Отношения подростков с отчимами в семьях повторного брака

Разделы психологии: 

А.А. Трубникова, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия

В работе представлены результаты исследования особенностей отношения подростков с отчимами в повторнобрачных семьях. Анализ литературных источников показал важность рассмотрения этой проблемы с учетом психологических сторон подросткового возраста и особенностей бракоразводного процесса и его последствий для семьи и ребенка. Нами были установлены различия между взаимоотношениями подростков из семей повторного брака с отчимами и подростков из обычных семей с родными отцами, а также была найдена статистически значимая связь отношений с отчимом и родным отцом у подростков в повторнобрачных семьях.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, развод, повторный брак, подростковый возраст.

Рассмотрение проблемы отношений подростков с отчимами требует учета различных ее аспектов. Важно понимать, что детско-родительские отношения состоят из совокупности эмоционально-мотивационных, ценностных, когнитивных и поведенческих аспектов общения родителя и ребенка (Якимова, 2018). Учитывая специфику подросткового периода, эти отношения осложняются физиологическими, социальными и психологическими изменениями у ребенка, такими, как потеря детского образа жизни, приобретение нового «Я» и новой социальной позиции. Это может стать основой для потребности у подростка в признании себя взрослым со стороны старших (Фоменко, 2014). Однако в семьях повторного брака зачастую этот факт игнорируется родными родителями и отчимами. Помимо позиции невмешательства в воспитание пасынков и падчериц, исследователями отмечается крайне критичное отношение к подростку, строгость, склонность наказывать. И в случае игнорирования, и при повышенной критичности со стороны взрослого подросток ощущает себя отверженным (Умаров, 2017).

Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений подростков с неродными родителями в семьях повторного брака, по сравнению с родными родителями в семьях с сохраненным супружеством.

Общая гипотеза исследования: отношения подростков с неродным родителем в семьях повторного брака имеют свои отличительные особенности.

выборка. Всего в исследовании приняли участие 28 подростков. Для проверки общей гипотезы испытуемые были разделены на две группы: подростки из семей повторного брака, проживающие с матерью и отчимом, в количестве 12 человек — исследуемая группа; подростки из неразведенных семей в количестве 16 человек — контрольная группа.

возраст испытуемых — от 15 до 17 лет. Все испытуемые являются учащимися средних общеобразовательных школ г. Москвы. Уровень материального обеспечения в семьях подростков различен.

Методики. Тест «Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье» Т. Шрайбер (Козьмина, Шолохова, 2018), опросник «Детскородительские отношения подростков» (ДРОП) О.А. Карабановой, П.В. Трояновской (Трояновская, 2003).

Процедура проведения исследования. Для сбора данных в режиме онлайн нами были составлены две электронные анкеты для двух групп испытуемых с использованием вышеперечисленных методик. Опросник «Детскородительские отношения подростков» был предоставлен испытуемым в двух вариантах: для выявления отношения к отцу и отчиму. Испытуемым лично предлагалось принять участие в исследовании и пройти анкеты в различных социальных сетях, популярных у подростков. Далее полученный эмпирический материал был обработан в пакете программ SPSS Statistics с помощью Т-критерия Стьюдента и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты

1. По результатам методики Т. Шрайбера на выявление отношения к жизни в собственной семье, подростки из семей повторного брака оценивают свою жизнь в своей семье хуже, чем подростки из неразведенных семей. Они чаще стремятся покинуть родной дом, реже стараются вникать в проблемы семьи, спрашивать советы у взрослых.

2. Были найдены статистически значимые отличия между группами подростков из семей повторного брака и неразведенных семей во взаимоотношениях с отчимами и отцами при помощи t-критерия Стьюдента. По данным методики «Детско-родительские отношения подростков» наблюдаются различия между двумя группами по шкалам: «Принятие» (р = 0,000), «эмпатия» (р = 0,002), «Эмоциональная дистанция» (р = 0,021), «Сотрудничество» (р = 0,002), «Поощрение автономности» (р = 0,000), «Требовательность» (р = 0,006), «Мониторинг» (р = 0,007), «Контроль» (р = 0,024), «Оказание поощрений» (р = 0,010), «Удовлетворение потребностей ребенка» (р = 0,000), «удовлетворенность отношениями» (р = 0,004).

Такие результаты могли бы указывать на то, что подростки из семей повторного брака реже ощущают на себе любовь и внимание неродного родителя, отчимы реже понимают их чувства и состояния, их эмоциональная связь с отчимами ниже. Подростки из повторнобрачных семей реже решают проблемы семьи и выполняют внутрисемейные задания совместно с отчимами, отчимы реже передают ответственность неродным детям. Для подростков из семей повторного брака отчимы реже предъявляют какие-либо требования, они меньше интересуются их делами, меньше контролируют неродных детей. Отчимы в семьях повторного брака реже поощряют детей своих супруг, хуже удовлетворяют материальные потребности, а также потребности во внимании и т.д. Общая оценка подростками из семей повторного брака качества отношений с родителем значимо ниже, чем у подростков из обычных семей.

3. При статистическом анализе данных при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена по родным отцам и отчимам в группе подростков из семей повторного брака был отмечен ряд взаимосвязей между положительными отношениями с отцом и положительными отношениями с неродным родителем. Когда подросток видит родного родителя решительным, готовым к сотрудничеству, отчим оценивается подростками как решительный и доверяющий. Если родной родитель чаще показывает непоследовательность в отношениях со своим ребенком, чаще наказывает, оценивает своего ребенка с негативной точки зрения, то отчим оценивается подростками как конфликтный, требовательный, контролирующий. Нами были обнаружены и обратные статистически значимые связи между отношением к отчиму и отцу со стороны подростков. Если отчим с точки зрения подростков демонстрирует силу, авторитет, заинтересованность в жизни ребенка, то отец отходит на второй план, кажется менее решительным. Однако когда отчим предстает в негативном ключе как неуверенный, враждебный, непоследовательный, то отец видится подростку как более включенный, строгий.

Можно было бы говорить о следующей общей тенденции: чем лучше характеристика со стороны подростков отношений с отцом, тем лучше характеризуются отношения с отчимом. Также можно говорить о противоположной закономерности: чем хуже оцениваются отношения с родным отцом, тем хуже оцениваются отношения с отчимом. Имеет место и обратная закономерность: чем лучше оцениваются отношения с отцом, тем хуже — с отчимом.

Выводы

Важность изучения проблемы детско-родительских отношений в семьях повторного брака невозможно переоценить, поскольку помимо трудностей этого возрастного периода, подростки сталкиваются с необходимостью выстраивать новые отношения — с отчимом. Общая оценка подростками из семей повторного брака ниже, чем у подростков из обычных семей. Нами были установлены различия между взаимоотношениями подростков из семей повторного брака с отчимами и подростков из обычных семей с родными отцами: отчим в глазах подростков из семей повторного брака выглядит как эмоционально отстраненный, холодный, безынициативный, не проявляющий интерес к неродному ребенку, нежели родной отец в глазах подростков из неразведенных семей. Также была найдена статистически значимая связь отношений с отчимом и родным отцом у подростков в повторнобрачных семьях, где были обнаружены различные закономерности.

Литература

  1. Умаров С.Х. Особенности детско-родительских отношений в семьях повторного брака // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы II Ежегодной студенческой научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (10–12 мая 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 52–55.
  2. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naiboleeslozhnyy-etap-razvitiya-rebenka (дата обращения: 10.01.2022).
  3. Якимова Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 345 с

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Трубникова А.А. Отношения подростков с отчимами в семьях повторного брака // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 119-122.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки