Н.Ф. Сечко Международный гуманитарно-экономический институт, г. Минск (Беларусь)
Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Еще в XVIII веке К.А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Творчество предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место догадки, предположения, логический анализ и синтез.
В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. А. Адлер полагал, что «каждый человек изначально обладает творческой силой, а творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности». Два начала – личностное и творческое – выделял в человеке К. Юнг: «Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки». Э. Фромм определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». З. Фрейд утверждал, что важнейший источник творчества – это бессознательные психические процессы, являющиеся самой «творческой» частью психики. С.Л. Рубинштейн (2003) определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства. Глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу в творческой личности выделял Б.Г. Ананьев. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового и утверждал, что «в каждодневной окружающей нас жизни для творчества есть необходимое условие существования». С.Л. Рубинштейн (2003) считал, что «в творчестве созидается и сам творец, и есть только один путь для создания большой личности: большая работа над своим творением». О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводит целеполаганию. Как считает А.М. Матюшкин, если нет творчества, об одаренности говорить бессмысленно. креативность – неотъемлемый элемент всех видов одаренности (Дружинин, 1999). Б.М. Теплов считал, что «талант как таковой многосторонен», не о существовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях (Теплов, 1961).
Общим для творческих личностей является потребность развиваться, постоянный рост (П. Торренс). По мнению А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения, и способность к творчеству является врожденной». Он считал, что у людей, склонных к caмоактуализации, доминирующим мотивом поведения чаще является радость от использования своих способностей. Подлинное творчество, креативность проявляются у человека в повседневной жизни, при выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творчество – универсальное явление (К. Роджерс). Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциации (С. Медник). Дж. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление.
Для обозначения способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации введено понятие креативности. креативность – процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; их формулирования и сообщения результата (П. Торренс). Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Для проявления творческих способностей необходима креативная среда. Ряд зарубежных исследователей креативность связывают с личностными чертами (Дружинин, 1999).
В отечественной психологии проблемой способностей занимались Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная,, Л.Г. Жабицкая, Т.И. Артемьева, В.М. Экземплярский и др. (Мясищев, 1998).
Отечественные экспериментальные исследования способностей чаще строятся на основе подхода, основанного на утверждении, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Большой вклад в исследование способностей внес Б.М. Теплов. По мнению Б.М. Теплова (1961), способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Б.М. Теплов указывает, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе – «субъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность (там же).
Б.М. Теплов предложил три эмпирических признака способностей, которые и легли в основу определения: 1) способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколь- ких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Учитывая то обстоятельство, что XXI век предъявляет особенно высокие требования к развитию личности и творческих способностей, нами были исследованы уровни самоактуализации и креативность студентов 4 курса, обучающихся по специальности «психология». выборка составила 50 человек. Использовался адаптированный и модифицированный Н.Ф. Калиной и А.В. Лазукиным тест POI – опросник САМОАЛ, включающий шкалы креативности, стремления к творчеству, автономность, спонтанность и др.
Результаты оказались таковы: у 48% преобладает высокий уровень самоактуализации, средний с тенденцией к высокому – у 24%, средний уровень – у 20%, средний с тенденцией к низкому – у 10%, низкий уровень – у 6% студентов. Таким образом, можно говорить о достаточно высоком уровне как творческих способностей, стремления к творчеству у студенческой молодежи, так и стремлении к самоактуализации и самореализации, и это вселяет оптимизм и веру в будущее.
Литература:
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,1999.
- Мясищев В.Н. Психология способностей: В 2 т. М., 1998.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
Комментарии
Добавить комментарий