Разделы психологии:
В современном мире становится все более очевидной сущностная роль психолога в разных сферах жизни: медицина, чрезвычайные ситуации, бизнес и, конечно же, образование. Но именно в образовательном учреждении психолог зачастую играет роль нелюбимой падчерицы, Золушки, в одиночку выполняющей самую разную работу. При этом чиновники из Департамента образования могут не понимать, что такое психология или не отдавать себе отчет в границах возможностей психолога. В результате, несмотря на реформы, новые стандарты и реструктуризации, эффективность работы психологической службы либо остается на прежнем уровне, либо падает. И дело не только в количестве психологов в конкретном образовательном учреждении, но и в необходимости оптимизации функционала и рабочего пространства специалиста, а также в организации для него профессиональной поддержки, что обеспечило бы не только рост компетентности, но и профилактику эмоционального выгорания.
Когда я думаю о работе психолога в системе образования, мне приходит в голову андерсоновская Девочка со спичками, не имевшая контакта со своими телесными и эмоциональными потребностями и неспособная обеспечить эффективную продажу своего товара; вспоминается та же Золушка, безропотно выполнявшая все требования своей Злой мачехи и опять-таки неспособная самостоятельно устроить свою жизнь и в полной мере реализовать свой потенциал – она нуждалась в помощи извне, в фее-крестной, которая открыла бы ей глаза на ее положение, дала бы разрешение иметь собственные желания и потребности, утешила бы и открыла бы путь к трансформации. Это то, что мы как специалисты, делаем по отношению к другим, но это также и то, в чем нуждаемся мы сами. Работая в государственном образовательном учреждении и общаясь с коллегами из школ и детских садов, я не раз сталкивался с тем, насколько они истощены, тревожны и напряжены. Я видел, как они привносят свое непростое эмоциональное наследие в организацию рабочего пространства и отношения с коллегами; как ограничивают себя в работе с детьми, как предвзято оценивают симптоматику, как стараются уместить реальных, живых и разнообразных людей в узкие рамки тематических программ и рабочих планов.
Тут помогли бы регулярные супервизии и интервизии, семинары-практикумы, а также личная и групповая терапия – для администрации и Департамента все это целесообразно контролировать в первую очередь.
Стоит помнить, что при сертификации психотерапевта определенное количество часов личной терапии, групповой работы и супервизии является необходимым условием – подобный профессиональный ценз стоило бы ввести и в образовательных учреждениях.
Однако одна из основных проблем психологической службы в образовании – недостаток финансирования. Попытка так или иначе сделать из психологов бескорыстных альтруистов, как мне кажется, основана на проекции на них образа Спасителя, Героя или Идеальной Матери, которая отдает все и ничего не берет взамен. То, что такие проекции не отслеживаются не только администрацией, но иногда и самим специалистом (у которого при этом копится усталость и раздражение), является следствием недостатка профессиональной профилактики, в которой почему то многие психологи не видят нужды и, соответственно, не находят на нее времени и средств.
В целом, отношения в коллективе педагогических работников или сотрудников психологического центра, пропитаны проекциями. Опираясь на известную сказку, мы можем представить все это так: для вышестоящих инстанций психолог, зачастую, Золушка, а для специалистов руководство и Департамент, в свою очередь, Злая Мачеха, Преследователь или Угнетатель. Друг для друга члены коллектива становятся конкурирующими сестрами или, в лучшем случае, друзьями-помощниками. Королевский дворец – это образ идеальных условий труда, а принц – какой-нибудь успешный заезжий специалист. Фея-крестная – это с одной стороны, личный терапевт и/или супервизор, а с другой – внутренняя фигура, занимающая мета-позицию по отношению к нашей жизни и работе. Она указывает на пробелы и проблемы («Разве можно ехать на бал в таком платье?»), дарит вдохновение и открывает путь к изменениям («Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь»).
Сохраняющаяся при этом постоянная угроза проверок «свыше» становится почвой для всевозможных спекуляций, превращается в сплошную формальность, социальную игру. Учреждение играет роль Идеального Ребенка, а Строгий Родитель в виде Департамента делает вид, что верит этому.
Какова же миссия и функции психолога в данной системе? Если переходить от сказок к древнегреческим мифам, то психолог является своего рода Хароном, перевозчиком душ. Клиенты приходят к нему из внешнего мира отношений с учителями, сверстниками, родителями в особый маленький мир отношений с взрослым, который готов уделить им максимум своего заинтересованного внимания и который относится к их переживаниям, фантазиям и играм совершенно серьезно и с полным принятием. Эти отношения становятся переправой на другой берег жизни, потому что в процессе плавания по водам Стикса, – сиречь, бессознательного – откуда с помощью психолога поднимаются забытые опыт и чувства, меняется отношение клиента к жизни и к окружающим. Принципиальной идеей работы психолога является, на мой взгляд, то, что он не пытается определить путь своего клиента или переделать его по своему плану – психолог просто обеспечивает ему возможность для трансформации.
Однако в отечественной системе образования часто можно встретить другой подход – более директивный, коррекционный, воспитательный. В рамках этого подхода взрослый старается направить судьбу ребенка, держит в руках нить его жизни, впрядает в нее нужные дополнения, обрезает то, что считает лишним или «неадаптивным». Несмотря на необходимость такого подхода и лежащую в его основе заботу о социальной адаптации детей, часто возникает такая ситуация, когда ребенок чувствует, что его не услышали, ограничили навязанной ему системой ценностей, мышления и поведения. Тут роль психолога как перевозчика проявляется еще и в том, что он способствует налаживанию понимания между ребенком, его родителями, учителями и школой в целом. Психолог помогает им услышать друг друга, найти компромисс, совместный путь.
Можно сказать, что важной миссией психолога в образовательном учреждении является преобразование окружающей среды – это похоже на роль закваски в тесте, которая постепенно меняет его своим скромным присутствием.
Конечно, одному человеку такая задача может быть не под силу; и это одна из причин того, почему в образовательном учреждении должен быть не один штатный психолог, а психологическая служба. Если специалистов будет несколько, ученики и преподавательский состав привыкнут к тому, что психолог всегда где то рядом, что он готов выслушать, помочь, напомнить о базовых принципах, лежащих в основе педагогического общения: безуслов‑ ном принятии, заинтересованном внимании, индивидуальном подходе. Это особенно важно, учитывая, что в образовательном учреждении всегда есть риск застыть в ригидных моделях обучения и отношений, стать участником академической гонки, нацеленной на высокие показатели и сдачу ЕГЭ.
И поскольку образование – это, в первую очередь, отношения, то в них не избежать взаимных травм в виде непонимания, обид, истощения, раздражения и т.п. Тут психолог играет роль Асклепия, целителя, своим спокойствием, осознанностью и профессиональным подходом помогающим усмирить бушующие аффекты, восполнить душевные ресурсы и вновь наладить разорванные связи. Кстати, одним из основных способов исцеления у последователей Асклепия было пребывание больного в храме бога-врача и даже ночевка там – с тем, чтобы во снах к нему пришли исцеляющие образы. Здесь для нас важна идея терапевтического пространства; в рамках образовательного учреждения это должно быть особым образом организованное место, которое выделялось бы среди прочих – в нем не должно быть планов, таблиц, правил, обучающих картинок и прочих отличительных черт классного кабинета. Это место, в котором хочется просто быть; целительный оазис или надежная гавань посреди бушующего житейского моря. Если психолог не может организовать подобное пространство и если туда в любой момент могут вторгнуться извне, то не будет никакого противовеса, никакого трансформирующего компонента для образовательной машины.
Однако психолог может принимать и более активное участие в жизни образовательного учреждения; например, организуя различные мероприятия и проекты творческого и социального характера, в рамках которых и создаются необходимые для взаимопонимания мосты. С точки зрения создания формирующей среды предпочтительнее, конечно, мероприятия регулярные – психолог в данном случае должен быть вдохновителем, своего рода Музой, настойчиво продвигая подобные идеи на уровне администрации образовательного учреждения.
Кроме того, необходимо помогать детям, педагогам и администрации осваивать более эффективные и осознанные способы общения. К.Г. Юнг говорил, что неосознанная жизнь родителей ложится тяжким грузом на плечи детей; то же можно отнести к воспитателям и педагогам, с которыми дети проводят значительную часть своей жизни. В этом смысле психолог служит своего рода фонарем или маяком, высвечивая для них подводные камни их комплексов и неосознанных переживаний, помогая найти путь к более честному и гуманистичному взаимодействию друг с другом.
Однако действия психолога могут сильно зависеть от той парадигмы, в которой он работает – поэтому наиболее эффективно было бы сочетать специалистов с разным профилем, которые могли бы не только реализовывать деятельностный и поведенческий подходы, но и отслеживать бессознательную динамику образовательного пространства. Возможно, хорошим вариантом была бы психологическая служба, состоящая из четырех специалистов разного профиля, которые бы уравновешивали и дополняли деятельность друг друга. Четыре – это число, архетипически связанное в нашей психике с равновесием и цельностью системы; четыре времени года, четыре стихии. Это также ассоциируется с идеей о четырех функциях сознания (мышление, чувство, ощущение, интуиция), на которой строится юнгианская типология личности. Участие в такой рабочей четверке специалистов обоих полов обеспечило бы почву для родительских проекций и способствовало бы обучению детей различным моделям взаимодействия мужчины и женщины.
Можно пофантазировать о том, что подобная «Невероятная Четверка», могла бы строиться на основе диагностики типа личности специалистов для того, чтобы они могли наилучшим образом дополнять друг друга. Возможно, это имело бы смысл делать централизовано, с помощью экспертных комиссий, которые проводили бы собеседования и диагностику кандидатов, распределяя их впоследствии по образовательным учреждениям, соотнося полученные результаты со спецификой того или иного ОУ.
Подводя итоги, предлагаемый вариант формирования и работы психологи‑ ческой службы в рамках системы образования выглядит следующим образом:
- Создается ряд экспертных комиссий из преподавателей психологических вузов и опытных психологов-практиков, которые проводят собеседования с кандидатами на должность психолога в образовательном учреждении. В дополнение к профессионально-ориентированному Интервью они также проводят психологическое тестирование кандидата, включающее в себя многофакторные личностные тесты и проективные методики. На основании результатов и с учетом личных предпочтений специалисту подбирается образовательное учреждение, куда он направляется как один из членов команды психологической службы.
- Психологическая служба состоит из четырех (или кратного четырем числа) специалистов обоих полов, имеющих разную профессиональную ориентацию и разные ведущие психические функции, дополняющие друг друга.
- В рамках своей работы психологическая служба осуществляет целый комплекс регулярных мероприятий: индивидуальные консультации с детьми и взрослыми; тренинги – в том числе, по навыкам цивилизованного и осознанного общения – для детей, родителей, педагогов и администрации; группы поддержки, дискуссионные клубы, творческие и социальные проекты с участием детей и взрослых; разработка концепций оформления учебного пространства; экспертная оценка психологической составляющей учебного процесса и взаимоотношений в рабочем коллективе, включающая в себя индивидуальные беседы с сотрудниками и представление своих заключений на общих собраниях.
- Для организации эффективной работы психологическая служба нуждается в следующем: особым образом организованное рабочее пространство для индивидуальных и групповых занятий; обязательный минимум часов личной терапии и супервизии для каждого специалиста и возможность продолжать их в процессе работы; регулярные встречи интервизорской группы, состоящей из работников разных психологических служб; обеспечение специалистов возможностями для повышения своей квалификации в рамках краткосрочных и долгосрочных обучающих программ.
- Сокращение рабочей документации до необходимого минимума и перевод ее в электронную форму, а также смещение фокуса контроля администрации на соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечения эффективности работы психологической службы.
Разумеется, данная модель неизбежно будет корректироваться в соответствии с возможностями образовательных учреждений – к тому же, нельзя ждать быстрых и легких изменений от ригидной системы, складывавшейся десятилетиями. Однако я полагаю, что идеи, высказанные в этой статье и оформленные в предложенной модели, могут стать зерном нового видения роли психолога как в процессе образования, так и в обществе в целом. И будем надеяться, что зерно это, которое бросается в землю не только мной, но и многими моими коллегами, успешно прорастет в крепкое, долговечное дерево, которое, подобно скандинавскому Иггдрасилю, будет связывать разные пласты нашей жизни воедино.
Комментарии
Добавить комментарий