Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вчерашнему дошкольнику предстоит столкнуться не только с перспективой овладения новой для него – учебной деятельностью. Основная проблема, которая возникает перед ним и всеми взрослыми–ответственными участникам его жизни – это проблема включения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский). Позиция ученика, которую вскоре предстоит занять ребенку, не исчерпывается операционно-технической и даже мотивационной готовностью к письму и чтению. Ученик – это особая «жизненная позиция» в возникшей, складывающейся, меняющейся социальной ситуации развития.(Л.С. Выготский). Осмыслить ее с этой позиции гораздо труднее, чем освоить азы «школьных техник». Любая новая социальная ситуация развития, по сути своей – проблемная [1]. Поэтому так важно психологически и педагогически корректно подвести ребенка к порогу школьного ученичества уже в детском саду, используя для этого возможности дошкольного образования и достижения дошкольного периода.
Современный мир представляет крайне высокие требования к развитию и обучению детей, поэтому организация воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Ребенок – сам участник строительства своей новой социальной ситуации развития, которая не является чем-то готовым. Школа, как «образовательная среда», как «жизненное пространство» предполагает особую систему взаимоотношений детей и взрослых. В эту систему первоклассника приходится специально вводить (для чего, например, еще во второй половине 80-х г.г. Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой был разработан особый 10-дневный «курс» «Введение в школьную жизнь») [2], ее нормы не могут быть приняты им «по умолчанию». Школьное учение, учебная деятельность в собственном смысле слова предполагают осмысление, осознание ребенком себя в качестве субъекта этих изменений (В.В. Давыдов) [5].
Проблема готовности ребёнка к школьному обучению, на данный момент, стоит достаточно остро. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития, его познавательные возможности. Однако, Л.С. Выготским 3была одним из первых сформулирована мысль о том, что сама по себе готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Выготский считает, что быть готовым к школьному обучению, в первую очередь, обозначает обобщение и дифференциацию в соответствующих категориях предметов и явлений окружающего мира. Вместе с тем, принцип единства обобщения и общения выводит проблему далеко за пределы психологии познания и его развития.
И научное знание, ставшее школьным – обобщенное и обобществленное «коллективное достояние человечества», воплощение «единства обобщения и общения» (Л.С. Выготский) [4]. Игра впервые и впускает в жизнь ребенка фигуру «обобщенного другого» (по выражению Дж. Г. Мида), делает его ее соучастником, активным действующим лицом. Полноценно сформированное в старшем дошкольном возрасте воображение создает для ребенка саму возможность включения в новую социальную ситуацию развития на стыке двух периодов детства, причем – включения в качестве субъекта.
Все вышеизложенное позволило сформировать проблему исследования: воображение как условие развития общения старших дошкольников.
Было выдвинуто предположение о том, что развитие воображения определяет сформированность коммуникативной сферы старшего дошкольника по ряду значимых показателей (уровень воображения, культура поведения, сформированность коммуникативных умений.) и опосредованно – социального компонента школьной готовности. Данное экспериментальное исследование было организовано в ГБОУ СОШ № 2107 СП 1589 г. Москвы. В исследовании приняли участие дети старшей и подготовительной групп: старшая группа – 28 человек, подготовительная группа – 22 человека. возраст детей – 5-7 лет.
Для проверки нашего предположения использовались следующие методики:
- модификация методики «Наблюдение за культурой поведения детей» А.М. Щетининой;
- методика «Картинки» Е.О. Смирновой;
- методика «Странная картинка» В.Т. Кудрявцева;
- методика «Где чье место» Е.Е. Кравцовой.
В результатах исследования, обнаружена взаимосвязь уровня развития воображения и социально-коммуникативной сферы ребенка. У детей старшей и подготовительной группы с высоким уровнем сформированности социально-коммуникативных навыков (культуры поведения), по методике А.М. Щетининой, обнаружен высокий уровень воображения, по методикам В.Т. Кудрявцева и Е.Е. Кравцовой (результаты диагностики уровня воображения по данным методикам положительно коррелируют друг с другом в обеих группах). Низкий уровень развития воображения сочетается у детей с низкимуровенем культуры поведения.
Детям старшей группы с развитым воображением, по показателям методики Е.Е. Кравцовой, присуща тенденция к поиску конструктивных решений, по методике Е.О. Смирновой. В свою очередь, в подготовительной группе дети с низким уровнем развития воображения, по методике Е.Е. Кравцовой, и низким уровнем культуры поведения чаще избирают агрессивный выход, по О.Е. Смирновой. Полученные результаты подтвердили гипотезу.
Таким образом, в исследовании была выявлена и изучена социально-коммуникативная структура личностных объективно-деятельностных характеристик (проявлений) творческой деятельности детей дошкольного возраста, а также степень их вклада в формирование общительности дошкольника, рассмотрена связь развития воображения с формированием социально коммуникативной функции воображения.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте – это оптимальный вектор формирования психологической готовности к школе (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова). Ведь образ новой социальной ситуации развития и своего места в ней является образом воображения.
Литература
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига, 1999.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 2010.
- Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2004
Комментарии
Добавить комментарий