Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает Понимание культуры дошкольного образовательного учреждения, в которой происходит развитие ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что ребенок есть существо социальное. Это означает, что он действует в условиях, которые создаются его социальным окружением. Поведение ребенка определяется субъективными и объективными факторами. Субъективные факторы характеризуются индивидуальными особенностями детей (потребностями, навыками, эмоциями и т.д.).
Объективные факторы включают различные предметы, окружающие ребенка, и социальные ожидания, требования и правила. Объективные факторы образуют различные культурные ситуации. Важной особенностью культурной ситуации является то, что она связана не с субъектом, а с атрибутами окружающей обстановки. Под культурной ситуацией мы понимаем материальные объекты, условия и обстоятельства, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. Система культурных ситуаций может быть отделена от субъекта и выступает как система знаний или культура. Подчеркнем, что культурная ситуация объективна. Однако такие компоненты ситуации как правила, обращены к любому субъекту, оказавшемуся в ней, вынуждая его действовать определенным способом. Введенное нами понятие культурной ситуации охватывает весьма широкий класс ситуаций. Они характеризуют взаимодействие людей друг с другом, взаимодействие человека с самим собой и взаимодействие человека с вещами. Нам представляется важным учитывать эти ситуации при изучении развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с проделанным анализом всякая культурная ситуация включает в себя следующие структурные компоненты: материальные свойства (или признаки) ситуации и правила (или предписанные способы действия), т.е. идеальные свойства (в терминологии Э.В. Ильенкова). Материальные и идеальные свойства культурной ситуации представляют собой фактически ее внешние (видимые) и внутренние (скрытые) свойства. Эти свойства объективны.
Отнесение правил к атрибутам ситуации (т.е. к ее объективным сторонам, как например, к какой-либо вещи, входящей в ситуацию) раскрывает ее одну чрезвычайно важную особенность. Если посмотреть на культурную ситуацию, идя не от правила, а наоборот от вещи, то для того чтобы быть культурным человеком, нужно уметь видеть не только вещь саму по себе, но и знать те правила, которые предписаны для обращения с ней, т.е. связаны с этой вещью в данной культуре. Таким образом, в культуре как системе объективных ситуаций всякая вещь теряет свою непосредственность: она становится не только вещью (и не столько вещью), но и предметом человеческой культуры. Встречаясь с любой вещью, ребенок, так или иначе (адекватно или неадекватно) интерпретирует ее культурные свойства и в зависимости от этой интерпретации обращается с ней.
Главная структурная особенность любой культурной ситуации состоит в том, что всякий раз оказываясь в других зрительно-воспринимаемых натуральных обстоятельствах, ребенок обязан интерпретировать их с точки зрения тех правил, которые привязаны к этим обстоятельствам в культуре. Другими словами, любая объективная ситуация предполагает репрезентацию.
Анализ соотношения внешности ситуации и правила позволяет выделить три вида ситуаций: нормативные, неопределенные и изменяющиеся, каждый из которых требует своих форм репрезентации в детском сознании. Нормативная ситуация представляет собой стандартную ситуацию, которая хорошо известна ребенку. Такая ситуация имеет две составляющие: некоторый внешний признак, согласно которому одна ситуация отличается от другой (внешность), и правила действия, которые сложились и повторяются всякий раз, когда ребенок встречается с этим признаком.
Особенность ситуации заключается в том, что как только ребенок встречается с внешним признаком, начинает действовать правило, определяющее поведение субъекта. Число подобных ситуаций велико. К ним относятся ситуации, связанные с режимными моментами, ситуации оперирования привычными предметами, а также перемещения в знакомом пространстве. Отличительной особенностью этих ситуаций является их устойчивость, стабильность, неизменность.
Ситуации неопределенности характеризуются тем, что в них внешность явлена, а правило поведения не определено. К таким ситуациям относятся новые для ребенка ситуации. В них ребенок сталкивается с незнакомыми свойствами.
Изменяющиеся ситуации представляют собой знакомые ребенку по своим внешним проявлениям процессы, в которые включен человек. Они характеризуются изменениями внешних свойств. Подобные ситуации связаны с природными явлениями, такими как смена времен года, суточные циклы или погодные изменения. Также они характеризуют состояние какого-либо объекта (растущее дерево, строящийся дом и т.п.). Если для нормативных ситуаций правило, а соответственно, и цель действия человека прямо связывается с внешним признаком, то для развивающихся ситуаций цель определяется с учетом произошедших изменений. Исследования показывают, что у детей дошкольного возраста существует несколько форм репрезентации этих ситуаций. Знаковая репрезентация характерна для нормативных ситуаций. Она представляет собой устойчивое самотождественное равенство в рамках формальных структур разнообразного содержания (Ж. Пиаже,1969). Символическая репрезентация возникает в ситуации неопределенности и характеризуется двойственной предметностью (Веракса, 2014). Диалектичекая репрезентация используется для отражения циклических процессов.