Н.В. Малухина АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», г. Вологда
В настоящее время усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие способностей и социальную интеграцию. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Творчество все чаще рассматривается как взаимодействие, ведущее к личностному развитию, а расширение творческих возможностей ученика – как значимая составляющая личностных результатов образовательной деятельности. Реализация творческой, развивающей направленности образования предполагает наличие у педагогов кроме предметной, дидактической, и соответствующей психологической компетентности. Как показывает практика, несмотря на достаточно широко осуществляемую разработку теоретико-методологических аспектов, методического обеспечения процесса развития творческого потенциала обучающихся, психологическая компетентность в реализации деятельности такого рода у большинства педагогов развита недостаточно.
В самом общем виде психологическая компетентность педагога есть системное проявление психологических знаний, умений и личностных качеств педагога, обеспечивающих конструктивное решение задач профессиональной деятельности (Шадриков, 2006). Содержательное ее наполнение зависит от стоящей перед педагогом задачи, в данном случае – это творческое развитие обучающихся. Психологическая компетентность педагога проявляется, прежде всего, в психологическом проектировании творчески ориентированного образовательного процесса (Панов, 2006; и др.). Создание соответствующих условий для развития способности к творчеству обучающихся предполагает синтез мотивационноценностных, когнитивно-информационных, операционально-технологических и рефлексивно-регулятивных аспектов психологической компетентности педагога.
Мотивационно-ценностный компонент психологической компетентности педагога в развитии способности к творчеству учащихся представлен ценностными ориентациями, мотивами, целями, смыслами, идеалами педагога. Успех педагогической деятельности, направленной на творческое саморазвитие личности учащегося, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности педагога на творческую педагогическую деятельность, наличием ведущих мотивов самореализации и творчества, личного смысла в решении задач творческого развития учащихся, соответствующих целевых установок.
Когнитивный компонент психологической компетентности педагога в развитии способности к творчеству ученика включает в себя систему представлений педагога о творчестве, творческом ученике, знания о сущности, характере, структуре педагогической деятельности по развитию творческих сил личности.
Операционально-технологический компонент данной компетентности характеризуется формированием у учителя индивидуального стиля творческой деятельности и общения, а также освоением педагогами новых личностноориентированных педагогических приемов проектирования и организации педагогической деятельности, направленной на обеспечение условий для творческого развития личности ученика.
Рефлексивный компонент психологической компетентности включает самооценку педагогом своей подготовленности и соответствия профессиональной деятельности задачам развития способности к творчеству учащихся.
Все вышеназванные компоненты компетентности педагога в развитии способности к творчеству учащихся находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии и только в своей совокупности обусловливают эффективность процесса формирования данного вида компетентности.
Существенное значение в формировании и развитии психологической компетентности педагогов имеет психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога (А.Г. Асмолов, Н.В. Афанасьева, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, В.Г. Маралов, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман и др.). Существующие программы и технологии психологического обеспечения педагогов, реализуемые в образовательных учреждениях, как правило, носят локальный характер или строятся на общих данных, без направленности на решение образовательных задач.
Наиболее перспективной, хотя и не в полной мере освоенной, является парадигма сопровождения, основанная на рефлексивно-деятельностном подходе (Симановский, 2003; и др.). Психологическое сопровождение формирования психологической компетентности педагогов включает формирование у них адекватных представлений о творчестве, актуализацию их мотивационной готовности, совершенствование операционально-технологических умений и навыков, развитие рефлексивных способностей, что обеспечивает эффективное осуществление педагогической деятельности, направленной на развитие способности к творчеству обучающихся.
Таким образом, обеспечение психологического сопровождения в соответствии с рефлексивно-деятельностным подходом, как на стадии формирования педагогических ценностей, так и при овладении операционально-технологической стороной образовательной деятельности, является значимым условием повышения психологической компетентности педагогов в развитии способности учащихся к творчеству.
Литература
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. СПб.: Питер, 2006.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.
- Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета. 2006. № 1. С. 15–20.
Комментарии
Добавить комментарий