Л.М. Гейдарова Факультет психологии Бакинского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Баку (Азербайджан)
Развитие близнецов (как пренатальное, так и постнатальное) сопровождается значительно более серьезными проблемами, по сравнению с развитием одиночнорожденных детей. Почти половина близнецов (в 5 раз больше, чем одиночнорожденных детей) рождается недоношенными, у них на 30% чаще, чем у одиночнорожденных, бывают травмы при рождении, в два раза чаще встречаются серьезные патологии в первый год жизни. Сложности развития близнецов не ограничиваются медицинскими проблемами. Матери в среднем уделяют каждому из близнецов меньше внимания, чем одиночнорожденным, что сказывается на психомоторном развитии близнецов. Постоянное присутствие партнера по близнецовой паре (близнецовая ситуация) часто приводит к задержкам в развитии речи, к более позднему формированию схемы тела, к сужению круга общения. В результате этого повышается вероятность отставания близнецов от одиночнорожденных детей по когнитивному развитию, а при поступлении в школу – по способности усваивать школьную программу. Например, в исследовании Сигал (2000) показано, что средний уровень интеллекта близнецов, начинающих обучение в школе, на половину стандартного отклонения ниже, чем интеллект одиночнорожденных (соответственно 90–95 баллов и 100 баллов). Некоторые исследователи указывают на еще большие различия – до двух стандартных отклонений (Davis, Gayan et al., 2001).
Специфика развития близнецов позволяет рассматривать их как группу риска и требует исследования возможностей преодоления неблагоприятных условий развития. Но для того, чтобы понять, каким образом возможно компенсировать отставание в развитии близнецов, необходимо прежде всего отчетливо представлять возрастную динамику соотношения когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных. Этой цели и посвящено сравнительное исследование когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей, проводящееся в Баку.
Схема исследования соответствует аналогичному исследованию, проведенному на выборке российских близнецов, и представляет собой анализ школьной успеваемости близнецов в зависимости от социально-демографических особенностей семьи и особенностей внутрипарных отношений близнецов.
Анализ результатов исследования на данном этапе включает: 1) сопоставление распределения показателей академической успеваемости одиночнорожденных детей с распределениями аналогичных показателей в 6 группах близнецов – МЗ-мальчики и МЗ-девочки, ДЗ-мальчики и ДЗ-девочки (из однополых пар), ДЗ-мальчики и ДЗ-девочки (из разнополых пар); 2) анализ различия средних между близнецами и одиночнорожденными (близнецы vs одиночнорожденные, МЗ-близнецы vs одиночнорожденные, ДЗ-близнецы vs одиночнорожденные, МЗ-девочки vs одиночнорожденные девочки, МЗ-мальчики vs одиночнорожденные мальчики, ДЗ-девочки vs одиночнорожденные девочки, ДЗ-мальчики vs одиночнорожденные мальчики, МЗ-близнецы vs ДЗ-близнецы); 3) анализ различия средних в группах близнецов, различающихся по социально-демографическим параметрам семьи и близнецовым отношениям.
Комментарии
Добавить комментарий