Кошутин О.Н., Санкт-Петербург.
Б.Г. Ананьев отсылал к общей теории субъекта в философию. Концепты западных влиятельных философов полагали разъятою с эмпирией жизнь. Феноменолог Э. Гуссерль направлял (2013) от психологии к философии через «трансцедентальный» мотив к «неестественной» жизненной позиции. Позитивист К. Поппер (1993) считал: психология не может быть основой социальной науки, имеющей дело с непреднамеренными следствиями/отзвуками человеческих действий. В статье Б.Г. Ананьева о субъекте (1970) диалектично связано философское Понимание жизни человека как деятеля с психологическим объяснением личности как объекте и субъекте исторического процесса.
В жизнедеятельности, психической деятельности, социальной деятельности, деятельности. С диапазоном: субъектного парциального явления/акта, субъекта единоличного, группового/коллективного, множественного (общности). Тезисы (1945) «источником психологического знания является сама жизнь, события жизни» и «от полноты и силы жизни, от общественного бытия зависит характер переживаний, их глубина и правдивость – соответствие жизни» были развернуты в многосторонние исследования жизненного пути субъекта-личности в обществе. Антропологическое измерение индивидуализации (обособления) конкретизирует известное положение «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», Б.Г. Ананьев пояснил (1968) - образование субъекта деятельности не завершается (не лимитируется возрастом) длясь в образовании новых объектов (материальных и духовных ценностей) созидаемых человеком для общества. Задачей на выявление особенностей собственной жизнедеятельности, соотнесенности со средой, усложнения саморегуляции закладывалась основа для психологических категорий: жизни (человека) в обществе и жизни (в людях) общества. Б.Г. Ананьев указал (1968) - сущность структуры субъекта деятельности составляет всемирно-исторический опыт человечества. Изучая древние практики в системах родства, мифологии и фольклора антрополог К.Л. Стросс предложил структуралистское толкование культурных феноменов в воспроизводстве человека и сообществ. Опираясь на эту концепцию А.Р. Ахиезер обозначил (2008) варианты переходов этапов в истории. Инверсия - ожидание спонтанности изменений при существовании в (суб)культуре дуальной оппозиции. Медиация – выход за пределы схематизмов, нахождение новой логики решений - предпосылка воспроизводства субъекта, его самоизменения. Б.Г. Ананьев отмечал важность изучения человека как субъекта общественного поведения, исследований генезиса и трансцессии в субъектных взаимодействиях. Движения в определённой ситуации становятся действием – при контекстуальной субъектной связанности приобретается социальное значение – придание социальному действию смысла (смысление) порождает поступок, субъективно устанавливающий, поддерживающий, изменяющий, прекращающий отношения. Б.Г. Ананьев писал (1968) о становлении субъекта отношений по мере развития человека во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений. В статье о научной психологии (1970)
Б.Г. Ананьев отметил заслуги инженерной психологии в преодолении метафизического толкования «целостного образа». Суждения о возникновении в изначальной организации субъекта - гештальта с существующими лишь в определенных структурах компонентами не завершаются выводом о конкретном. Структуралистские концепции противопоставляют себя реалиям различий элементной составляющей, чем противоречат эмпирическому многообразию. Теоретическое и методологическое наследие Б.Г. Ананьева важно для оценки и противоположных, ныне модных, концепций об исчезающем субъекте, политизированного понятия множество - отвергающих включенность в социальное целое. Преувеличение воздействия глобализации и спонтанности виртуально-сетевых связей сводится к интерпретациям, не учитывающим выявленные психологией закономерности. Б.Г. Ананьев акцентировал: поведение субъекта общения обусловлено взаимозависимостью: информации о людях и их взаимоотношениях – саморегуляцией поступков – преобразованием внутреннего мира личности.
Комментарии
Добавить комментарий