Роль системы образования и СМИ в формировании экологического мировоззрения

Д.И. Меньщиков Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Москва, Россия

С давних времен человечество привыкло не замечать вред, которое оно оказывает на природу вокруг нас, принимая ее как данность и считая, что человек выше нее. Такие суждения, достигшие глобального уровня, постепенно приводят к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. Поэтому для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания. Экологизация сознания общества связана с формированием у людей определенных экологических ориентаций и заключается в превращении экологических установок и ориентиров, образующих прочный фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок [1].

В условиях развития техногенной цивилизации прогрессирует так называемый кризис сознания, проявляющийся в прагматичном, утилитарном противопоставлении социального мира природному. Происходит обесценивание жизни, которая становится товаром, объектом преобразования со стороны человека с целью удовлетворения своих материальных потребностей [2]. Еще в школе нас учат, какими природными ресурсами богата наша страна и какова стоимость этих ресурсов. В погоне за прибылью люди вырубают леса, убивают огромное количество диких зверей, загрязняют воду в водоемах, роют шахты и т.д. Достаточно вспомнить провалы в Соликамске и Березниках, чтобы увидеть, к каким последствиям приводит бездумное «освоение» природных ресурсов. Ведь во время «раскопок» никто не думал о последствиях, они были туманны и далеки, но уже на наш век выпало увидеть результат этих работ во всей красе.

Чтобы как-то изменить ситуацию и предотвратить подобное в будущем, необходимо появление экологии как факта общественного сознания. Это станет значительным шагом вперед в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из ее многочисленных подсистем.

Но как этого добиться? По мнению Медведева В.И., можно выделить три уровня экологического сознания [2]:

  • базовое, или общее экологическое, сознание (обыденное);
  • научно обоснованное экологическое сознание;
  • профессиональное экологическое сознание.

Большинство жителей нашей страны имеют обыденное экологическое сознание, которое представляет собой совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на повседневном опыте и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. На сегодняшний день такое сознание в большинстве случаев сформировано эгоистическими потребностями определенной отдельной группой людей. В таком сознании отсутствуют какие-либо экологические сведения, для него понятие «экологическое состояние» всегда ассоциируется с каким-либо нарушением экологической обстановки, носящим катастрофический или близкий к нему характер.

Безусловно, человеческое мировоззрение главным образом формируются двумя вещами: образованием и средствами массовой информации (СМИ) (будь то газетные издания, телевидение или Интернет). Под влиянием широкого потока информации о различных экологических проблемах обыденное экологическое сознание становится более открытым для перехода от интереса к экологическим новостям к серьезному обсуждению экологических проблем как начальному этапу научного экологического сознания [3]. Данное сознание формируется постепенно, требует соответствующей подготовки и не может появиться спонтанно.

Как уже было сказано выше, образование и СМИ должны формировать у каждого человека и всего общества экологическое мировоззрение как главное условие устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя ее рядом аспектов из других областей с целью комплексного междисциплинарного подхода к образованию [3]. Данный подход к образованию представляет собой процесс, продолжающийся непрерывно на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает экологичесакое образование для детей, так как образ жизни, жизненные установки и мировоззрение в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.

Отсутствие экологического образования и просвещения может привести (и уже привело) к ложным представлениям о неисчерпаемости природных ресурсов. Ответственные отношение и политика к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если человек будет получать только надежные данные о современном состоянии окружающей среды, обоснованные знания о взаимодействиях важных экологических факторов и разработает новые методы сокращения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, предусматривать использование всех экономических рычагов. А такое возможно только при наличии в стране хорошего экологического образования и освещения реального состояния природы СМИ.

Литература

  1. Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Серия “Symposium”. Инновации и образование. Вып. 29 // Сб. матер. конф. СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2003. C. 273–287.
  2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Логос, 2001. 384 с.
  3. Карпова И.Н. Роль единого эколого-образовательного пространства в формировании экологического сознания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 22–25. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/425/ (дата обращения 28.03.2018).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Меньщиков Д.И. Роль системы образования и СМИ в формировании экологического мировоззрения // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 243-245.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки