Роль социальной микросреды в раскрытии одаренности и достижении человеком вершины творческого развития

Разделы психологии: 

Белова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; Москва, Россия.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния социальной микросреды на раскрытие способностей и дарований, создание возможностей для последующего достижения акме. В связи с этим выделяется значимость факторов ближайшей микросреды уже на этапе детского и юношеского возраста для создания условий творческой реализации формирующейся личности. Приводятся факты из биографий выдающихся ученых, изобретателей.

Ключевые слова: А.А. Бодалёв, социальная микросреда, способности, одаренность, биографии, детство, юность.

SOCIAL MICROENVIRONMENT IN THE DISCLOSURE OF GIFTEDNESS AND ACHIEVE THE TOP OF CREATIVE DEVELOPMENT

E.S. Belova, candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research»; Moscow, Russia.

Abstract. The article deals with the issues of the influence of the social microenvironment on the disclosure of abilities and talents and on the creation of opportunities for the subsequent achievement of acme. In this regard, the significance of the factors of the nearest microenvironment is highlighted already at the stage of childhood and adolescence for creating conditions for the creative realization of the emerging personality. Facts from the biographies of prominent scientists and inventors are given.

Keywords: A.A. Bodalyov, social microenvironment, abilities, giftedness, biographies, childhood, youth.

Одной из важных проблем, стоящих перед психологической наукой, является проблема выявления закономерностей и условий формирования у людей психических свойств, помогающих им добиваться высоких результатов в деятельности и творческой самореализации. Алексей Александрович Бодалёв – выдающийся отечественный психолог, организатор науки – неоднократно подчеркивал значимость научной разработки данной проблемы. В связи с этим ученый выделял необходимость проведения теоретических и прикладных исследований в области психологии способностей, чтобы получаемые результаты в наибольшей степени позволяли непрерывно совершенствовать действующую в стране систему выявления и развития способностей в разные периоды жизни человека. Особое внимание, по мнению А.А. Бодалёва, следовало бы уделять начальным этапам личностного становления, формированию способностей подрастающего поколения.

Обращаясь к исследованиям Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, C.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.А. Бодалёв акцентировал внимание на качественно важном моменте в научном понимании всех главных аспектов проблемы способностей: рассмотрение ее в связи с деятельностью, в которой человек как ее субъект проявляет свойства психики, называемые способностями (при условии её успешного выполнения), и в ней осуществляется развитие этих свойств. «Формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой обобщаются эффекты его деятельности как субъекта в соединении с жизнедеятельностью его как индивида, составляет его потенциал — одаренность, определяющую как готовность к осуществлению разных видов деятельности, так и возможный уровень их продуктивности» [1, с. 26].

В сферу научных интересов А.А. Бодалёва входило изучение проблем акмеологии, среди которых большое внимание уделялось проблеме взаимосвязи характеристик социальной микросреды и развития человека. При этом социальная микросреда рассматривалась как общности людей, с которыми человек по ходу своей жизни оказывался в непосредственном физическом и духовном контакте (семья, педагоги, друзья и т.п.). В книге «Как становятся великими или выдающимися?», написанной А.А. Бодалёвым совместно с Л.А. Рудкевич [2], отмечалось, что для достижения подлинного акме человека необходимо наличие определенных объективных и субъективных факторов социальной микросреды, которая окружает человека и воздействует на него и в детстве, и в юности, и во все последующие периоды жизни. Большую роль в формировании предпосылок будущего акме человека играет семья: она закладывает основы здоровья и активности, формирует основы его личностного облика. Высоконравственное отношение к нашей планете Земля, человечеству, Родине, труду, семье, а также осознанность своих действий и требовательность к себе имеют истоки в дошкольном детстве. Большое значение фактора общения с близкими для подготовки будущего акме человека сохраняется и в школьные годы, и в дальнейшем. После поступления в школу социальная микросреда не только расширяется, но и качественно меняется. Ведущей деятельностью ребенка становится учение. И во многом от школы, учителей зависит, станет ли его отношение к учению заинтересованным и ответственным, будут ли успешно раскрываться его способности и таланты. Чем старше становится школьник, тем более глубоким становится процесс формирования опыта познания, общения и труда, тем более избирательным становится его отклик на воздействия социальной микросреды. Таким образом, семья и школа «не однолинейно упрощенно, а многопланово и сложно задают вектор характеру движения человека по жизненному пути» [2, с.119]. На этапах профессиональной подготовки и самореализации личности в выбранной профессии прослеживается сильное влияние общности людей, объединенных по профессиональному признаку: «весьма жестко “прорисовывают перспективную линию” его движения как субъекта деятельности в избранной им области профессионального труда» [2, с.121]. Следует подчеркнуть, что обе стороны в обозначенных взаимосвязях активны и взаимодействуют.

В своих исследованиях А.А. Бодалёв неоднократно обращался к биографиям выдающихся людей, анализируя процесс их личностного становления, динамику творческой реализации. Как отмечал Алексей Александрович, биографический метод анализа имеет свои методические трудности (качество, полнота, достоверность данных), и, вместе с тем, основанный на всестороннем и глубоком изучении, дает благоприятные возможности проследить весь жизненный путь творческой личности во взаимосвязи с окружением.

В проведенном нами исследовании тоже использовался метод анализа биографических материалов с целью выявления особенностей социальной микросреды и их влияния на раскрытие одаренности. Рассматривались периоды детства и юности в жизнеописаниях выдающихся инженеров, изобретателей.

Приведем некоторые биографические описания.

Борис Львович Розинг (1869–1933) – российский инженер-физик, талантливый изобретатель, автор первых разработок по телевидению. Изобрел способ передачи изображений на расстоянии с помощью электронно-лучевой трубки. Занимался фотографированием звуков, усовершенствованием приборов для слепых. Он создал фотоэлектрическое устройство, предназначенное для ориентировки слепых, фотоэлектрический фотометр и прибор для записи и воспроизведения звука.

Борис Розинг родился 23 апреля (5 мая) 1869 года в Петербурге, в семье государственного чиновника Льва Николаевича Розинга. Отец Бориса очень хорошо разбирался в технике, увлеченно занимался различными изобретениями. Его интерес к механике передался и сыну. Борис с детства отличался живым и любознательным умом, прекрасно учился, интересовался музыкой, литературой и точными науками. Петербургскую гимназию окончил с золотой медалью и сразу поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Борис с интересом учился, проявляя неординарные способности в освоении научных знаний, делал великолепные доклады на студенческих семинарах. По окончании университета в 1891 году получил диплом первой степени, и талантливому выпускнику было предложено остаться в стенах альма-матер и заниматься научной работой. В 1892 году в «Журнале Русского физико-химического общества» появилась первая научная статья Б.Л. Розинга, в которой была представлена динамическая теория магнетизма некристаллических однородных тел и кристаллов на основе теории электромагнитного поля. Пройдет время, и возникнет интерес к телевидению, побудивший к проведению экспериментов с механическими системами передачи изображений. 22 мая 1911 года Борисом Львовичем Розингом была осуществлена первая в мире передача изображения на расстоянии, что явилось прорывом в развитии техники. Научное сообщество высоко оценило заслуги Б.Л. Розинга. Русское техническое общество присудило ему золотую медаль и премию имени К.Ф. Сименса [6].

Олег Владимирович Лосев (1903–1942) выдающийся российский физик и изобретатель (15 патентов и авторских свидетельств), автор первых научных трудов, описывающих свойства полупроводников. Внёс большой вклад в исследование электролюминесценции в твёрдых полупроводниках. Автор первого в мире генерирующего кристаллического детектора («Кристадин«) и первого в мире патента на «световое реле» (прототип светодиода). В 1938 году без защиты диссертации получил степень кандидата физико-математических наук за исследования по электролюминесценции [3].

Родился в Твери 10 мая 1903 г. Отец был служащим в конторе на вагоностроительном заводе, а мать занималась домом и воспитанием Олега. Он был единственным ребёнком в семье, и между мамой и сыном сложились очень добрые, нежные отношения. Олег всегда чувствовал любовь, заботу и поддержку мамы.

Когда учился в Тверском реальном училище, проявился большой интерес к физике. Во многом это была заслуга учителя физики – Вадима Леонидовича Лёвшина – талантливого педагога и ученого, впоследствии работавшего в лаборатории С.И. Вавилова и получившего известность благодаря своим работам по люминесценции кристаллов. В.Л. Лёвшин сумел пробудить у Олега стремление к научным исследованиям.

Однажды Олег попал на лекцию нового начальника Тверской радиостанции, военного инженера, горячего энтузиаста и грамотного пропагандиста радиосвязи Владимира Михайловича Лещинского. Впечатление от лекции было столь сильным, что пятиклассник Олег Лосев серьёзно увлекся радиотехникой. Ему посчастливилось лично познакомиться с В.М. Лещинским и его коллегами М.А. Бонч-Бруевичем и профессором Рижского политехникума В.К. Лебединским. Олег стал часто бывать на радиостанции, где велась новаторская работа по совершенствованию приемной аппаратуры. Став увлеченным радиолюбителем, Олег и дома устроил радиолабораторию.

После окончания училища поступил в Москве в институт связи. А в Москве в сентябре того же года проходил 1-й Всероссийский радиотехнический съезд. Олег сумел попасть на съезд, где встретил своих знакомых по Тверской радиостанции (она была уже расформирована), работавших на новом месте, в Нижегородской радиолаборатории под руководством В.К. Лебединского. Лосев оставил учебу в институте и переехал в Нижний Новгород, где в последующем под руководством В.К. Лебединского занимался исследованием кристаллических детекторов. В окружении блестящих специалистов раскрывался в Олеге Лосеве талант экспериментатора, который позволил ему в дальнейшем в результате напряженного поиска создать в 1922 г. радиоприёмник с генерирующим диодом – «кристадин» и позже сделать еще одно замечательное открытие – свечение карборундового детектора, что принесло талантливому изобретателю всемирную известность [4]; [5].

Приведенные факты жизнеописаний талантливых ученых и изобретателей подтверждают важность влияния факторов социальной микросреды на раскрытие способностей и дарований уже на этапе детского, юношеского возраста. Несомненно, пример и увлеченность отца Бориса Розинга изобретательством пробудили в будущем ученом талант исследователя, стремление к познанию и экспериментированию. Для Олега Лосева судьбоносными оказались встречи с талантливым педагогом В.Л. Левшиным, сумевшим заинтересовать познанием физических явлений, а также исследователями в направлении электроники и радиотехники, работы которых помогли трансформации детского увлечения Олега в научный поиск.

В заключение отметим следующее. В задачи психологической науки, как писал Алексей Александрович Бодалёв, обязательно должно входить выяснение влияния микро-, мезо- и макрообщностей во всей сложности их взаимодействия (семьи, группы детского сада, школьного класса, производственной бригады, научной группы и других), в которые включена личность, на развитие ее способностей и достижение акме. Эта задача не теряет актуальности и в наши дни, составляя ориентиры для продолжения осуществляемых сейчас и будущих научных изысканий в области психологии одаренности и акмеологии.

Литература

  1. Бодалёв А.А. Психология о личности. М.: Издательство Московского университета, 1988. 188 с.
  2. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М.: Издательство Института Психотерапии, 2003. 287 с.
  3. Лосев Олег Владимирович [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лосев, Олег_Владимирович (Дата обращения: 20.03.2023)
  4. Никольский Л.Н. Физик Лосев [Электронный ресурс]: URL: // http://r3i.qrz.ru/losev.htm (Дата обращения: 20.03.2023)
  5. Остроумова Е.В. О.В. Лосев пионер полупроводниковой электроники // Окно в микромир. 2001. №2: URL: http://wmw-magazine.ru/uploads/volumes/02/36-41a.pdf (Дата обращения: 20.03.2023)
  6. Розинг Борис Львович [Электронный ресурс]: URL: http://rus-eng.net/eng/Rozing%20Boris%20L’vovich.htm (Дата обращения: 22.03.2023)

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Белова Е.С. Роль социальной микросреды в раскрытии одаренности и достижении человеком вершины творческого развития // Динамика смысловой реальности и акме личности: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Попова, Г.А. Вайзер – М.: ФНЦ ПМИ, 2023. – С. 50-53.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки