Рассматривая феномен интеллектуальной деятельности личности в качестве психического процесса, мы определяли его функциональную роль в структуре личности и выявляли те качества личности, которые непосредственно связаны с развитием изучаемого феномена. Действительную основу личности составляет то особое строение ее интеллектуальной деятельности, которое возникает на определенном этапе взаимодействия субъекта с миром.
Необходимость исследования феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде обусловлена противоречиями между:
- объективной потребностью российского общества в повышении национального интеллекта в связи с переходом к новому технологическому укладу в современной экономике и отсутствием стратегии развития феномена интеллектуальной деятельности личности в образовательной системе;
- постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности, характеру интеллектуальной деятельности в современных условиях, и отстающим от него уровнем ее продуктивности;
- уровнем интеллектуального потенциала личности и степенью его реализации в интеллектуальной деятельности;
- усложнением структуры феномена интеллектуальной деятельности личности и психологическими барьерами его проявления;
- изменением места деятельности в современной жизни, порождением ее новых видов и отсутствием научно обоснованной психологической концепции проявления и развития интеллектуальной деятельности личности;
- необходимостью разработки концепции проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде и высокой степенью сложности выявления теоретико-методологических оснований, построения экспериментальных программ по психологическому обеспечению развития у личности высокого уровня изучаемого феномена;
- развитием интеллектуальной деятельности личности с учетом ее типологии, возрастных и половых особенностей и отсутствием научно-методического обеспечения практики психолого-педагогического сопровождения изучаемого феномена [4, 5, 6].
Мы разделяем классическое Понимание особенностей деятельности, сформулированное С.Л. Рубинштейном: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины); 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она обязательно является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная [7].
У А.Н. Леонтьева деятельность является «молярной единицей бытия человека», «системой, включенной в систему отношений общества». В целом, это включенная в систему общественных отношений единица жизни человека, отражающая процесс взаимоперехода субъекта и объекта (переход от объективного к субъективному; переход от знака к проблеме сознания).
Мы также разделяем позицию А.В. Брушлинского, который подчеркивает, что «нет ни бессубъектной деятельности, ни бездеятельного субъекта». Действия и поступки не бывают безличными, человек – их автор, творец и исполнитель, несущий ответственность [2].
Мы принимаем и освещаем в работе позицию Б.Ф. Ломова о том, что «в анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия» (в том смысле, в котором употребляет этот термин С.Л. Рубинштейн) как одной из важнейших характеристик субъ‑ екта деятельности … Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту никакими характеристиками не обладает. Ими обладает только субъект деятельности [3].
Реализуемый нами в исследовании интегративный подход с опорой на сложившуюся в отечественной психологии теоретико-методологическую базу изучения деятельности, а также проведенное эмпирическое исследование, позволило нам сформулировать собственное определение изучаемого феномена:
Интеллектуальная деятельность личности – это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией. В процессе этого взаимодействия происходит: проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развертывание интеллектуальных действий и операций (Понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукция, дедукция, доказательство и интерпретация) на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; преобразование предмета в продукт (соответствие знаний и навыков целям, сформированным на основе ценностей личности и ее представлений о конечном результате; новизна и авторское видение решения актуальных задач; выведение закономерностей; творческое преобразование или создание новых теоретических и практических разработок; генерация идей и новой информации; познание себя и других; успех в жизни).
Проанализировав структуру интеллектуальной деятельности, мы выделили показатели когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов. Далее, на основе интегративного подхода с аспектами целостно-функционального были выявлены сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности: осознанность и принадлежность субъекту (возможность определять и регулировать цель путем осуществления ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции).
Выявлено, что в психологической структуре интеллектуальной деятельности личности наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные связи на достоверно значимом уровне между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами.
Обнаружена отрицательная корреляционная связь между эмоциональным и регулятивным компонентами. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.
Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности между следующими показателями: самоМотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности.
Существенными барьерами являются барьеры: понимания, ценностно-смысловой, аффективный, волевой и нормативный.
Преодоление психологических затруднений и барьеров достигается посредством учета выявленной системы детерминант и внедрения комплексной экспериментальной программы «Техника интеллектуального труда», которая позволяет преодолевать внутренние и внешние противоречия и обеспечивает продуктивность изучаемого феномена. Оптимальными способами снятия психологических затруднений и барьеров являются: формирование целей, побудительных мотивов, интеллектуальной активности, а также активизация знаний и регуляция эмоциональных состояний в зависимости от типологии структурной организации интеллектуальной деятельности личности.
Литература
- Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии / В.С. Агапов // Акмеология. – 2011. – №3.– С. 71-78. ISSN 2075-7577
- Брушлинский, А.В. С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А.В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М. : Наука, 1989. – С.61-102.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. – М. : Педагогика, 1991. – 296 с. – С.155.
- Мишина Е.И. Феномен рефлексии в психологии // Вестник МГОУ. – 2015. – №2. – С.6-10. ISSN 978-5-7017-1014-4.
- Мишина М.М. Специфика интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Вестник МГОУ. – 2014. – №1. – С.6-12. ISSN 978- 5-7017-1014-4.
- Мишина, М.М. Психолого-педагогические технологии развития интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина. // Вестник МГОУ. – 2015. – №2. – С.43-46. ISSN 978-5-7017-1014-4.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С.101-107.