Разделы психологии:
Петрикова Наталья Валерьевна - соискатель, федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт» РАО; г. Москва
Ключевые слова: акмеологическое проектирование, представление о будущем, старшеклассники, уровень притязаний, образ профессионального Я в будущем.
THE LEVEL OF CLAIMS AND THE QUALITY OF THE CONTENT OF IDEAS ABOUT THE FUTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Petrikova Natalia Valerievna, postgraduate student, Federal budgetary state scientific institution "Psychological Institute" RAE; Moscow
Keywords: acmeological design, vision of the future, high school students, the level of claims, the image of the professional Self in the future.
Гуманистические преобразования, происходящие в социуме, вносят существенные изменения в ценностную систему общества. Одним из таких существенных преобразований современной ценностной системы является формирование особого рода отношения к человеку как к высшей ценности бытия, способного самостоятельно творить себя, свой жизненный путь и создавать на основе этого предметы духовной и материальной культуры.
В этой связи изучение закономерностей, механизмов, психологических условий акмеологического проектирования, как психологического фактора развития личности становится одной из центральных проблем педагогической психологии.
Процесс акмеологического проектирования является предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой и др. и понимается как субъективный процесс создания личностью возможных вариантов (проектов) её индивидуального развития, способствующий становлению субъектной позиции и появлению поля для её личностно-профессионального развития[2].
Психологическим механизмом становления субъектной позиции у личности в процессе создания проекта является появление противоречия между актуальным состоянием Я в настоящем и потенциальным состоянием Я в будущем. Тождественное несовпадение этих позиций вызывает внутриличностное напряжение, актуализирует мотив самореализации, создавая предпосылки для личностно-профессионального развития человека[5].
По уровню сложности проекта выделяют следующие виды проектов индивидуального развития личности: мечта, представления о будущем, жизненный сценарий и жизненная цель, профессиональный план, и т.д [4].
Представление о будущем является предметом исследований К.А. Абульхановой – Славской, Б.Г. Ананьева, Т.Н. Березиной, Е.И. Головахи, Б.И. Додонова, Ф. Зимбардо, И. С. Кона, А.А. Кроника, К. Левина, Ж. Нюттена, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, М. Селигмана др. и понимается как один из начальных этапов акмеологического проектирования. Оно заключается в создании субъективного представления человека о возможных вариантах реализации его актуальных потребностей в будущем и определяет направление поведения личности в настоящем [1].
Структурной единицей представлений о будущем является когнитивно. переработанная потребность (мотивационный объект) [7]. По направленности содержания различают личностные, материальные, социальные, карьерные и др. мотивационные объекты [5].
Психологическим механизмом становления субъектной позиции и личностно-профессионального развития у человека в процессе создания представлений о будущем является степень рассогласованности уровня сложности мотивационных объектов, как структурных единиц представлений о будущем, и социально-психологических возможностей личности [6].
Психологическими условиями создания мотивационных объектов является развитие интегральных характеристик (направленность, гибкость, компетентность) и развития уровневых структур самосознания [6].
Известно, что личностной характеристикой аффективного уровня самосознания, функционально согласующего желания, интересы, потребности личности и определяющего на основе этого уровень сложности мотивационного объекта, степень трудности его достижения, является уровень притязаний [7].
Наибольшую значимость создание представлений о будущем у школьников принимает в период их обучения в старших классах в связи с необходимостью совершения профессионального выбора [3].
Результаты, проведённых исследований показывают, что формирование представлений о будущем вызывают у старшеклассников большие трудности [3]. К числу трудностей учёные относятся негативное отношение к будущему, отсутствие или неструктурированность содержания представлений о будущем и др. [3]
Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза о том, что нереалистичный и оптимальный уровень развития притязаний является показателем неструктурированности содержания представлений о будущем и образа Я в будущем старшеклассников.
С целью подтверждения или опровержения сформулированной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 252 учащихся 9 – 11-ых классов средних общеобразовательных школ городов Подмосковья.
Для решения исследовательских задач данного исследования был использован методический комплекс, состоящий из теста «Самооценка» Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан [5], «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» М. Куна, Т. МакПартленда в модификации Т.В. Костяк [5], проективной методики «Сочинение о будущем» Т.Д. Марцинковской, Т.В. Костяк [5]. Статистический анализ полученных данных осуществлялся посредством метода математической статистики «Угловое преобразование» Фишера с использованием программы IBM statistics 22.
Исследование состояло из двух серий.
Первая серия исследования была посвящена изучению различий в качестве описания представлений о будущем у учащихся с различным уровнем притязаний на протяжении всего периода их обучения в старшей школе.
В данной серии приняли участие три группы учащихся 9 – 11-ых классов средних общеобразовательных школ городов Подмосковья в возрасте от 15-ти до 17-ти лет. Одну группу оставили 84 учащихся 9-ых классов (42 девушки и 42 юноши), другую группу – 84 учащихся 10-ых классов (42 девушки и 42 юноши), третью группу – 84 учащихся 11-ых классов (42 девушки и 42 юноши).
Исследование проводилось при помощи теста «Самооценка» Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан [5] и проективной методики «Сочинение о будущем» Т.Д. Марцинковской, Т.В. Костяк [5].
По результатам проведённого теста «Самооценка» Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан [5] все участники исследования в каждой группе отдельно, по уровню притязаний были разделены на три группы.
- Группу Реалистический уровень притязаний (30%) составили учащиеся, набравшие от 60 до 89 баллов;
- Группу Оптимальный уровень притязаний (42%) составили учащиеся, набравшиеот 75 до 89 баллов;
- Группу Нереалистический уровень притязаний (28%)составили учащиеся, набравшие от 90 до 100 баллов.
В результате проведённого исследования было выявлено, что
- Статистически значимо чаще отсутствие представлений о будущем встречаются у учащихся 9-ых, 10-ых,11-ых классов с оптимальным (ϕ = 1,72, p<0,04) и нереалистическим (ϕ = 1,84, p<0,03) уровнем притязаний;
- Статистически значимо чаще реалистичные описания представлений о будущем, содержащие основные перспективы развития в областях личностного роста, семьи, материального благополучия карьеры встречаются у учащихся 9-ых, 10-ых, 11-ых классов с реалистическим уровнем притязаний (ϕ = 1,59, p<0,05).
Вторая серия исследования была посвящена изучению качества описанийобраза Я в будущем у учащихся с различным уровнем притязаний на протяжении всего периода их обучения в старшей школе.
Данная серия была проведена среди тех же трёх групп учащихся, которые принимали участие в первой серии исследования.
Исследование проводилось при помощи теста «Самооценка» Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан [5] и «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» М. Куна, Т. Мак Партленда в модификации Т.В. Костяк [5].
В результате проведённого исследования было выявлено, что
- Статистически значимо чаще чёткие описания образа профессионального Я в будущем встречаются у старшеклассников с реалистическим уровнем притязаний (ϕ = 1,88, p<0,03);
- Статистически значимо чаще описания интересов, увлечений, способностей к деятельности, достижений встречаются у старшеклассников с оптимальным (ϕ = 1,75, p<0,04) и нереалистическим (ϕ = 1,91, p<0,02) уровнями притязаний;
- Статистически значимо чаще описания своих ролевых позиций, физических данных, данных внешности, местоположения, личностных качеств, и др. встречаются у старшеклассников с нереалистическим уровнем притязаний (ϕ = 1,80, p<0,03).
По итогам проведённого исследования были сформулированы следующие выводы:
- Уровень притязаний является показателем качества содержания представлений о будущем у учащихся на протяжении всего периода их обучения в старшей школе;
- Уровень притязаний является показателем качества описания образа профессионального Я в будущем у учащихся на протяжении всего периода их обучения в старшей школе;
- Нереалистичный и оптимальный уровень развития притязаний является показателем неструктурированности содержания представлений о будущем и образа Я в будущем старшеклассников.
- Для создания реалистичных по содержанию, объёмных по количеству тем представлений о будущем старшеклассникам необходим низкий уровень притязаний;
- Для создания дифференцированных по содержанию образов Я в будущем старшеклассникам необходим оптимальный и нереалистический уровень притязаний.
Изучение психологических закономерностей, механизмов, условий акмеологического проектирования как одного из важнейших когнитивных процессов, способствующих обретению человеком субъектной позиции и появлению предпосылок для его личностно-профессионального развития, привлекает внимание педагогов-психологов. Проведённое исследование показало, что для создания представлений о будущем, как одного из начальных этапов акмеологического проектирования, оптимальный и нереалистический уровни притязаний является психологическим препятствием.
Полученные данные могут быть в дальнейшем использованы психологами для составления программ личностно - профессионального развития старшеклассников. В качестве перспективы исследования может выступить выявление связи уровня притязаний старшеклассников с различным уровнем развития у них профессиональной готовности к осуществлению осознанного выбора профессии и качеством содержания представлений о будущем.
Литература
- Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Книга 5. Акмеологические технологии диагностики и личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. 541 с.
- Кузнецова Л.Н. Личностное самоопределение подростков открытой сменной общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 233-235.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368 с.
- Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. социализация детей и подростков. Методический комплекс М.: МПГУ, 2009.
- Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.
- Нюттен, Ж. «мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2004. 608 с.
Комментарии
Добавить комментарий