В.А. Агуреева, (Москва) - магистрант 3 курса, Московский государственный областной университет (МГОУ),
М.Б. Богатыреваа (Москва)
Представление человека о смысле жизни складываются в процессе его деятельности и зависит от многих внешних факторов, таких как, социальное положение человека в обществе, его образ жизни, мировосприятие. Так, например, человек проживая в благоприятной атмосфере, может видеть смысл своего бытия в достижении гармонии и обретении счастья. С другой стороны, человек, попавший в неблагоприятные условия, может разочароваться в своей жизни, потерять к ней интерес, тогда она теряет для него всю свою ценность, и он ощущает себя неполноценным (Адлер, 1997).
Смысложизненные ориентации тесно связаны с развитием уровня рефлексии, однако в современном обществе царит хрупкость устоев, и, в связи с этим многие психологи обращают свое пристальное внимание на проблему становления смысла жизни и ее влияние на дальнейшую судьбу человека (Эриксон, 2006).
Следует также отметить, что проблема смысла жизни затрагивается в психологическом консультировании и психотерапии, как важный компонент в становлении личности, определяющий ее ценностные установки. Полученные данные нашего исследования позволили уточнить наиболее эффективное психологическое воздействие как средство работы с представлением смысложизненных ориентаций у студентов.
Психологам-консультантам изучение данной темы особенно важно, так как именно в период ранней зрелости может образоваться экзистенциальный вакуум, вследствие которого возможна сложность в осознавании смысложизненных ориентаций. А также во время консультационных сессий психологу необходимо понимать и принимать структуру ценностей клиента.
Целью нашего исследования являлось выявление и анализ особенностей смысложизненных ориентаций у студентов. Были поставлены следующие задачи: теоретический анализ литературы, проведение эмпирического исследования, анализ полученных результатов. Значимой задачей исследования стало выявление различий смысложизненных ориентаций между студентами-психологами и студентами-экономистами, принявшими участие в эмпирическом исследовании.
Гипотеза исследования: особенностью смысложизненных ориентаций студентов-психологов будет являться высокий уровень осмысленности жизни, который проявляется в ориентации на себя, в обладании достаточной свободой выбора при решении возрастных задач, тогда как для студентов-экономистов высокий уровень осмысленности жизни будет проявляться в ориентации на социальную желательность при решении возрастных задач.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической литературы, метод статистической обработки эмпирической информации: U-критерий Манна– Уитни. Психодиагностические методики: тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (Д.А. Леонтьев), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), ценностный опросник (методика ЦО) (Ш. Шварц), Качественно-количественный контент-анализ минисочинения на тему «смысл жизни».
Всего в исследовании приняли участие 35 студентов 4 курса, обучающиеся в Московском государственном областном университете, из них 17 студентов факультета психологии (13 студентов кафедры «Психологическое консультирование» и 5 студентов кафедры «Психология управления») и 18 студентов экономического факультета кафедры «Управление персоналом».
В ходе анализа полученных результатов по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева были выявлены значимые различия между психологами и экономистами нашей выборки по показателю «локус контроля – я». Данная субшкала представлена через понятие «я – хозяин жизни», где высокие и средние показатели могут быть рассмотрены, как представление человека о себе, как о сильной, независимой личности, обладающей достаточной свободой выбора, для построения жизни в соответствии со своими целями, задачами и приоритетами жизненных расстановок.
Мы предполагаем, что студенты-психологи больше знают и понимают про экзистенциальные темы (одиночество, изоляция, смерть, свобода и др.) и возрастные особенности (в возрасте 20–25 лет происходит выбор пути и построение будущего), более осведомлены в теме смысла жизни, понимают себя и принимаемые ими жизненные решения более осознаваемы (экзистенциальные выборы), что непосредственно взаимосвязано с процессом обучения и подготовки психологов-консультантов. Студенты-экономисты не обладают такими знаниями и возможно, поэтому их Понимание и осознание собственного выбора размыты. Стоит отметить, что они в большей степени ориентированы на социальную желательность, а не на себя.
Анализ результатов методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика подразделена на два списка ценностей – терминальные и инструментальные. Отметим, что в нашей выборке психологов большинство девушек (15 девушек и 2 юноши), в выборке экономистов соотношение составляет 1 к 3 (12 девушек и 6 юношей). Рассмотрим список терминальных ценностей у психологов и экономистов.
В ходе анализа результатов данной методики, было выявлено, что отличительной чертой психологов является «уверенность в себе». Под уверенностью в себе мы понимаем позитивную оценку человеком своей жизни, собственных профессиональных навыков, а также принимаемые им осознанные решения. Мы предполагаем, что это можно объяснить исходя из образовательной среды кафедры, где во время учебного процесса студенты научаются лучше чувствовать себя здесь и сейчас, продумывать принимаемые решения, что дает им ощущение уверенности в себе. У психологов более глубокий процесс самоисследования, являющийся одним из профессиональных навыков, которые развивают на психологическом факультете.
Далее рассмотрим инструментальный список ценностей психологов и экономистов.
Анализ результатов данной методики позволил выявить значимые различия между студентами-психологами и студентами-экономистами. У студентов-психологов выявлены акценты по следующим шкалам: «воспитанность», «рационализм», «чуткость».
Анализируя результаты методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца, мы выявили значимое различие между психологами и экономистами по шкале «традиции». В данном контексте подразумевается традиционный, выработанный стиль поведения группы, в данном случае это студенты-психологи. Он олицетворяет собой символ выражения единых ценностей и взглядов, а также сформировавшиеся правила и нормы поведения. Важную роль сыграло обучение психологов, где важными предметами были «семейное консультирование и психотерапия», «экзистенциальное консультирование и психотерапия», что дает определенно сложившуюся структуру ценностей, направленность на себя и свое окружение. Стоит отметить, что выбор не навязывается, а за счет свободы выбирается самим человеком.
Таким образом, эмпирическим путем нами были выявлены особенности смысложизненных ориентаций у студентов. Представленные в систематизированном виде знания об особенности смысложиненных ориентаций у студентов-психологов и студентов-экономистов, могут выступать концептуальной основной как для проведения исследований данного феномена, так и для выбора эффективных средств психологического воздействия с целью повышения у студентов осознания целей своей жизни.
Опираясь на анализ результатов нашего теоретического и эмпирического исследования, можно говорить о том, что при работе с особенностью смысложизненных ориентаций у студентов наиболее подходит экзистенциальное консультирование. Данный метод ориентирован на осознание студентами целей своей жизни, а также на ее максимально эффективное проживание.
Конечная цель экзистенциального консультирования – предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Теоретический анализ и эмпирическое исследование показали необходимость личностной готовности психолога-консультанта обсуждать темы смысла жизни с клиентами в рамках экзистенциального консультирования.
Комментарии
Добавить комментарий