорокин определяет так. «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», т.е. любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик» [8, с. 21].

Народную педагогику К.Д. Ушинский считал источником понятия «воспитание», возникшим вместе с происхождением самого народа. Мы лишь можем добавить, что это касается, прежде всего, воспитания любви к труду, своей Родине, как главного источника деятельности, развития, воспитания, формирования, направленных на сохранение безопасности своих поселений, крепостей, княжеств и т.д.

В основе народной педагогики лежали идеи безопасности жизни человека и были первоочередными на каждом периоде истории России.

Сегодня важным становится понятие идеала, основанного на самосознании народа, который стремится в будущее, но опирается на традиционное восприятие мира, характеризуется менталитетом, понятиями добра и зла, что такое пороки и добродетели. Все это функционирует на основе закона неразрывной связи, идеала, идеи целеполагания.

Поэтому педагогика есть интегральный полифункциональный вид деятельности в современном обществе и прежде всего в учреждениях образования.

Теория и методология педагогики опираются, прежде всего, на общие законы, вбирающее в себя многослойные и разнообразные связи со всеми науками и законами общественного развития.

Педагогика связана с общественным взаимодействием и отношениями людей, где действуют общие законы развития общества.

Вся история развития нашего общества свидетельствует о том, что не может развиваться без педагогики, осознания ее значения в воспитании мировоззрения, ценностных отношений субъектов.

При понимании сущности современной педагогики необходимо помнить об их проявлениях в практике воспитания и в современных условиях. Интеграция – это поиск теоретического основания функционирования педагогических законов.

В научном понимании педагогический закон есть совокупность онтогенетических и филогенетических профессиональных, досуговых сфер деятельности. В учебно-воспитательном процессе вузов культуры педагогические законы проявляются как многомерная целостная система.

Соответственно, педагогическая и психологическая Интеграция способна эффективнее обеспечить функционирование законов педагогики.

В контексте избранной темы статьи нам близко Понимание базовой научной основы педагогики – «изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса» [7, с. 22], – отмечает В.И. Смирнов.

Располагая стройным структурным понятийно-категориальным аппаратом: методологиями, теориями, законами, концепциями, моделями, педагогика обеспечивает непосредственную связь сознания личности с жизнью.

Сейчас существует целая палитра мнений на педагогику как науку.

С.И. Гессен считал, что: «Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а о должном, исследуя не то, т.е., а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» [4, с. 23], функционирующая на основе объективных законов.

Объективные законы педагогики становятся своеобразным механизмом, который «выявляет, систематизирует, развивает и передает ценности в обществе» [2, с. 75].

Каждый педагогический закон вносит в жизнь свое ценное, непреходящее в воспитание и образование.

Ученые выделяют три слоя «общественных отношений, в которых действуют законы педагогики, это: реальность социума – событийность на его территории – субъективная реальность в онтогенезе» (А.В. Шувалов) и проявляются в виде устойчивых оснований педагогического, воспитательного и образовательного процессов.

Отсюда, ведущим педагогическим законом являются традиции передачи последующим поколениям опыта на основе преемственности, который своеобразно проявляется в зависимости от конкретно-исторических условий.

Всегда человек понимающий, знающий – «человек действующий». Еще Гегель замечал, что «индивид не может определить цель своего действия, пока он не действовал» [3, с. 212-213].

Речь идет о фундаментальном знании, об основных законах педагогики, где ведущим субъектом является тот, кто способен опираться на правду.

В контексте цивилизованных процессов это дает основание выдвинуть положение об универсальном законе, который выступает эффективным механизмом создания, освоения и распространения идей совершенствования многогранного мира, инструментом самосознания, осознания себя как творческой личности.

В настоящее время актуален закон гармоничного развития сущностных сил личности, ее интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер. Механизмы этого закона заложены в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Педагогический закон объективен, если он осознается постепенно на базе потребности личности, в процессе ее развития.

Итак, общие законы педагогики функционируют в конкретном пространстве-времени, в тесной взаимосвязи всех структурных компонентов, элементов.

Всеобщий закон равновесия природы и общества является необходимым для функционирования противодействующих сил в современной системе координат.

Как видим, закон – многослойное, многообразное явление, позволяющее создать равновесие во всех педагогических системах.

Стабильность педагогической системы, ее оптимальный баланс компонентов и элементов обеспечивает педагогическая концепция, которая дает ей развитие, выражающееся в модификации в сущностных характеристиках.

Можно и дальше перечислять основные, объективные законы педагогики, которые в конкретных исторических ситуациях проявляются своеобразно.

Даже в высших учебных заведениях ученые, педагоги, специалисты-профессионалы иногда не могут точно вычислить все факторы, потребности, запросы интересы, мотивацию объектов.

Люди с трудом, а иногда и огромным сопротивлением встречают новые цивилизационные вызовы. К таким вызовам на современном этапе относится и цифровизация нашей жизни, в том числе цифровизация рубля, бурное развитие и внедрение в производство и вообще во все сферы жизни искусственного интеллекта. И наконец, закон «обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания, требованиям развития производительных сил общества».

Поэтому при познании объективных законов как общественного явления педагогическая наука ориентируется и на собственное развитие законов, закономерностей, методических подходов, концепций моделей и т.д.

Это создает возможности для более глубокого проникновения в существо теоретико-методологических проблем, позволяет сделать обоснование многим новым воспитательно-образовательным идеям.

Все объективные законы педагогики оказывают свое влияние на объективные тенденции, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие истории и практики.

К.Д. Ушинский считал, что основная цель педагогики – «возбудить в детях любовь и интерес к жизни... быть полезным гражданином своей родины и членом великой семьи человечества».

Любовь и интерес к жизни позволит личности заняться проблемой поиска смысла жизни. Именно об этом монография Ю.П. Азарова «Педагогика любви и свободы».

«Поскольку Любовь не есть частность, не есть свойство чего-то, а есть Целостная Завершенность Бытия, она захватывала и личность, и общество, и весь мир. Любовь по своей природе и личностна, и социальна. Она всегда на пересечении культуры и народности, интимной жизни и глубины личностных потрясений» [1, с. 534].

Как и все книги Ю.П. Азарова написаны человеком с горячим сердцем, чистой душой, остро, темпераментно.

Ю.П. Азаров – человек энциклопедических знаний, огромного таланта не только педагога, но и писателя, художника, ученого с мировым именем, практика. Это воистину трансцендентальный человек, достигший глубочайшего познания жизни, всего сущего, что станет понятным потомкам по истечению времени.

Прочитывая книгу не первый раз, все время удивляешься тому, что написана она как будто сегодня.

Сам автор своей концепции пишет так: «Педагогика любви и свободы зарождалась в России неистово, исступленно. Ее новый этап будет полон неожиданных сюрпризов, поразительных новшеств, открытий и завершений. Это уже сегодня чувствуют» [1, с. 534] передовые ученые и практики педагогического сообщества России.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. Москва: Топикал, 1994. 608 с.
  2. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их Регулирование. Пермь: ПГИК, 2009. 272 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Система наук. Феноменология духа. Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Т.4. Ч. 1. 438 с.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. Москва: Школа-пресс, 1995. 447 с.
  5. Жарков А.Д. Тенденции развития и внедрения цифровых технологий в социально-культурной деятельности // Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK-2022: сборник материалов (Казань, 21-24 сентября 2022 г.) / под общ. ред. Р.Н. Минниханова. Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2022. С. 626-630.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В.А. Сластенина. Москва: Владос, 2010. 646 с.
  7. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: учеб. пособие для педагогических учебных заведений. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 416 с.
  8. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. Москва: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Жарков А.Д. Влияние педагогических законов на развитие современной педагогики // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 16-21.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки