Психологическое сопровождение подростков в условиях дистанционного обучения

О.В. Васина, Центр психологии и нейропсихологии PsyMed, Москва, Россия

Статья посвящена особенностям психологического сопровождения младших подростков в условиях дистанционного обучения во время пандемии коронавируса. Рассматриваются проведение интернет-занятий со школьниками, а также пример использования интегративной методики автора статьи, объединяющей в себе элементы нарративной практики, арт-терапии и детской нейропсихологии.

Ключевые слова: младший подросток, дистанционное обучение, нарративная практика, арт-терапия, нейропсихология.

Мы предполагаем, что при работе с комплексным запросом, содержащим жалобы на учебные трудности и сложности в общении у школьников, в частности, у младших подростков, эффективным средством помощи может стать интегративная методика, предложенная автором, объединяющая в себе элементы нарративной практики, арт-терапии и детской нейропсихологии. Ее также можно использовать (с некоторыми ограничениями и особенностями) в рамках дистанционного психологического сопровождения школьников (в том числе мы использовали ее во время пандемии коронавируса).

Нарративная практика — относительно молодое направление психологической помощи. «В основе этого подхода лежит метафора нарратива, или истории (последовательности — не обязательно линейной — событий во времени, объединенных темой или сюжетом), основная форма работы — беседа» (Уайт, 2021). Нарративный консультант задает вопросы, которые помогают выстраивать образ предпочтительного для клиента направления жизни, обращая внимание на уникальные нетипичные эпизоды. Беседа направлена на возвращение человеку авторской позиции в жизни, что очень важно в подростковом возрасте, когда идет активное самоопределение. Нарративная практика — это децентрированное направление, специалист не занимает директивную позицию «сверху» по отношению к клиенту, что тоже значимо для подростков.

Среди представителей арт-терапии можно назвать Э. Крамер, А.И. Копытина и многих других. «В последние годы во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, арт-терапия используется все более широко» (Копытин, 2015). Арт-терапевтические упражнения помогают наладить контакт с подростком во время психологической работы, способствуют безопасному выражению эмоций, снижению напряжения и проработке личностных проблем.

Метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович — это нейропсихо-логическая технология сопровождения детей с различными видами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубой патологии. «Основная его цель — развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза» (Семенович, 2017). Нейропсихологические упражнения затрагивают разные функциональные блоки мозга (энергетический потенциал организма, познавательная сфера, контроль и программирование).

Относительно нейропсихологической помощи подросткам в книге «Практическая нейропсихология» под редакцией Ж.М. Глозман пишут: «Мы позволим себе не согласиться с точкой зрения тех коррекционных центров, которые считают, что нейропсихологическая коррекция школьной неуспешности в подростковом возрасте уже не эффективна и поэтому не показана. Мы считаем, что коррекционная работа с ребенком-подростком возможна и необходима» (Практическая нейропсихология, 2018).

Следует отметить, что проведение нейропсихологических упражнений дистанционно требует особого внимания специалиста (мы давали задания, подросток выполнял их у себя дома перед монитором компьютера, и мы следили за правильностью его действий). Для удержания концентрации учеником на занятии необходим особый подход специалиста (частое обращение к школьнику по имени и др.). К тому же, дистанционные занятия накладывают ограничения на проведение диагностики психологом (относительно условий).

Для иллюстрации особенностей дистанционного применения этой интегративной методики приводится пример из практики автора.

Во время дистанционного обучения школьников во время пандемии коронавируса автору поступил запрос на психологическое сопровождение ученицы младшего подросткового возраста (четвертый класс начальной школы). Она перевелась в данную школу несколько недель назад и имела трудности в обучении и общении с одноклассниками. Несколько раз меняла школы в связи с переездами родителей, а также имела недостаток внимания матери из-за загруженности той работой. Мы предполагаем, что эти факторы усилили учебный стресс в начальной школе и затруднили автоматизацию учебных навыков у ученицы, повысили напряженность, что и привело к проблемам в обучении и вторично — к трудностям в общении с детьми. Это привело к риску дезадаптации школьницы. Возникла необходимость в профилактических и развивающе-коррекционных занятиях психолога.

С ученицей психологом было проведено дистанционно два индивидуальных занятия и одно в подгруппе одноклассников и школьников параллельного класса.

Первая встреча со школьницей была посвящена установлению контакта, диагностике и снижению напряжения у ученицы. Диагностика показала, что школьница периодически неправильно называет картинки в задании на восприятие изображений и путает визуально похожие изображения, отвлекается. В задании на словесно-логическое мышление ученица тоже делала ошибки, связанные с неправильным чтением слов (путала похожие) и соответственно неправильно понимала значения слов и неправильно выделяла лишнее по смыслу. После этого была проведена беседа, направленная на снижение напряжения и обсуждение ее чувств относительно школы и одноклассников. Рисунок семьи рисовать не захотела.

После этого психологом было проведено минимальное количество двигательных упражнений для стабилизации энергетического потенциала из книги А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», таких как «подвигаться как животные» и т.д., упражнений по развитию познавательной сферы, а также упражнений по развитию само-контроля — выполнить задание, если ведущий сказал «пожалуйста», и другие. Девочка с большой заинтересованностью выполняла эти задания, ее эмоциональное состояние улучшилось.

Второе дистанционное психологическое занятие было подгрупповым, участвовали обучающиеся класса, где училась школьница, и параллельного класса. Для подростка очень важно чувство принадлежности к группе. Использовалась арт-терапия со сказкотерапией — психологическая сказка О.В. Хухлаевой про зайца, мама которого из-за работы врачом проводила мало времени с сыном. Сказку обсудили с учениками, каждый нарисовал к ней рисунок. Многие дети сказали, что им знакомы чувства героя и поделились тем, как они справлялись с ситуацией и тем, как еще можно было с ней справиться. Выяснилось, что они были не одиноки в своих переживаниях. Отношения школьницы с другими учениками улучшились.

Третье психологическое дистанционное занятие проводилось индивидуально с ученицей. После обсуждения сказки нашлись моменты, похожие на события из ее жизни. Негативные чувства ученицы, связанные с детско-родительскими отношениями, были выражены и проработаны. Также в результате поиска уникальных эпизодов (техника нарративной практики) выяснилось, что у школьницы есть подруга в классе, хотя сначала она говорила, что ни с кем не дружит, и чувствовала себя одиноко. После чего были проведены двигательные упражнения, нейропсихологические познавательные задания (восприятие, внимание, мышление) и упражнения на развитие самоконтроля — выполнить задание, только если ведущий сказал «пожалуйста», и другие. В результате ученица начала более внимательно и спокойно выполнять задания и назвала почти все предъявленные картинки правильно. Мы сразу обратили внимание школьницы на этот уникальный эпизод в ее истории (техника нарративной практики). У школьницы улучши-лось настроение.

Через несколько дней ученица сообщила, что стала лучше понимать учителя во время объяснения учебного материала в классе. Отношения между мамой и дочкой улучшились и стали теплее. Мать сказала, что дочь впер-вые сама поставила будильник, чтобы доделать часть уроков, которую не успела вечером. Школьница стала более организованной.

Мы считаем, что при дистанционной психологической работе с комплексным запросом, содержащим жалобы на учебные трудности и сложности в общении у школьников (в частности у младших подростков) эффективна интегративная методика, предложенная автором, объединяющая в себе эле-менты нарративной практики, арт-терапии и детской нейропсихологии.

Литература

  1. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2015. 526 с.
  2. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж.М. Глозман. 3-е изд. М.: Генезис, 2018. 336 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 10-е изд. М.: Генезис, 2017. 474 с.
  4. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. 2-е изд. М.: Генезис, 2021. 326 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Васина О.В.. Психологическое сопровождение подростков в условиях дистанционного обучения // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 28-31.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки