Воронова Е.Ю.
По мнению И.Б. Котовой (1994) В.С. Мерлин является, в первую очередь, представителем отечественной психологии личности.
В настоящее время существует несколько периодизаций развития отечественной психологии личности, дифференциальной психологии (И.Б. Котовой, К.К. Платонова, Ю.Н. Олейник и др.). Обобщая их можно выделить в развитии учения о личности советскими психологами несколько этапов.
- В 20-30-х годах почти безраздельно господствовала функциональная теория личности.
- В 1950 году на волюнтаристическом уровне прошла так называемая «Павловская сессия 2-х академий». Личность в целом стала отождествляться с типом нервной системы, с её биологически обусловленной подструктурой.
- В 70-е годы центральной проблемой была структура личности. К середине 70-х гг. «коллекционерский» подход к личности, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и т.п. был преодолен.
- К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденция применения системного подхода (Б.Ф. Ломов). В 80-е гг. было разработано бесконечно число вариантов системного исследования человека.
- Современная психология (с 90-х годов) переживает кризис.
Тематика публикаций В. С. Мерлина, как правило, соответствовала «духу времени», хотя реальные научные интересы порой существенно отличались. Например, в предисловии книги В.С. Мерлина и М.Ф. Хряковой «Вопросы развития социального мировоззрения у детей» (1925) М.Я. Басов отмечает, что в этой работе проявляется «новая тенденция современной психологии, отсутствующая в прошлом, стремление к целостному пониманию личности, к исследованию всех явлений в их взаимной связи и в их взаимной обусловленности».
В период с 1936 по 1950 гг. личность трактовалась как результат учения и воспитания. Предвосхищая это, Вольф Соломонович пишет статью «Обучение и развитие» (1934), в которой говорит о многозначности путей развития ребенка, т.к. «существует не одна, а множество враждебных и противоположных зон ближайшего развития».
Явное следование общей тенденции развития психологии наблюдается в работах Вольфа Соломоновича и в суровые 50-е годы. Психофизиологическая тематика преобладает в его публикациях с 1953 года по 1964. В 1956 г. прошло первое совещание по психологии личности, на котором, по словам П.М. Якобсона, «были только робкие подходы к рассмотрению и толкованию личности». А уже в 1959 году Вольф Соломонович опубликовал «Очерк психологии личности», где содержалось его видение структуры личности. На протяжении 60-х годов он занимался поиском математических методов, способных адекватно отразить закономерные отношения между свойствами структурных компонентов личности, темперамента и нервной системы. Во второй половине 60-х годов мы находим и традиционные уже для него исследования типологических особенностей, и проблемы социализации, и проблема соотношения социально-типичного и индивидуального в личности, и индивидуальный стиль деятельности, и проблемы воспитания. В 1970 г. в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности» появляются первая ссылка на У. Р. Эшби (1964), а в тексте появляются термины и объяснительные принципы, характерные для системного подхода. Очевидно именно в 1971 - 1972 гг. Вольф Соломонович подробно изучает системные исследования, и различные модели системного подхода. Об этом свидетельствует 2-е, дополненное издание книги «Очерк теории темперамента» (1973 г.), в котором он говорит о том, что темпераменту присущи все черты самоорганизующейся подсистемы. В конце 70-х годов XX века концепция личности В.С. Мерлина была наиболее методологически обоснованной, проработанной, экспериментально подтвержденной и, безусловно, перспективной.
К сожалению, большая часть учеников В.С.Мерлина по сей день занимается развитием более известной уникальной концепции интегральной индивидуальности, а его концепция личности не востребована. На мой взгляд, эта концепция может быть методологическим основанием не только для дальнейших исследований личности, но и современной педагогической практики, поскольку отвечает на злободневные вопросы: «Как формируется самобытная социально ориентированная личность».
Комментарии
Добавить комментарий