О.М. Анисимова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
По мере становления сознания человек на определенном этапе развития начинает обращаться к себе как к части мира. В контексте сознавания ценностей и смыслов группы, общества и человечества в целом мы начинаем сознавать и самих себя, формировать свою Я-концепцию. самосознание носит при этом не только рациональный, но и эмоционально-оценочный характер. Это естественно, так как в процессе формирования самосознания решается проблема соотнесения внешних и внутренних смыслов и ценностей.
Проблема соотнесенности может рассматриваться, в частности, как проблема смягчения тревоги, порожденной конфронтацией человека и мира (И. Ялом, 2008). Отсюда проистекает такая функция Я-концепции, как достижение внутреннего единства или лада с самим собой.
Б.Г. Ананьев (2010) указывает на то, что отношение человека к самому себе (помимо способствования стабилизации единства личности) тесно связано с целями жизни человека, его ценностями, и выполняет функцию саморегулирования и контроля развития.
Функции контроля развития возложены и на другие аспекты субъективного мира человека. Таковыми в первую очередь выступают смыслы, которые рассматриваются как самостоятельные феномены (напр., В. Франкл, 1990). Следует сразу отметить, что смысл жизни (или, точнее, иерархия смыслов) безусловно является компонентом Я-концепции, поэтому противоречие с точки зрения приоритета контроля развития снимается. Но оно и остается, так как не снимается задача внутреннего лада личности, связанная с эмоционально-оценочной стороной Я-концепции.
Параметрами эмоционально-оценочной стороны Я-концепции, которые фигурируют в психологических исследованиях, выступают такие характеристики как самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение (в более узком смысле слова).
В ряде исследований, выполненных под нашим руководством, были установлены связи эмоционально-оценочных параметров Я-концепции и других аспектов внутреннего мира личности.
Так, в исследовании И.К. Лебедевой (2011), проведенном на взрослых, было обнаружено, что у испытуемых с более высокой самооценкой выше общий показатель осмысленности жизни, меньше затруднений в определении жизненных целей, они в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни. Аналогичные, но еще более обширные связи установлены между всеми показателями смысложизненных ориентаций и уровнем самоуважения. Чем выше уровень самоуважения, тем более важным расценивается размышление о смысле своей жизни. У испытуемых с более высоким самоуважением также ниже уровень социальной фрустрированности.
В ряде исследований установлены значимые взаимосвязи самоуважения и отношения к будущему, самоотношения и самореализации.
Т.К. Терра в своем диссертационном исследовании (2009) выявила существенный вклад параметров самоотношения в удовлетворенность жизнью у взрослых мужчин и женщин.
Эти и другие исследования позволяют расценивать Я-концепцию как ключевую категорию в структуре и развитии личности и индивидуальности.
Не менее важной выступает проблема соотнесенности содержательной (когнитивной) и эмоционально-оценочной сторон Я-концепции. Кратко можно сформулировать следующее: качество жизни человека несомненно связано с интериоризацией социальных ценностей, то есть с включением их в структуру Я-концепции. Этот процесс нарастает по мере роста и развития личности. В то же время следует признать, что потребность в реализации своих внутренних потенциалов не снимается на протяжении всей жизни. Слаженность этих двух тенденций – залог жизненной удовлетворенности.
Комментарии
Добавить комментарий