Развитие личностного потенциала подростка

А.В. Иванова Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

Подросток – это становящаяся личность, переживающая кризис развития, превращающий его из ребенка во взрослого человека. За период этого кризиса подросток переживает кардинальную перестройку своей личности. Всего за несколько лет ему предстоит решить множество задач на разных уровнях бытия: на уровне взаимодействия с самим собой, с другими людьми, взаимодействия с миром в целом. Подростковый возраст – трудный период психического развития ребенка. Как абсолютная истина принимается представление о том, что в этот период подростку трудно справляться с новыми обстоятельствами в жизни, а окружающим взрослым (учителям, родителям, воспитателям) нелегко справляться с самим подростком. Но обратим внимание на то, что для подростка справиться с новыми проблемами – это значит научиться их решать самостоятельно. Для взрослых же, как правило, «справиться» означает подчинить ребенка некоторой совокупности требований. Поэтому в такой сложный период очень важно учитывать всю совокупность факторов, влияющих на развитие подрастающей личности. Бурный рост, Созревание организма, происходящие психологические изменения – все это отражается на функциональных состояниях подростка.

А.М. Прихожан в своей статье «Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития» говорит об ускорении физического развития в подростковом возрасте, которое характеризуется важными изменениями в организме подростка. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностями этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма – «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).

В силу этого подростничество – период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению к взрослому. Их поведение может быть демонстративным, развязанным, возможно агрессивным.

Нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. С повышенной утомляемостью связано явление специфической «подростковой лени». Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40–50 мин., то у подростков оно наблюдается через 8–10 мин. (Леонова, 1990).

Также в подростковом возрасте происходят изменения в двигательной сфере: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменение пропорций тела (дисморфофобии) – приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации: подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают, это происходит вопреки желаниям подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

Н.С. Лейтес отмечает изменения в развитии умственной активности в подростковом возрасте, качественные изменения способности к ее регулированию. Так, непосредственность и подражательность в действиях младших школьников сменяются в средних классах готовностью к более длительным усилиям, тяготением к делам, требующим самостоятельности. Старшим подросткам свойственна особая расположенность к сознательной саморегуляции. Школьникам, вступившим в подростковый возраст, присущи новый подъем энергии, более острая, чем прежде, потребность испытать, применить свои крепнущие силы, стремление к самоутверждению. Для старших подростков характерны иной, чем прежде, уровень сознательности, поиски жизненной перспективы, нередко – усилия по самовоспитанию. В подростковом возрасте начинает формироваться осознанная саморегуляция поведения и деятельности подростка. На первый план начинает выходить деятельно-организованная форма активности. Речь идет о сознательно организованном и проектируемом поведении, связанном с деятельностью. Подросток учится выступать субъектом своей активности, именно он начинает инициировать, организовывать, осуществлять и контролировать свою деятельность, именно он берет на себя ответственность (то есть отвечает перед собой, перед людьми, перед законом) за предпринимаемые действия, именно он в зависимости от результатов деятельности проектирует свое дальнейшее поведение.

В работе «Ум полководца», в которой Б.М. Теплов раскрывает проблему общих умственных способностей и качеств ума, востребованных определенным видом практической деятельности, воля выделяется как одна из значимых особенностей личностей полководцев. Проведенный Б.М. Тепловым анализ психологических материалов о выдающихся людях показывал, что достижения в деятельности зависят не только от способностей, но, в частности, и от волевых особенностей. Человек, как это подчеркивалось Б.М. Тепловым, активно откликаясь на требования деятельности, реализуя, осуществляя себя в ней, может в какой-то мере преобразовывать саму деятельность. Человек в деятельности, как это показано Б.М. Тепловым, совершает выбор способов действия, оценивает происходящее, творит свое участие в ней. Каждый достигает нужного результата по-своему – индивидуальность накладывает свой отпечаток на деятельность.

В работе с подростками необходимо учитывать все многообразие их индивидуальных особенностей. Нередко можно столкнуться с такой точкой зрения, что сущность человеческой психики, его поведения – нечто общее, одинаковое, а индивидуальные особенности – это своего рода отклонение, несоответствие общепринятой норме. Б.М. Теплов отмечает, что изучение индивидуальных различий составляет одну из важнейших задач психологии и подчеркивает продуктивное, творческое начало в индивидуальном своеобразии, важность разнообразия индивидуальностей.

Одним из признаков индивидуальных свойств, психологических особенностей, отличающих одного человека от другого, Б.М. Теплов выделяет «способность», тем самым подчеркивая, что способность коренится в личности, она всегда несет на себе печать индивидуальности. При этом Б.М. Теплов указывал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Способность – это такая индивидуальнопсихологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения деятельности, и существует только в развитии (только в деятельности), нельзя говорить о способности, уже существующей до начала своего развития, так же как и о способности, достигшей предела развития. Исходя из этого, мы можем отметить важность используемых методов воспитания и обучения, основная задача которых расширить «пределы» развития способностей подростков.

Также хотелось бы остановиться на развитии высших психических функций в подростковом возрасте. Л.С Выготский пишет о том, что в подростковом возрасте «восприятие впервые сближается с речью, превращаясь в наглядное мышление. Новое заключается в том, что само речевое мышление подростка переходит от комплексного типа к мышлению в понятиях, вместе с тем коренным образом изменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Для ребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов, сцепленных фактической связью, для подростка значение слова реализуется как понятие, то есть как сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения с действительностью, его сущность». Таким образом, наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает ее в понятиях. Категориальное восприятие возникает только в переходном возрасте. С точки зрения Л.С. Выготского, мы могли бы сказать, что и ребенок, и подросток одинаково соотносят воспринимаемое с системой связей, скрытой за словом, но сама эта система связей, в которую включаетсЯ Воспринимаемое, глубоко различна у ребенка и подростка, также как различны комплекс и понятие; грубо говоря, ребенок, воспринимая, больше вспоминает, подросток – больше мыслит.

Изменения обнаруживаются и в развитии памяти и внимания подростка. Память подростка в большей степени опирается на мышление, за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия. Функция внимания входит в новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. внимание интеллектуализируется, как и память, и если для детского возраста наиболее характерно отношение зависимости мышления от внимания, то вместе с наступлением произвольного внимания эти отношения меняются на обратные. По П.П. Блонскому, произвольное внимание характеризуется прежде всего связью с мышлением.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Иванова А.В. Развитие личностного потенциала подростка // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 154-157.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки