Разделы психологии:
Под руководством О.Г. Носковой нами проведено исследование структуры системы деятельностей на разных стадиях профессионализации (на примере психологов).
Актуальность работы обусловлена противоречием между большим объемом фактического материала о соотношении профессиональной и внепрофессиональных сфер жизни в направлении Work-Life Balance [Cowling, 2005; Duckworth, Buzzanell, 2009; Eikhof, Warhurst, 2007; Evans, Carney, Wilkinson, 2013; Fenwick, Tausig, 2001; Lyons, Higgins, Duxbury, 2010; Michel, Daniel, Eduardo, 2012; Stey и др., 2011; и др.] и недостаточностью ролевых теорий для их анализа, что не позволяет в полной мере описать типы соотношений и механизмы их развития.
Теоретико-методологической основой исследования стал деятельностный подход, его положения о личности как продукте и субъекте системы ее деятельностей [Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А., Карпинский К.В., Столин В.В., Эльконин Д.Б. и др.]. В деятельностном подходе поставлены проблемы взаимосвязи деятельностей, их иерархии, типологии структур систем деятельностей [Леонтьев, 2005]; развития системы деятельностей в онтогенезе [Эльконин, 1989]. С использованием идеи системы деятельностей изучается самосознание [Столин, 1983], связывается перспектива развития психологии личности (поступка, ценностей и смыслов) [Асмолов, 2007]. Изучение структуры системы деятельностей и ее развития актуально в связи с возможностью приложения к теории деятельности системного подхода [Барабанщиков, 2007; Ломов, 2003; Юдин, 1978]. Представления о личности как продукте системы деятельностей нашли определенное отражение в современной психологии труда [Гаранина, 2006; Карпинский, 2010; Карпов, 2008; Кузнецов, 2000; Кузнецова, Лузянина, 2014; Серкин, 2005 и др].
Для культурно-деятельностного подхода характерно изучение явления в процессе развития. Принимая во внимание, что наиболее распространенные модели профессионализации не учитывают внепрофессиональных деятельностей [Зеер Э.Ф.; Климов Е.А., Сыманюк Э.Э.], можно считать, что задача сравнительного изучения структуры системы деятельностей на разных стадиях профессионализации актуальна.
Общая гипотеза исследования: профессионалы на разных стадиях профессионализации отличаются своеобразием структуры системы деятельностей и степенью их интеграции.
В исследовании были использованы методики Самоактуализационный тест (САТ)[Алешина, Гозман,1987], Интегральная удовлетворенность трудом (ИУТ) [Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002]; Шкала субъективного благополучия (ШСБ) [там же], а также разработанная авторская методи‑ ка изучения параметров системы деятельностей профессионала (ПСДП), включающая определение количественного и качественного состава деятельностей личности респондента, их иерархии, интегрированности и т.д. Методика использовалась в вариантах полуструктурированного интервью и формализованного анкетирования.
В исследовании приняли участие 44 профессиональных психолога, проживающих в Москве, и 40 психологов, проживающих в Магадане. Все испытуемые работают по специальности в сферах образования и науки, здравоохранения, социальной сфере, на госслужбе и в бизнесе. Среди них: мужчин 28 чел. (33%), женщин 56 чел. (67%). возраст – от 22 лет до 65 лет. До 5 лет стажа работы имеют 39 человек, от 5 до 10 лет стажа работы – 16 человек, от 10 лет и выше – 29 человек.
В результате применения многомерных методов статистического анализа (кластерный анализ результатов методик САТ, ШСБ, ИУТ), многоэтапной статистической проверки достоверности полученной классификации, в том числе с применением количественного анализа результатов ПСДП, на выборке психологов в целом было выделено четыре группы психологов. Они отличаются между собой по показателям самоактуализации, субъективного благополучия и удовлетворенности трудом, анкетным данным и формализованным показателям методики ПСДП. Результаты качественного анализа интервью позволили сделать выводы о типах структур систем деятельностей, преимущественно представленных в эмпирически выделенных группах психологов. Это группы с гармоничной многовершинной, гармоничной одновершинной, компенсированной и конфликтной структурами системы деятельностей:
- гармоничная поливершинная структура системы деятельностей проявляется в «поддержании» – позитивном системном эффекте взаимовлияния деятельностей;
- гармоничная моновершинная структура обеспечивается иерархией, соподчинением деятельностей;
- компенсированная структура системы деятельностей, в которой определенный баланс достигается путем компенсирования проблем и затруднений в одной из деятельностей путем привлечения позитивных возможностей других деятельностей;
- конфликтная система деятельностей – это негармоничная, неустойчивая система с конкурирующими деятельностями.
Структуры систем деятельностей, представленные в эмпирически выделенных группах, в целом соответствуют теоретически выделенным А.Н. Леонтьевым. В данном исследовании не выявлены теоретически возможные структуры системы деятельностей: негармоничные (одновершинная и многовершинная), которые представляли бы собой варианты трудоголизма или хаотичной неинтегрированной активности. Это можно объяснить спецификой выборки: профессиональные психологи в достаточной мере уделяют внимание психогигиене и психопрофилактике. Вариант гармоничной одновершинной системы деятельностей представлен вариантом с наиболее значимой сферой семейных отношений. Но гармоничная одновершинная структура возможна и с ведущей профессиональной деятельностью (или какой-либо еще). То, что этот вариант не был выявлен в исследовании, можно объяснить ограниченным объемом выборки. Полученные результаты показали адекватность критериев уровня самоактуализации, субъективного благополучия, удовлетворенности трудом для эмпирического определения типов структур систем деятельностей профессионалов, отличающихся степенью гармоничности / конфликтности внутреннего строения, а также о достаточной эффективности всей предложенной эмпирической процедуры выделения типов структур систем деятельностей.
Далее в исследовании проводилась многоэтапное изучение своеобразия структур системы деятельностей у психологов на разных стадиях профессионализации (неопытных психологов со стажем работы менее 5 лет и опытных психологов со стажем работы более 5 лет). Выявлено, что в группах с более высоким уровнем интегрированности деятельностей (гармоничных поливершинной и моновершинной) чаще встречаются опытные психологи, а в группах с более низким уровнем интегрированности (компенсированной и конфликтной) чаще встречаются неопытные психологи.
Затем на группах психологов с разным стажем работы эмпирически выделены подгруппы психологов, отличающиеся по самоактуализации, субъективному благополучию, удовлетворенности трудом. Также выявлено, что в выделенных подгруппах опытных психологов преобладают гармоничные интегрированные структуры в целом, и одновершинная и многовершинная структуры, в частности. В подгруппах неопытных психологов преобладают менее гармоничные и интегрированные структуры в целом, и компенсированная и конфликтная в частности. Таким образом, был сделан вывод, что психологи на разных стадиях профессионализации отличаются своеобразием структуры системы деятельностей и степенью их интеграции. У неопытных психологов профессиональная деятельность еще не «вписалась» в систему деятельностей, и нередко она вступает в конфликт с другими значимыми деятельностями. Такая «борьба деятельностей и их мотивов» представляет собой один из аспектов процесса профессиональной адаптации молодого специалиста. Включение профессиональной деятельности в существующую систему деятельностей требует усилий по перестройке системы (процесса профессионального самоопределения, в терминологии И.Ю. Кузнецова [2000]. Это подтверждает идею В.П. Серкина о необходимости адаптации не только к профессиональной деятельности, коллективу, но и к профессиональному образу жизни, под которым автор понимает систему деятельностей профессионала [Серкин, 2005].
Как показывают примеры из интервью, ситуация осложняется неблагоприятными условиями для профессиональной адаптации. Проблемы в других сферах жизни не позволяют внепрофессиональным сферам жизни выступать средствами компенсации трудностей в профессиональной деятельности, как это происходит в случае компенсированной структуры. Примеры из интервью показывают, что у опытных психологов устанавливаются тесные связи между деятельностями, которые позволяют им и быть успешными в профессиональной деятельности и иметь высокое субъективное благополучие и самоактуализацию, что переживается как жизненный баланс. Однако эта закономерность не абсолютна, и те или иные причины могут внести изменение в систему и потребовать новой интеграции. В целом, результаты подтверждают общее положение о развитии личности в процессе профессионализации, если иметь в виду положение деятельностного подхода о системе деятельностей как основании личности.
Перспективой развития исследования является более подробное изучение динамики развития системы деятельностей и на других стадиях профессионализации, а также изучение механизмов интеграции деятельностей профессионала, что позволит уточнить модели профессионализации и строить программы поддержки профессионалов на профессиональном пути. Что может послужить основой построения таких программ?
К полученным в исследовании результатам мы считаем возможным применить понятие зоны ближайшего развития Л.С. Выготского. Оно имеет объяснительные возможности и практическое применение и за пределами детских возрастов, а также не только по отношению к развитию высших психических функций (психологических систем), но и применительно к профессиональному развитию, включая развитие личности профессионала.
Спонтанно складывающаяся с началом профессиональной деятельности система деятельности начинающего профессионала недостаточно гармонична, противоречива, что приводит к конфликту деятельностей по времени и по энергетическим затратам. В то же время опытные профессионалы, как показало наше исследование, сумели не только выстроить гармоничные системы деятельностей, но и отрефлексировать способы профилактики возможных негативных системных следствий их взаимодействия. На основе интервью с опытными психологами мы разработали ряд обобщенных рекомендаций.
Для профилактики негативного взаимовлияния деятельностей рекомендуется, во-первых, уменьшение рабочего стресса путем освоения более эффективных способов решения профессиональных задач, развития коммуникативной компетентности, навыков саморегуляции и организации времени. Средствами для этого являются повышение квалификации, супервизия, социально-психологические тренинги, методы релаксации, самоанализ, Time Management и т.п. Во-вторых, важно разграничение по времени профессиональной деятельности и внепрофесиональных сфер жизни. Рекомендуется сознательное отношение к отдыху, внепрофессиональным сферам и деятельностям не только как к средствам восстановления ресурсов, компенсации профессионального стресса, но и как к важным сферам самореализации, личностного развития, что является профилактикой профессиональных деформаций. В случае проблем во внепрофессиональных сферах возможно обращение к психологу-консультанту.
Опыт психологов, успешно решающих задачи по усилению позитивных связей между деятельностями, показывает следующее. Наличие длительных увлечений и межличностных отношений придает системе деятельностей устойчивость, а открытость к новым занятиям и отношениям придает необходимую гибкость. Но при изменениях в системе деятельностей (например, при адаптации к профессиональной деятельности, появлении семьи, рождения ребенка) требуется их оптимизация, перестройка и усиление позитивных связей между деятельностями. Возможности для этого предоставляют такие свойства деятельностей как полимотивированность деятельностей и возможность перестройки индивидуальной деятельности в совместную. Примеры из опыта психологов с гармоничной системой деятельностей: совместные занятия спортом, хобби, творчеством и т.п. со значимыми людьми (семьей, детьми, друзьями); совместная с друзьями-психологами волонтерская работа в общественной организации или совместное участие в курсах повышения квалификации. Такие занятия обеспечивают одновременную реализацию многих мотивов, в том числе потребности в общении. Важным является получение помощи от близких в бытовых делах и воспитании детей
Часть рекомендаций общеизвестна, но не всегда применяется на практике неопытными профессионалами-психологами. Мы считаем, что более эффективным было бы использование помощи наставников, которые владеют не только более совершенными технологиями выполнения профессиональных задач, но и способами гармонизации системы своих деятельностей, включая профессиональную. Это создало бы условия практической реализации зоны ближайшего профессионального развития личности.