Т.С. Воропаева Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев (Украина)
Б.М. Теплов является не только одним из наиболее известных исследователей индивидуальных различий в российской и мировой психологии, но и ярким представителем той плеяды ученых, которые стремились синтезировать гуманитарное и естественнонаучное знание. Выдающийся ученый смог реализовать это стремление в процессе комплексного исследования способностей.
В своей фундаментальной монографии «Психология музыкальных способностей» (1947) Б.М. Теплов предложил изучать музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности. Разделив музыкальные способности на основные (звуковысотный слух и чувство ритма) и неосновные (тембровый, динамический, гармонический слух), ученый предложил новую структуру музыкальных способностей (которая включала такие компоненты: ритмическое и ладовое чувство, а также способность к произвольному оперированию музыкально-слуховыми представлениями) и рассмотрел через «призму» интегративного подхода феномен музыкальности (как единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей).
Сегодня проблема музыкальности является не только одной из самых актуальных в современной музыкальной психологии, но и одной из наиболее дискуссионных. И все-таки разработанная Б.М. Тепловым концепция музыкальности по-прежнему остается важной методологической базой многих современных музыкально-психологических исследований. Наше исследование базировалось на работах Б.М. Теплова и таких ученых, как Б.В. Асафьев, Б.Л. Березовский, Л.Л. Бочкарев, Н.А. Ветлугина, Б.А. Вяткин, О.В. Гвоздева, Е.Г. Гуренко, А.Л. Готсдинер, Г.Л. Ержемский, А.Б. Зелинский, И.Е. Исаева, Д.К. Кирнарская, Г.В. Ковалева, В.Е. Кузьмин, И.А. Курбатова, А.М. Матюшкин, В.В. Медушевский, З.Х. Муштари, С.И. Науменко, Е.В. Назайкинский, О.М. Нежинский, В.Д. Остроменский, О.М. Панкова, Я.А. Пономарев, Т.И. Порошина, С.И. Савшинский, М.С. Старчеус, М.Т. Таллибулина, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, И.В. Тихомирова, С.И. Торичная, Ю.А. Цагарелли, Т.Ф. Цыгульская и др. Анализ результатов исследований этих ученых позволил нам выделить 10 основных компонентов музыкальности студентов, которые осваивают немузыкальные профессии: эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма, тембровый слух, гармонический слух, музыкальная память, музыкальнослуховые представления, вокальные способности, творческое воображение.
Б.М. Теплов подчеркивал, что психологическую науку и педагогическую практику должно интересовать не то, насколько музыкален тот или другой индивид, а то, какой именно является его музыкальность. В связи с этим проведенное нами в 2008–2011 годах исследование было посвящено изучению специфики музыкальности студентов Киевского национального университета (будущих математиков, психологов и филологов), которые реализуют свои музыкальные способности в различных видах деятельности (университетские и факультетские праздники, КВН и т.п.), а также в музыкально-художественных коллективах и кружках университета. Всего было обследовано 300 студентов (100 математиков, 100 психологов и 100 филологов). Были использованы стандартные методы изучения музыкальных способностей, творческого воображения, а также метод обобщения независимых характеристик.
Проведенное исследование показало, что в разных группах испытуемых более качественно развиты различные компоненты музыкальности: в группе математиков наиболее развиты творческое воображение, чувство ритма, музыкальная память, ладовое чувство, звуковысотный и гармонический слух; в группе психологов наиболее развиты тембровый слух, эмоциональная отзывчивость на музыку, творческое воображение и гармонический слух; в группе филологов наиболее развиты вокальные способности, музыкально-слуховые представления и эмоциональная отзывчивость на музыку. При этом эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления и вокальные способности доминируют у студентов-филологов, звуковысотный слух, ладовое чувство, музыкальная память, чувство ритма, гармонический слух и творческое воображение – у студентов-математиков, тембровый слух и эмоциональная отзывчивость на музыку – у студентов-психологов.
Полученные результаты показывают, что: а) музыкальность можно рассматривать как интегральное многоуровневое образование, которое состоит из компонентов-подсистем разной сложности, тесно взаимодействующих между собой; б) музыкальность студентов, которые осваивают немузыкальные профессии, имеет качественные отличия, при этом определенный синтез музыкальных способностей характерен не только для каждой отдельной личности, но и для представителей конкретной профессиональной группы; в) более высокий уровень развития творческого воображения и чувства ритма у студентов-математиков; тембрового слуха и эмоциональной отзывчивости на музыку у психологов; вокальных способностей, эмоциональной отзывчивости и музыкально-слуховых представлений у студентов-филологов связаны со спецификой их специальных способностей (математических, коммуникативных, лингвистических и т.д.) и особенностями их профессиональной подготовки; г) подтвердились результаты исследований многих ученых (Б.Г. Ананьева, Б.В. Асафьева, И.И. Ашмарина, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, Е.В. Назайкинского, О.М. Панковой и др.) о том, что музыкальные способности могут гармонично сочетаться с математическими и лингвистическими способностями; д) развитие музыкальности является результатом не только музыкального обучения и воспитания (в группе математиков 63% студентов в детстве окончили музыкальную школу, в группе психологов – 57% студентов, а в группе филологов – 54%), но и общего развития личности (в группе математиков 69% студентов имеют высокий уровень интеллектуального развития, в группе психологов – 60%, а в группе филологов – 56%).
Комментарии
Добавить комментарий