Культурно-историческая психология, вслед за Л.С. Выготским использует понятие социальной ситуации развития, в которой рассматриваются как аспекты социальной среды, в которой живет ребенок, так и переживания данных аспектов ребенком. Здесь родительская позиция может рассматриваться на пересечении с одной стороны материнского и отцовского взглядов в отношении задач развития ребенка, а с другой стороны, через соотнесение социально-культурного контекста, общепринятых ценностей, доминирующих в культуре дискурсов, разделяемых родителями с индивидуальной спецификой развития, потребностями и интенциями собственного ребенка. В общем виде наше Понимание родительской позиции можно изобразить в виде схемы.
Родительская подсистема в семье выделяется на стадии жизненного цикла «Семья с маленьким ребенком», или как ее называют сокращенно «триада», описывается различными авторами в виде коммуникаций, которые строятся между супругами как матерью и отцом ребенка. Вместе с тем, в настоящее время в семейной психологии, содержание данных коммуникаций, динамика и результат функционирования данной подсистемы представлены в крайне размытом виде.
На наш взгляд один из весомых критериев функциональности родительской подсистемы – это наличие осознанной общей (согласованной) родительской позиции, когда есть взаимообратные влияния: индивидуальные материнская и отцовская позиции конструируются с опорой на общую родительскую позицию, которая в свою очередь формируется на пересечении индивидуальных позиций матери и отца. Именно создание социальной ситуации развития ребенка с опорой на целостную, сконструированную матерью и отцом совместную, общую родительскую позицию – является на наш взгляд ведущей задачей развития родительской подсистемы.
Критерием дисфункциональности семьи с ребенком может быть конкурирующие отцовская и материнская индивидуальные позиции, при отсутствии согласованной общей родительской позиции.
Для исследования содержания родительской позиции наиболее часто используются опросники, которые направлены на изучение стиля семейного воспитания каждого из родителей, их отношения к ребенку, взаимодействия матери и отца с ребенком того или иного возраста. Но все методики отличает то, что изучается индивидуальная позиция по отношению к ребенку. Исследовать же наличие и содержание общей родительской позиции как новообразования родительской подсистемы с помощью опросников не удастся. Возникает вопрос о выборе метода. На наш взгляд, перспективным в этой сфере может стать проектирующий метод, основные характеристики которого представлены в работах Г.Г. Кравцова. Главным отличием проектирующего исследования заключается в том, что исследователь решает «уравнение с двумя неизвестными», он формулирует не только гипотезу в отношении исследуемого психологического явления (в нашем случае это саморазвитие родительской позиции) но и испытывает новый метод, соотносящийся с гипотезой исследования. В проектирующем исследовании сам метод является «искомой величиной». (Г.Г. Кравцов, 2012).
Суть проектирующего метода состоит в моделировании целостной жизни ребенка с целью раскрытия заложенных в психике возможностей, в соответствии с закономерностями развития. В контексте нашего исследования, моделирование такой экспериментальной ситуации предполагает именно изучение единицы саморазвития – общности «ребенок – родители». При этом фокус нашего внимания на том, каким образом задают социальную ситуацию развития мать и отец и в какой мере они делают это сообща, или конкурируя друг с другом.
В контексте данных рассуждений мы предложили родителям принять участие в экспертизе игрушек для детей старшего дошкольного возраста. Для этого вначале родители вместе с ребенком играли с предложенными экспериментатором игрушками, причем это были как неизвестные детям и родителям игры и игрушки, так и известный, обычно имеющийся в семьях игровой материал. После 35-45 минут совместной игры родители заполняли анкеты, в которых им предлагалось оценить развивающий эффект игры, проранжировать степень привлекательности игры для ребенка, для себя и второго родителя. На наш взгляд это задание – моделирует выбор родителями совместных игр с ребенком, а также в концентрированном виде проявляет их способность совместно выстраивать социальную ситуацию развития своего ребенка.
Для получения дополнительной информации о матери и отце, их индивидуальных и совместной родительской позиции дополнительно предложили им выполнить методику «Личностный дифференциал», где родителям предлагалось обсудить черты идеального ребенка такого же возраста, как и их дочь или сын, а затем уже самостоятельно оценить по данной методике своего ребенка. Таким образом, мы получили разнообразный материал в результате моделирования двух ситуаций семейного взаимодействия – совместной игры с ребенком и совместной оценки родителями важных с точки зрения матери и отца качеств ребенка (совместное создание ориентирующего нормативного образа ребенка данного возраста). Следует сразу отметить, что исследование проводилось на добровольной основе и родители, которые приняли участие – смогли договориться о совместном участии в экспертизе игрушек, а, значит, могут сотрудничать, проявлять совместную инициативу. Следует отметить, что на данный момент только 10% от числа родителей, чьи дети посещают старшую и подготовительную группы детского сада приняли участие в исследовании (6 семей из 60).
Таким образом, уже сам факт совместного участия в данном проекте косвенный признак наличия согласованной родительской позиции. Мы планируем использовать, как номотетический, так и идеографический подходы к анализу полученных результатов и в дальнейшем выстроить типологию родительских позиций детей старшего дошкольного возраста.
Комментарии
Добавить комментарий