Проблема совершенствования теории и методов обучения остается актуальной всегда. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Важность и значение ее решения на современном этапе подчеркиваются и в целом ряде государственных документов, особенно в связи со школьной реформой.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся; подчеркивается необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературу, изобразительного искусства, эстетики, музыки.
К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся и теоретическое обоснование их, и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.
Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению – это, прежде всего, педагогическая задача. Успешность решения воспитательных задач отражается в отношении к учебе, в частности к предметам «музыка» и «пение». Уровень общего развития детей проявляется в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления, в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходство и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.
Уровень специфического развития характеризуется качествами вокального исполнения, основные из которых: тембр, интонация, звуковысотный и динамический диапазоны голоса, дикция.
Опираясь на одно из основных положений педагогики и психологии о взаимосвязи общего и специфического развития учащихся, можно утверждать, что это в полной мере относится и к вокальному воспитанию и развитию детей.
Понимание педагогами и исследователями этой взаимосвязи делает тем более важной проблему развития детского голоса в процессе обучения детей пению. Решение данной проблемы зависит от методов работы учителя.
Из анализа практической работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое пение способствует развитию детских голосов. По данным фониатров (В.Г. Ермолаева, Н.Ф. Лебедевой, Е.И. Алмазова и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.
Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей у нас в стране в настоящее время осуществляется, главным образом, через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе (сольные и хоровые коллективы, вокальные ансамбли). Из-за чрезмерной ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием детского голоса, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы в системе дополнительного образования. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских певческих коллективов, благодаря распространению такой формы музыкального воспитания, как детские эстрадные студии. Однако теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.
Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего, его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.
К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полетность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато. К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение. К динамической характеристике – ширина динамического диапазона в различных участках звукового диапазона голоса.
Под развитием детского голоса одни специалисты понимают развитие органов, имеющих отношение к голосообразованию, в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый.
В данном исследовании под развитием детского голоса понимаются качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфически вокальных способностей. Сюда входит следующее: анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы на фоне роста всего организма ребенка; функциональное совершенствование центральных отделов мозга, управляющих певческим процессом, и всей системы обратной связи «голос – слух»; накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции); совершенствование качеств его звучания (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности – с другой; развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха; установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом.
В большинстве работ русских и зарубежных авторов по вопросам вокально-хорового воспитания детей содержатся советы по формированию основных певческих навыков: дыхания, звукообразования, артикуляции в соответствии с деятельностью отдельных частей голосообразующего комплекса: дыхательного аппарата, гортани и артикуляционного аппарата.
Формирование навыков дыхательных движений, как правило, нацеле‑ но на достижение кантилены в пении, а навыков в артикуляции – четкости дикции. Однако эмпирический опыт отдельных практиков не имеет должного теоретического обоснования развития певческого голоса детей. Поэтому решение проблемы развития детского голоса зависит, прежде всего, от разработки теоретических основ развития певческого голоса детей, а также в результате теоретических и экспериментальных исследований выявления условий и путей совершенствования их вокального воспитания.
В послевоенный период на различных конференциях не раз поднимался вопрос о развитии детского голоса в связи с проблемой его охраны. Однако решение о том, что лишь фальцетное пение до 10–11-летнего возраста обеспечит всем детям охрану и оптимальное развитие голоса, как показала практика, оказалось не во всех случаях правильным. У детей, воспитывающихся в хорах, где использовалась в основном фальцетная манера звукообразования, голоса развиваются слабо в отношении тембра и динамики.
В этом нас убедили наши многолетние наблюдения за работой некоторых детских хоровых школ, где используется такая методика вокальной работы, основанная на фальцетной манере пения в течение всего домутационного периода. Женский хор из числа учащихся, пропевших по несколько лет в таких хорах с детства, звучит так же, как и детский, так как голоса развиваются недостаточно и весьма односторонне.
Наряду с издавна сложившимся мнением о необходимости использования лишь фальцетной манеры голосообразования у детей до 10-11 лет в последние годы широкое распространение получила противоположная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов и его последователи.
Едва ли можно предположить, что использование в процессе обучения какого-то одного голосового регистра (фальцетного или грудного) будет в равной мере целесообразно для развития голосов у всех детей. Как показали наши исследования, дети от самого рождения проявляют индивидуальные различия в отношении функционирования голосового аппарата, а в процессе спонтанных вокализаций могут использовать различные голосовые регистры, присущие человеческому голосу от природы. Поэтому обучать всех детей пению до периода наступления мутации в каком-то одном голосовом режиме нет никаких оснований.
Из анализа специальной литературы ясно, что методика вокальной работы с детьми строится на основе представления о регистровых возможностях детского голоса, что до настоящего времени еще мало изучено и является предметом споров и разногласий, как в теории, так и в практике детского пения. Поэтому новый подход возможен лишь на основе более глубокого изучения регистровой структуры певческого голоса детей в возрастном аспекте при помощи объективных методов исследования.
Понятие о типе голосового регистра выступает как обобщенная качественная характеристика голоса, так как основные качества звучания певческого голоса (исходный тембр, сила, звуковысотный диапазон) обусловлены, главным образом, работой источника звука – голосовых складок и зависят от способа их колебаний, типичного для каждого регистра, формирующегося под влиянием работы артикуляционного аппарата и дыхания.
Любой звук в человеческом голосе есть результат работы голосового аппарата в том или ином регистровом режиме. Понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акустическим эффектом выводит педагога на путь произвольного управления певческим процессом.
Оценивая тип регистрового звучания голоса на слух, педагог может дать ему лишь субъективную качественную характеристику. Это порождает большое количество ошибок в оценке биомеханизма голосообразования и приводит к терминологической путанице. Поэтому очень важно вывести объективную количественную оценку регистровой структуры детского голоса.
В результате наших экспериментальных исследований было установлено, что с момента рождения у детей существуют два самостоятельных голосовых регистра: грудной и головной (фальцетный). И лишь в процессе онтогенеза, по мере созревания структур, ответственных за сложно-координированные акты, оказывается возможным осуществление смешанных типов голосообразования, основанных на взаимодействии различных уровней сенсомоторной системы. Это может служить теоретическим обоснованием методики обучения детей пению, направленной на более эффективное развитие их голоса.
Изучение развития детского голоса проводилось с позиции системного подхода: голосообразование рассматривается не как изолированно взятая функция, а применительно к организму как целостной системе с характерными для нее индивидуальными особенностями. При этом становление голосовой функции у детей изучалось в процессе онтогенеза: от рождения до 10-11 лет.
Для решения поставленных задач в качестве наиболее адекватных методов исследования использовали два комплекса аппаратуры:
- для изучения биомеханизмов голосообразования (электронная глотография, осциллография, ларингоскопия, стробоскопия, рентгенотомография);
- для изучения особенностей звуковосприятия у детей и объективной оценки акустических структур их вокального воспроизведения (магнитофон, спектрография, синтезатор, индикатор регистровости, звуковые генераторы).
Использование данных комплексов аппаратуры наряду с аудиторским анализом специалистов позволило изучить сущность механизмов самого процесса голосообразования у детей, в результате чего выявить объективные критерии его оценки, вскрыть закономерности развития голосовой функции в процессе онтогенеза, установить соотношение между восприятием певческого звука и его воспроизведением с позиции теории регистров. Все это явилось теоретическим обоснованием разработки методики управления голосообразованием у детей с целью развития их голоса.