Применение QR-кодов в обучении учащихся с нарушением слуха

Гарова Недялка (Пловдив, Болгария), Пловдивский университет «Паисий Хилендарский».

Аннотация. В статье представлено использование мобильных приложений с QR-кодами в обучении учащихся с нарушением слуха. Представлена технологическая модель со специально созданными QR-кодами к учебному содержанию на тему Сексуального образования. Интегрирование QR-кодов, текст из учебника и жестомимическая коммуникация повышают интерес к учебному содержанию и мотивацию учащихся с нарушением слуха к учебе.

Ключевые слова: QR-коды, учащиеся с нарушением слуха, обучение.

USE OF QR-CODES IN THE TRAINING OF STUDENTS WITH IMPAIRED HEARING

Garova Nedyalka (Plovdiv, Bulgaria), Plovdiv University Paisii Hilendarski.

Abstract. This article presents the use of mobile applications with QR-codes in the training of students with impaired hearing. A technological model is presented with specially created QR-codes for the academic content of Sexual Education. The integration of QR-codes, texts from the textbook and sign communication increases the interest in school material and the motivation for learning of the students with impaired hearing.

Keywords: QR-codes, students with impaired hearing, training.

Образовательное приобщение учащихся с нарушением слуха требует модернизации педагогических методов и технологий. «К этим требованиям относится проектирование, создание и применение ассистирующих технологий. Электронное обучение (Э-обучение) и мобильное обучение (М-обучение) являются связью между формальным и неформальным обучением. Вместе с тем они не заменяют и не замещают обучение, а только поддерживают и дополняют его» [1]. Компонентом М-обучения является использование мобильных приложений с QR-кодами к учебному содержанию. QR – это акроним от словосочетания «Быстрый отклик». QR-коды представляют собой матричные штрих-коды, содержащие информацию, которая визуализируется при сканировании кода.

Возможность, которая предоставляется QR-кодами для их включения в учебный процесс, является исключительно подходящей для учащихся с нарушением слуха.

Дидактическая модель использования QR-кодов в обучении соответствует государственным стандартам образования по учебному предмету «Биология и медико-санитарное просвещение» и содержит три основных структурных элемента:

– возможности использования QR-кодов в процессе обучения;
– ресурсы обучения и мобильные приложения, которые следует эффективно интегрировать в учебный процесс;
– подходящая образовательная технология учебного процесса с использованием QR-кодов.

Использование QR-кодов обеспечивает учащимся с нарушением слуха возможности активной учебы. Учащиеся с нарушением слуха эффективно усваивают с пониманием письменную информацию, диаграммы, изображения и символы, учатся также посредством жестов и мимики, практики. Использование QR-кодов на мобильных устройствах обеспечивает им:

– подходящий доступ к контекстно-зависимой учебной информации;
– представление учебного содержания посредством разнообразных и интересных ресурсов мультимедиа;
– улучшает процесс получения знаний, социальных и коммуникативных умений.

Введение М-обучения с учебным содержанием «Сексуальное образование» для учащихся с нарушением слуха учитывает интерес учащихся к мобильным устройствам и желание доступного и качественного обучения.

В обучении предмету «Биология и медико-санитарное просвещение» в разделе «Сексуальное образование» применяются мобильные технологии с использованием QRкодов. Созданы авторские QR-коды к разработанным ресурсам, состоящим из ссылки, текстового файла и видеозаписи на языке мимики и жестов.

В обучении участвовали 20 учащихся с нарушением слуха, в возрасте 14–20 лет, из Средней школы для учащихся с нарушением слуха им. проф. д-ра С. Белинова, г. Пловдив.

Э-обучение в синергии с М-обучением проводилось в 2017/2018 учебном году. Для М-обучения с использованием QR-кодов были выбраны уроки, которые требует дополнительной наглядности, чтобы стать более понятными и интересными для учащихся с нарушением слуха. Разработаны специальные планы-сценарии уроков с конкретными задачами, деятельностями и ожидаемыми результатами, отдельно описанными для учащихся и учителя. Уточнена точная и понятная формулировка при постановке конкретной задачи при работе с планшетом и ресурсом. В каждом уроке проанализированы текст, схемы, снимки, таблицы и задачи. Собраны подходящие материалы из интернета и оценены возможности анимации схем. Подготовлен список с наименованиями и ссылками, которые следует использовать для составления веб-ресурсов. К ресурсам составлены тексты, которые переведены на жестомимический язык.

Ресурсы обучения включают в себя: ссылку, файл с текстом и клип с жестомимическим переводом, которые интегрированы в общий информационный модус. Например, в рабочем листе урока «Структура половой системы» текст размещен статично, но за ним следует жестомимический перевод, а на других ресурсах при установке планшета над QRкодом, текст идет динамично и одновременно с этим в маленьком окошке экрана визуализируется жестомимический перевод. Интегрирование QR-кодов осуществляется через использование приложений на платформе mRIDGE.

QR-коды размещены на определенных местах в учебниках или рабочих листах, в соответствии с необходимостью в наглядности учебного содержания или исполнения поставленной учителем задачи. Сканирование QR-кодов осуществляется посредством планшетов.

Часть учащихся показала умения работы с планшетом, поскольку имеет собственные мобильные телефоны, которые использует в процессе работы на уроке. С большим интересом, не совсем уверенно, дети включают планшеты, находят иконку «mRIDGE», направляют планшет на код и фокусируют свое внимание на экран мобильного устройства. Учащиеся пользуются следующими предоставленными ресурсами: учебниками и тетрадками, планшетами, листами с написанным казусом, отпечатанным QR-кодом для IT ресурса, картинкой со снимками предметов, объектов и явлений на странице учебника с соответствующим учебным содержанием, например, средства контрацепции.

Казус читается, переводится на жестомимический язык и провоцирует проблемный вопрос о допущенных участниками казуса ошибках. Комбинация QR-кода – ссылки к материалу на “You Tube”, “Facebook”, “Google” и др., текстового файла и видеозаписи на жестомимическом языке обеспечивает успешное понимание и усвоение материала, интерес и мотивацию к работе, творческую атмосферу и хорошее настроение. М-обучение при работе на уроке провоцирует умственную деятельность детей, их креативность, мотивацию к усвоению знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, умение работать в команде, и формирует социальные коммуникативные навыки.

На учебных М-уроках учащиеся с нарушением слуха учатся с позитивными эмоциями. На переменах они повторяют наименования увиденных на видеоресурсе средств предохранения, делятся с учащимися других классов о том, что видели, что будут обсуждать на следующих уроках и что снова будут работать с планшетами.

Уроки с М-обучением проходят при 100% посещаемости и желании в поиске дополнительных фактов и материалов под формой домашней работы. Во время урока отслеживается и корригируется произношение, усваиваются новые понятия, создается творческая атмосфера.

Проведенные экспериментальные уроки по «Сексуальному образованию» показали себя как интересные и динамичные учебные часы, с гибкой, методически ломаной линией урока, одновременно доказывая высокую эффективность применения мобильных технологий с использованием QR-кодов при работе с учащимися с нарушением слуха.

Для выполнения основной цели М-обучения последовательно проведены все уроки согласно учебному плану. Результаты М-обучения на темы «Сексуального образования» показали, что применение мобильных технологий с использованием QR-кодов было принято с огромным желанием и интересом. Преподнесенная таким способом информация впечатляет и заинтересовывает, повышается интерес к новым, незнакомым жестам жестомимического языка. Двое из учащихся с нарушением слуха в коморбидности, то есть с множеством нарушений, также заинтересованно принимают М-ресурсы, особенно такие, которые озвучены и/или с мелодией. После использования ресурсов платформы «mRIDGE» учащиеся с нарушением слуха уже на уроке продемонстрировали понимание основных явлений или процессов, запомнили их и приобрели практические умения.

Используемые IT и М-ресурсы впечатлили их своей привлекательностью и разнообразием. Дети видят реальную событийность процессов и явлений в области сексуального образования, оценивают необходимость их изучения и формирования знаний и умений по превенции в конкретных ситуациях. Учащиеся проявляют нетерпение при замедлении загрузки некоторых роликов. Внимательно следят за жестомимическим переводом, читают текст, запоминают и воспроизводят самое главное. Задают много дополнительных вопросов, ищут больше информации. При постановке задач для самостоятельной работы учащиеся активны и стремятся показать как можно больше знаний. В случае, когда учащиеся не поняли всех основных моментов видео ресурса, они повторяют просмотр и дополняют ответы. Учащиеся сами проявляют желание к поиску дополнительных фактов и материалов проектной направленности под формой домашней работы.

Применение мобильных технологий с использованием QR-кодов учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Таким образом, реализовывается универсальный дизайн для учебы для учащихся с нарушением слуха, при использовании мультиплетности представления учебного содержания и индивидуальной обработки информации, полученной от учащегося, что облегчает понимание и, соответственно, обучение, а также и оценивание знаний учащегося.

Учитывая специфику учащихся с нарушением слуха, «мобильные и интернет приложения облегчают образовательное и социальное включение учащихся» [1]. В процессе М-обучения реализовывается и сексуальное воспитание, и социализация, как двусторонний процесс интеракции, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, принципы и ориентации, то есть осуществлен целостный процесс сексуального образования.

Литература

  1. Левтерова Д. Мобильные и интернет-приложения при нарушениях способности к обучению // Коммуникативные и эмоционально-поведенческие нарушения. – София, 2014.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гарова Н.П. Применение QR-кодов в обучении учащихся с нарушением слуха // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 135-138.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки