Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательной мотивации младших школьников в ходе изучения иностранного языка

Разделы психологии: 

Галкина Марина Викторовна, магистран, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты развития познавательной мотивации младших школьников в ходе изучения иностранных языков. Подчеркивается значимость психолого-педагогического сопровождения в процессе развития познавательной мотивации у младших школьников в ходе изучения иностранных языков.

Ключевые слова: психолого–педагогическое сопровождение, мотивация, учебная деятельность.
Keywords: psychological and pedagogical support, motivation, educational activity.

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является развитие познавательной мотивации к учебной деятельность. Учебная деятельность – это один из основных видов деятельности ребёнка, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Одной из важнейших задач психолого–педагогического сопровождения развития ребёнка в младшем школьном возрасте является развитие познавательной мотивации к учебной деятельности в целом и к изучению иностранных языков в частности.

Изучение иностранных языков было введено в школах достаточно давно. С течением времени совершенствуются методики преподавания иностранных языков, появляются новые техники и приемы. Но это педагогические новшества. Психологическая составляющая процесса изучения иностранных языков выражена специфическими особенностями мотивации и содержания учебной деятельности. Особое значение приобретает мотивация изучения иностранных языков младшими школьниками, у которых учебная деятельность только формируется. В школах с углубленным изучением иностранного языка данный учебный предмет введен с первого класса, потому что формирование коммуникативной компетентности во втором языке продуктивнее и эффективнее осуществляется в младшем школьном возрасте. Своим первым языком ребенок овладевает бессознательно, он мотивирован потребностью в общении. В связи с этим логично предположить, что проблема изучения иностранного языка младшими школьниками – это прежде всего проблема создания среды общения, мотивирующей самого ребенка. Сформированная учебная мотивация – это одна из основных движущих сил учебной деятельности ребенка. Она влияет не только на познавательную активность ребенка, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности.

Проблемы изучения иностранного языка нашли свое отражение в работах психологической, педагогической, лингвистической направленности как отечественных, так и зарубежных исследователей. мотивация изучения иностранного языка рассматривалась в педагогической литературе с позиции выявления средств поддержания интереса к изучению языка со стороны учащихся, т.е. в сугубо практическом аспекте (Т.В. Семахина, О.Ю. Савченко, И. Мохначева и др.). В психологических работах изучение данной проблемы шло в направлениях исследования устойчивости учебной мотивации в процессе обучения иностранному языку (Н.В. Имедадзе, З.М. Хизроева), взаимодействия навыков родной и иноязычной речи в процессе овладения иностранным языком (В.А. Артемов), специфики обучения иностранным языкам в школе (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов), вопросов психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам (А.А. Залевская, А.А. Леонтьев).

Для выявления развития познавательной мотивации у младших школьников в ходе изучения иностранных языков нами было проведено исследование. В процессе экспериментального исследования использованы следующие методики: методика оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой, методика М.В. Матюхиной «Лесенка уроков», методика изучения отношения к учению Г.Н. Казанцевой.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 50» города Рязани.

В исследовании приняли участие 30 человек: 15 учеников 3 «А» класса (экспериментальная группа) и 15 учеников 3 «Б» класса (контрольная группа).

В процессе исследования оценки уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой нами было выявлено, что большинство учащихся 3 «А» класса (40%) в целом положительно относятся к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами. У 20% учащихся выявлена хорошая учебная мотивация, а у 33%, напротив, уровень учебной мотивации находится на низком уровне. Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности диагностирован только у 7% учащихся 3 «А» класса.

У учащихся 3 «Б» класса высокий уровень учебной мотивации выявлен у 33% учащихся, столько же процентов учеников имеют хорошую мотивацию к учению. 20% опрошенных положительно относятся к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Низкий уровень учебной мотивации выявлен у 14% учащихся 3 «Б» класса.

При помощи методики М.В. Матюхиной «Лесенка уроков» нами было определено отношение младших школьников к изучению иностранных языков.

В процессе исследования положительное отношение к изучению иностранных языков было выявлено у большинства учащихся 3 «А» класса – 60% опрошенных поставили иностранный язык на одну из первых четырех «ступеней» «лесенки». 40% учащихся указали иностранный язык, как, впрочем, и главные школьные предметы, на нижних «ступенях» «лесенки уроков». Данные ученики экспериментальной группы имеют низкий уровень учебной мотивации и не проявляют учебную активность.

В 3 «Б» классе положительное отношение к главным школьным предметам, в том числе к изучению иностранных языков, выразили 79% учащихся. 21% учеников указали на первых четырех ступенях в разной последовательности такие школьные предметы, как физкультура, музыка, изо, технология.

Для изучения отношения к изучению иностранных языков нами была использована также методика Г.Н. Казанцевой.

При исследовании по данной методике нами были получены следующие результаты. Иностранный язык в качестве самого любимого предмета выбрало 33% учеников 3 «А» класса. В списке любимых предметов, но не на 1 месте, иностранный язык значился у 27% опрошенных. В списке нелюбимых школьных предметов иностранный язык был указан у 40% учащихся экспериментальной группы, при этом самым нелюбимым предметом иностранный язык был у 14% опрошенных.

В 3 «Б» классе иностранный язык в качестве самого любимого предмета указали 40% учеников, у 39% иностранный язык входил в перечень любимых предметов. 21% учеников указали иностранный язык в списке нелюбимых предметов. Самым нелюбимым иностранный язык назвали только 7% учащихся контрольной группы.

Во второй части теста, которая касается причин, характеризующих отношение к предмету, интерес непосредственно к иностранным языкам выразили одинаковое количество младших школьников - по 7% учеников из каждого класса. Занимательность предмета отметили также 7% учащихся экспериментальной группы и 14% - из контрольной. Одобрение учителя в процессе изучения иностранных языков важно для большинства учеников в обоих классах: этот ответ выбрали 26% учеников 3 «А» класса и 33% учеников 3 «Б» класса. Одобрение родителей значимо для 20% учеников 3 «А» класса и 26% учеников 3»Б» класса. Иностранный язык просто не интересен для 26% учеников в экспериментальной группе и для 14% учеников в контрольной группе. На плохие отношения с учителем указали 14% опрошенных в 3 «А» классе и 7% опрошенных в 3 «Б» классе.

Что касается структуры мотивации младших школьников, то здесь стоит отметить, что познавательный мотив в изучении учебных предметов, в том числе иностранных языков, не играет ведущей роли, хотя именно этот мотив является необходимым для дальнейшего успешного обучения в школе.

Этот мотив является важным для 7% учащихся экспериментальной группы и 14% учащихся контрольной группы. Для этих школьников характерна жажда знаний, стремление к расширению кругозора, высокая успеваемость.

В качестве доминирующего мотива у младших школьников выявлен мотив учительского одобрения. Его указали 26% учеников 3 «А» класса и 32% учеников 3 «Б» класса.

Мотив родительского одобрения является значимым для 20% учеников 3 «А» класса и 26% учеников 3 «Б» класса.

Важность мотивов учительского и родительского одобрения для младших школьников объясняется тем, что детям необходимо положительное «подкрепление» их учебной деятельности со стороны взрослых (родителей и учителей).

Эмоциональный мотив указали 32% учеников экспериментальной группы и 14% учеников контрольной группы. Ученики в большинстве своем аргументировали свой выбор так: «Дома учиться скучно, а в школе весело». Это связано с пандемией коронавируса, когда пришлось учиться дистанционно. Дети устали сидеть дома и теперь многие с радостью ходят в школу.

Прагматичный мотив является мотивацией для 20% учеников 3 «А» класса и 7% учеников 3 «Б» класса. Этот узколичностный мотив в основном предпочли слабоуспевающие школьники и дети, проживающие в семьях с плохими жилищно– бытовыми условиями.

Мотиву долга отдали предпочтение 14% учеников контрольной группы, в экспериментальной группе данный мотив выбран не был. Редкий выбор данного мотива связан с тем, что к концу обучения в начальной школе интерес к овладению учебной деятельностью заметно снижается. Чувство долга и ответственности заставляет школьников прилагать усилия, чтобы достичь необходимых результатов.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

15 янв 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Галкина М.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательной мотивации младших школьников в ходе изучения иностранного языка // Инновации. Наука. Образование. – 2021 – № 26. – С. 479-483.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки