Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 1506-00884.
В настоящее время в психологии возрастает количество исследований, посвященных изучению содержательных особенностей субъективного отображения психической реальности, раскрытию структурно-функциональной организации внутреннего мира человека. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования метальных репрезентаций. В своем исследовании мы исходим из определения ментальной репрезентации, сформулированного М.А. Холодной: «Ментальная репрезентация – это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (т.е. субъективная форма «видения» происходящего)» (Холодная, 2002, с. 152). По мнению М.А. Холодной, репрезентации формируются на основе внешнего контекста (поступающей извне информации) и внутреннего контекста (наличной у субъекта информации) за счет включения механизмов реорганизации опыта (Холодная, 2002). Ментальные репрезентации со временем приобретают определенную структуру: в них выделяют ассоциативный, оценочный, понятийный и образный уровни (компоненты) (Прохоров, 2014). В данной статье будет рассмотрен понятийный уровень ментальных репрезентаций психических состояний.
Цель нашего исследования: изучить понятийные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний. Мы предполагаем, что понятийные характеристики ментальных репрезентаций характеризуются специфической феноменологией, определенной степенью устойчивости и вариативности и зависят от личностных характеристик и структур сознания.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся школ г. Казани (6–11-е классы) в количестве 114 чел., студенты 1–3-х курсов в количестве 106 чел., магистры и аспиранты Казанского университета в количестве 66 чел. Общее число испытуемых – 286 чел., в возрасте 12–36 лет. При анализе полученных данных использовались методы обработки и анализа статистических связей и различий (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стьюдента для зависимых выборок, корреляционный анализ, непараметрический критерий – U-критерий Манна–Уитни–Уилкоксона).
Перед испытуемыми стояла задача дать определение психическим состояниям разного уровня психической активности (восторг, влюбленность, жалость, удовольствие, раздумье и др.). Данные определения впоследствии соотносились со словарной справкой (словари В.И. Даля, С.И. Ожегова и др.) для сравнения внутреннего понимания психических состояний испытуемых с общепринятым. Общее процентное число совпадений определений как у студентов 1-го и 2-го курсов, так и аспирантов ниже несовпадений.
В результате исследования не были выявлены преимущества студентов или аспирантов в понимании тех или иных психических состояний, так как совпадающие и несовпадающие определения и студентов 1-го и 2-го курсов, и аспирантов находятся приблизительно в одинаковом соотношении. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования школьников, можно сказать, что у учащихся старших классов способность к вербализации развита лучше, чем у учащихся средних классов. При определении значений психических состояний учащиеся старшего звена используют большее количество элементов в структуре понятий и чаще обращают внимание на психологические характеристики состояний и реже – на описание конкретных ситуаций, в которых возможно переживания данного состояния.
В результате исследования динамики понятийных характеристик ментальных репрезентаций магистрантов 2-го курса Казанского университета в количестве 16 чел. были выявлены незначительные изменения репрезентаций состояний после воздействия аутогенной тренировки, релаксации, медитации и мобилизации. При аутогенном воздействии наибольшим изменениям были подвержены неравновесные состояния (состояний высокого и низкого уровня психической активности). Медитация способствовала изменению определений относительно равновесных состояний. После активации и мобилизации относительно равновесные состояния наряду с определениями психических состояний низкого уровня психической активности претерпели лишь незначительные изменения, тогда как определения состояний высокого уровня психической активности значительно отличались до и после медитации (увеличивался и уменьшался процент определений испытуемых, совпадающих со словарем). Следует отметить, что релаксация и медитация приводят к увеличению числа вариантов психических состояний.
Для выявления различий понятийных характеристик до и после воздействий использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. Между понятийными характеристиками репрезентаций до аутогенной тренировки и после не были выявлены значимые различия (р=0,244). Среднее количество совпадающих со словарем определений до медитации оказалось статистически незначимо выше количества совпадающих определений после медитации (р=0,580). Значимые различия между совпадающими определениями до и после активации и мобилизации также не были обнаружены (р=0,458).
В качестве личностных характеристик нами были выбраны факторы модели Большая пятерка (Big five): экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, экспрессивность, а также рефлексивность. В категорию жизненных смыслов и ценностей были включены: альтруистические, экзистенциальные, самореализации, коммуникативные, семейные и другие.
Для изучения стилевых предпочтений мы использовали когнитивные стили: полезависимость – поленезависимость; гибкий – ригидный познавательный контроль, словесный – сенсорно-перцептивный способ переработки информации.
При высоких значениях по фактору Экстраверсия изменения в понятийных характеристиках после воздействия более выражены, чем при Интроверсии. При эмоциональной неустойчивости наблюдаются более выраженные изменения в количестве совпадающих определений до и после воздействий.
Испытуемые были разделены нами на две группы. В первую группу вошли испытуемые, понятия о психических состояниях которых после воздействий существенно не изменились, во вторую группу вошли испытуемые, в понятиях которых после воздействий наблюдались изменения (увеличение или уменьшение определений состояний, совпадающих со словарем). Далее мы использовали непараметрический статистический критерий – U-критерий Манна– Уитни–Уилкоксона, для оценки различий в выраженности показателей личностных характеристик и структур сознания между двумя выборками. У студентов при устойчивости понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний наблюдается преобладание таких ценностей как сохранение среды обитания (U=5,500, p=0,017) и дружба (U=8,000, p=0,032), в отличие от студентов, чьи понятийные характеристики менее устойчивы. При преобладании словесного способа переработки информации (вербальности) понятийные характеристики репрезентаций состояний более устойчивы (U=8,000, p=0,050).
Выводы
Обобщая результаты исследования понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний, сделаны следующие выводы.
- Между внутренним пониманием значений психических состояний и их общепринятой формулировкой выявлены существенные различия. Установлено, что индивидуальные представления о психических состояниях в большинстве случаев не совпадают с наиболее популярными определениями. Так, наибольший процент совпадения составил лишь 57% (утомление), а наименьший – для состояния влюбленности – 8%!
- Согласно полученным данным, среди несовпадающих определений обнаруживаются наиболее часто встречаемые у разных испытуемых определения.
- В ходе исследования динамики понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний были выявлены изменения, которые различны для состояний разного уровня психической активности. Однако различия между понятийными характеристиками ментальных репрезентаций до и после воздействий незначительны, что указывает на их устойчивость к разного рода воздействиям (аутогенная тренировка, медитация, активация и мобилизация). Наиболее устойчивыми являются репрезентации после активационного и мобилизационного воздействия, а наименее – после аутогенного воздействия.
- Понятийные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний взаимосвязаны с личностными характеристиками и структурами сознания. Понятийные характеристики более устойчивы у субъектов с выраженными показателями интроверсия, эмоциональная устойчивость и вербальность (вербальный способ переработки информации).
- У субъектов с относительно устойчивыми понятийными характеристиками и субъектов с вариативными понятийными характеристиками наблюдаются различия в когнитивных стилях и иерархии ценностей.
Литература
- Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: характеристика образа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 4. Ч. 1. С. 215–224.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
Комментарии
Добавить комментарий