Современные исследования проблемы страхов у детей младшего школьного возраста

Разделы психологии: 

Дроздова Дарья Петровна, Магистр ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Аннотация: Настоящая статья рассматривает выраженность страхов учащихся младшего школьного возраста в классических и современных концепциях. В ходе работы анализируются различные взгляды на феномен тревожности и эмоциональных потрясений, а также разбираются нововведения того или иного исследователя. Описывается методика современных психологов по нивелированию страхов в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: тревожность, эмоциональное потрясение, депрессия, процесс развития, учебная деятельность, представление, культурная среда.
Keywords: anxiety, emotional shock, depression, development process, educational activities, impression, cultural environment.

Актуальность темы работы подтверждается необходимостью тщательного изучения различных классических и современных концепций, исследующих проблему возникновения страхов в младшем школьном возрасте для создания полноценного психологического инструментария и методики нивелирования основных проявлений тревожности и эмоциональных потрясений, приводящих к возникновению страхов.

Одним их первых практических психологов, занявшимся проблемой возникновения страха у детей младшего школьного возраста был Кэролл Изард. Он впервые провёл профессиональную классификацию негативных эмоций, разобрал фундаментальные и производные типы, исследовал волевую, эмоциональную и личностно-волевую сферы у детей в данном возрасте, разобрав причины возникновения боязней и тревожностей.

Из представителей психоанализа проблемой страха у детей младшего школьного возраста занимались Ролло Мэй и Дэвид Айке. Основу для профессионального практического нивелирования страхов заложил Мишель Фуко, тщательно разобрав концепцию Юнга, в особенности, образ персоны и тени. Персона – архетип отражения общественных ожиданий, роль человека в социуме. Тень – это бессознательное проявление и отражение того, что человек считает неприемлемым в своей личности.

Отечественный психолог В.В. Абраменкова [1] создала концепцию «Переходности» и депрессивной динамики страхов, согласно которой страх исходит из депрессивного состояния, носящего кратковременный и невыраженный характер, однако, приобретающего некоторые устойчивые формы при закреплении в эмоционально- личностной сфере [1, c. 15].

В период 6-7 лет дети очень восприимчивы к мнению окружающих их взрослых (в большей степени родителей, но и учитель способен оказывать значительное влияние). Именно социальные ожидания взрослых формируют психику младшего школьника, одна встречающиеся в процессе обучения и социализации трудности приводят к увеличению проявления негативных стремлений, попытка побороть которые приводит к возникновению определенных страхов, например, страх получить неодобрение или стать неуспевающим учеником.

Д. Айке [2] утверждал, что страхи в младшем школьном возрасте формируются, прежде всего, из-за социального давления. Айке в своей концепции развития ребёнка понимал страх как временный аффект, подкреплённый депрессивным состоянием вследствие постоянных качественных и количественных изменений организма. Накопление изменений, увеличение их количества, способствует качественному преобразованию [2, c. 45].

Каждая предыдущая фаза развития становится частью последующей, преобразуя свои внутренние характеристики. И главное преобразование связано с тем, насколько ребёнок вовлечён в культурную среду и хочет ли он осваивать дополнительные ЗУН, которые не включает основная минимальная программа. Второстепенное преобразование – готовность открытого общения со взрослым, носителем психологических инструментов развития.

Наиболее подробно проблему возникновения и нивелирования страхов в младшем школьном возрасте изучали Б.М. Теплов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, М.В. Петровский и М.Г. Ярошевский. Их концепции строились на исследованиях таких психологов, как: Л.И. Божович, В.C. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и Д.Б. Эльконин.

Из современных исследователей, занимавшихся проблемой страхов у детей младшего школьного возраста, особенно следует выделить: В.В. Абрамову, Д. Айке, Ю.М. Забродина, Р. Корсини.

В частности, отечественный психолог Ю.М. Забродин [3] считает, что страхи, возникающие во время сна, характеризуются наличием изменённой формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошкольников и школьников. Ребёнок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Уйди», «Отпусти», и т.д. Зачастую он зовёт маму, однако, подсознательно, её не узнает, через несколько минут успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом, но такое явление встречается редко [3, c. 209].

Отечественными учёными начала XXI века был накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний подростков и взрослых, но вместе с тем следует признать, что наименее изученной областью педагогической психологии является саморегуляция негативных эмоциональных состояний, в особенности у детей младшего школьного возраста, взаимосвязь которой с феноменом возникновения страхов пыталась объяснить В.В. Абраменкова, но, не ставя на первое место раскрытие источника страхов и средств их нивелирования, не смогла создать цельную практическую методику [1, c. 17].

Определённое количество исследований было посвящено изучению особенностей личностной саморегуляции, саморегуляции учебно-познавательной деятельности младших школьников, но проблема изучения и развития саморегуляции эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста остается в педагогической психологии недостаточно разработанной, и общим ограничительным моментом в изучении эмоциональной сферы является одномерность рассмотрения.

На современном этапе развития концепций и представлений о детском страхе в младшем школьном возрасте, проводятся синкретические исследования, нацеленные непосредственно на практические методы борьбы со страхами и тревожностями. Современные исследования психологов когнитивного (А.А. Северный) и социокультурного направления (А.О. Дробинская) выявили, что страх является нормальным состоянием жизнедеятельности организма, при учёте всех психофизиологических особенностей и биосоциальных характеристик.

Страх подобен радости, гневу, – общие воплощения страха имеют два крупных источника: они связаны с испугами в детстве, перерастающими в некоторые виды боязни по отношению к нетипичным объектам восприятия в детстве, кроме того, страхи могут возникать под воздействием шума в REM-фазе сна, когда на когнитивную систему может оказывать воздействие даже шелест листьев или шорох травы за окном.

Дневные страхи возникают из-за сформировавшихся потрясений, устойчивых образов и представлений об отталкивающих концептах, сформированных в ходе социализации, постфактум в виде её негативных проявлений. Причина возникновения ночных страхов, кошмаров заключается в избытке эмоциональных потрясений за день, так НС через сильные выбросы энергии пытается компенсировать дневные повреждения [4, c. 679]. Примечательно, что дневные страхи не имеют структурированной типологии, их можно рассматривать лишь в группе боязней, однако, ночные страхи можно чётко разделить на: немые страхи, кошмары, страх крови, навязчивые страхи.

Наибольшего успеха в нивелировании детских страхов на современном этапе развития психологической мысли добился российский психолог-практик Ю.М. Забродин. Он утверждает, что для решения проблемы страха у младших школьников в условиях социализации и адаптации важно прибегать к нивелированию страхов [3, c. 221]. Нивелирование страхов – это компенсация страха ребенка путем особого психолого- педагогического воздействия, направленного на создания благоприятных условий для личности ребенка и устранение стрессовых ситуаций, вызывающих чувство страха и тревоги. Основная роль в нивелировании страхов отводится фигуре учителя, способной оказать благоприятную психологическую помощь на личность ребенка.

Выводы. Таким образом, с начала исследования проблемы страха у детей младшего школьного возраста, можно выделить три наиболее обширных направления: когнитивное, социокультурное и психоаналитическое. Наиболее практичными в вопросах нивелирования детских страхов оказалась концепция Д. Айке. Современные исследователи – А.А. Северный и Ю.М. Забродин смогли создать уникальный концепции, позволяющие не только детально разобрать причины возникновения страхов, но и провести эмпирические исследования для их полного нивелирования или преуменьшения.

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 14-18.
  2. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001. С. 43-62.
  3. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2016. - 369 с.
  4. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.
  5. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб, 2001. С. 215-223.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

15 янв 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Дроздова Д.П. Современные исследования проблемы страхов у детей младшего школьного возраста // Инновации. Наука. Образование. – 2021 – № 26. – С. 539-543.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки