Психологическое наследие А.А. Потебни

Е.Л. Бобылев (Арзамас) - к. психол. н., доцент Арзамасский филиал ННГУ

Александр Афанасьевич Потебня (1835–1891) – выдающийся ученый России и Украины. Он родился в семье мелкого дворянина. Учился в классической гимназии, затем в Харьковском университете на историко-филологическом факультете. После его окончания преподавал литературу в харьковской гимназии. В 1860 г. защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии…». В 1874 г. защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской грамматике». В 1875 г. возглавил кафедру истории русского языка и литературы в Харьковском университете, которую занимал до конца жизни. А.А. Потебня также был председателем Харьковского историко-филологического общества и членом-корреспондентом Академии наук. В 1862 г. в «Журнале Министерства народного просвещения» появился ряд статей ученого, объединенных затем в его главную книгу «Мысль и язык». Значительная часть работ А.А. Потебни была опубликована уже после его смерти.

А.А. Потебня в основном известен как выдающийся лингвист и языковед, однако с течением времени становится все очевиднее, что научное наследие этого ученого значительно шире, богаче и многогранней, чем было признано до сих пор. Ставя основные вопросы лингвистики, А.А. Потебня искал им разрешения в психологии. Только сближая языкознание с психологией, можно, по мнению ученого, развивать плодотворно и ту и другую науку. В русском литературоведении и языковедении той эпохи лингвист, не будучи профессиональным психологом, стал основателем психологического направления (Бобылев, 2014).

В целом, психологизм был распространенным явлением в XIX в. Суть его заключалась в принятии за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания. Психологизм был присущ возникшему в середине XIX в. в Германии направлению «психология народов». Психология народов пыталась изучать народное, а не индивидуальное сознания. Сначала гербартианцы Х. Штейнталь и М. Лацарус, а затем В. Вундт утверждали, что первоэлементы психики объясняют «дух народа», каким его запечатлевают язык, обычаи, мифы и другие феномены культуры. Это и был путь психологизма. В научный оборот вошли факты, которые не интересовали физиологическую психологию. Однако опора на гербартианскую концепцию «статики и динамики представлений», уходящую корнями в индивидуалистическую трактовку души, не могла объяснить, каким образом факторы культуры формируют психический склад народа.

А.А. Потебня хотя и считал своими учителями В. Гумбольдта, Гербарта, Лацаруса, Штейнталя и даже И. Канта, как выдающийся ученый, понимал психологизм несколько иначе. А.А. Потебню часто критикуют за его «субъективный идеализм», так как он часто говорил, что «мир является нам лишь как ход изменений, происходящий в нас самих» (Потебня, 1913, с. 25). Да, ученый так говорил, но субъективизм ли это?! Положение А.А. Потебни о том, что поэзия и наука – формы познания мира, конечно же, имеет совершенно другой смысл, чем в устах психолога-марксиста. Единственной целью как научного, так и поэтического произведения является, по взглядам А.А. Потебни, «видоизменение внутреннего мира человека» (Потебня, 1913). Поэзия для ученого есть средство познания не объективного мира, а лишь субъективного, но это познание осуществляется посредством объективно существующего произведения. Таким образом, лингвист выходил за рамки художественного текста в сферу психической жизни людей, выступающих адресатами этого текста и обретающих в нем объективный инструмент овладения своей эмоционально сферой.

В своей книге «Мысль и язык» он, следуя принципу историзма, анализировал эволюцию умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры благодаря усвоению языка. Творцом языка является народ как «один мыслитель, один философ», систематизирующий результаты накопленного в ходе истории общенационального опыта. Мыслящие на этом языке индивиды воспринимают действительность сквозь призму запечатленных в нем внутренних форм, тем самым их субъективный мир раскрывается через объективные данные о прогрессе национального языка как органа, образующего мысль. Тем самым А.А. Потебня косвенно был инициатором построения культурно-исторической психологии. Вопрос о «духе народа», о национальном своеобразии его психологического склада рассматривался исходя из запечатленных в языке свидетельств исторической работы этого народа. Позднее эти идеи с новой силой будут развиваться Д.Н. Овсянико-Куликовским, Г.Г. Шпетом и особенно Л.С. Выготским, который в своей культурно-исторической психологии обозначит значимость формальной стороны искусства и культуры. Именно идеальная форма культуры объективно организует субъективный мир отдельного индивида, посредством его общения с другими людьми (Выготский, 1987).

Как крупный языковед и теоретик искусства, А.А. Потебня по праву представлен в авторитетных современных энциклопедических изданиях. Этим важнейшим разделам его наследия посвящена более или менее обширная литература. В то же время вклад ученого в науку как психолога явно еще не оценен по достоинству и не изучен в достаточной степени. А. А. Потебня был психологом не по специальному образованию, а по призванию, и потом неслучайно ни один учебник по истории психологии, истории эстетики и философии не оставляет личность этого ученого без внимания.

Литература

  1. Бобылев Е.Л. Проблема психологического анализа искусства в гуманитарной науке на стыке 19–20 веков // Приволжский научный вестник. 2014. № 11–2. С. 10–14.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
  3. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков: Мирный труд, 1913.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бобылев Е.Л. Психологическое наследие А.А. Потебни // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 101-103. – 0,12 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки