Разделы психологии:
М.К. Акимова, доктор психологических наук, профессор
С.В. Персиянцева, кандидат психологических наук
Ключевые слова: помогающее поведение, региональные характеристики, социальные взаимодействия.
Социокультурное многообразие жизни во многом характеризуется непрерывностью каждодневных взаимодействий, которые в свою очередь зависят от формирующей среды. Последняя выполняет в процессах социального взаимодействия их селекцию, регуляцию и структурирование, а также подстройку к ситуации и ее изменение. Ситуации, как и формирующая среда, не существуют сами по себе, до начала взаимодействия. Они появляются лишь в ходе его и являются детерминантой поведения и социального развития человека.
Социальная среда характеризуется определенными социокультурными условиями. А эти условия представляют собой совокупность требований, правил, традиций, обычаев, прямо и косвенно влияющих на психику индивида и на его поведение. Под их воздействием человек создает собственные способы отношений с окружающим миром вещей и людей, проявляющиеся в особенностях интерактивного поведения. Заданные требования социальной и природной среды к разным сторонам психического развития человека в концепции К.М. Гуревича [3] названы социально-психологическими нормативами.
Способы социального взаимодействия в процессе социализации становятся регулярными и повторяющимися (типичными), постепенно перерастая в отношения между людьми. Социальные отношения являются существенной характеристикой социальных групп и общностей, которые посредством социального взаимодействия добиваются успеха в достижении поставленных целей и реализуют те социальные задачи и проблемы, которые возникают в повседневной жизни. Среди этих задач одна из важнейших – оказание помощи окружающим.
Помогающее поведение – это любые действия, связанные с оказанием помощи другим людям или животным, направленные на их благо [8]. Помогающее поведение направлено на разрешение проблем объектов помощи, это содействие в разрешении таких проблем, при котором возможно даже некоторое оттеснение на второй план собственных целей и интересов (например, потеря времени, средств и пр.).
Готовность к оказанию помощи зависит и от индивидуальных особенностей людей (возраста, пола), и от их личностных черт (доброты, эмпатии, жалости, симпатии и других позитивных чувств к объекту помощи и др.), и от принятия нравственных нормативов, характеризующих социальную среду, и от характера требуемой помощи. Мотивы помогающего поведения разнообразны, разнообразны и способы помощи. Так, помощь можно оказывать индивидуально и с участием других людей. Возможно поведение, в котором субъект организует других людей для оказания помощи нуждающимся или выступает как инициатор обращения в те инстанции, которые должны решать их проблемы. Может быть и менее активная позиция, когда индивид предпочитает быть участником тех видов помощи, которые организуют другие люди или организации.
Данное поведение в значительной мере определяется усвоенными социальными нормами и осуществляется в соответствующем социокультурном контексте. Последний устанавливает правила социального взаимодействия, что нашло подтверждение в многочисленном корпусе работ по изучению просоциального и альтруистического поведения. Целью нашего исследования было изучение влияния региональных характеристик на оказание разных видов помощи, представленных в шкалах методики.
Методика, направленная на диагностику социального взаимодействия (авторы М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, С.В. Персиянцева, Т.А. Сысоева, С.В. Ярошевская), представляет собой описание каждой из 20 повседневных ситуаций, требующих какого-то решения или выхода. Для каждой из них предлагается оценить по шкале от 0 до 5, насколько важной является проблема, затронутая в описании ситуации, а также, насколько вероятен по шкале от 0 до 5 выбор испытуемым каждого из предложенных способов действия в этой ситуации. Оценка 0 означает, что этот вариант действия испытуемый точно не будет предпринимать, а 5 – что он наверняка поступит именно так.
Поскольку ситуации, использованные в методике, отличались большим разнообразием, был проведен их качественный анализ, на основе которого они объединялись по 11 категориям (шкалам). В статье будут проанализированы только ситуации оказания помощи, рассматриваемой в широком смысле. Это 1) ситуации, в которых требовалась помощь кому-либо определенному (ребенку, больному, животному); 2) ситуации благотворительности; 3) ситуации, в которых требовалось вмешательство в конфликт как способ охраны общественного порядка, 4) ситуации защиты прав людей, отстаивания гражданских свобод. Помимо них, рассмотрены две обобщенные шкалы, объединяющие ситуации помощи кому-либо определенному и ситуации благотворительности, относящиеся отдельно к людям (помощь людям) и животным (помощь животным). Для каждой из перечисленных категорий подсчитывались 9 основных показателей, отражающие пассивность и разные виды активности, а также оценки значимости проблемы. Последние в этой статье не будут рассматриваться.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым разным основаниям. В частности, социальные отношения и взаимодействия людей могут осуществляться непосредственно, опираясь на личный контакт между людьми, или опосредованно, предполагая ряд связующих звеньев и механизмов, и в зависимости от этого иметь соответствующее содержание [5]. В нашем исследовании две шкалы относятся к непосредственным контактам, «глаза в глаза». Это ситуации, в которых 1) требовалась помощь кому-либо определенному и 2) вмешательства в конфликт. Две других шкалы относятся к опосредованному оказанию помощи: защиты прав людей и благотворительности.
В современных обществах большинство людей живет в городах и постоянно взаимодействует с другими, с теми, кого не знает лично. Для городских жителей, как отмечают исследователи, характерны короткие неличные контакты и гражданское невнимание. Однако, эти характеристики индивидов зависят от особенностей города, в частности его величины. Поэтому в нашем исследовании сопоставляются в отношении характеристик взаимодействия выборки из разных городов – мегаполиса (Москва – 112 чел.), областного центра (Калуга – 79 чел.) и малого города (Орехово-Зуево – 45чел.).
Первая гипотеза, проверке которой посвящена эта статья, заключается в том, что поведение разных региональных молодежных групп в ситуациях взаимодействия будет различаться в зависимости от характера необходимой помощи и от того, должна ли помощь быть оказана непосредственно в ситуациях встречи с нуждающимся в ней или опосредованно, когда объект оказания помощи остается анонимным.
Вторая гипотеза состоит в том, что региональные различия проявятся в зависимости от объекта помощи (человека или животного).
Испытуемые, отвечая на вопросы диагностического Интервью, должны оценить в баллах выбор предлагаемых способов решения. Эти данные позволят охарактеризовать разные подходы к решению проблемы и специфику социального взаимодействия людей, в процессе которого они намерены справиться с достаточно типичными повседневными проблемами.
Среди возможных подходов зафиксировано и намерение ничего не делать, столкнувшись с ситуацией. Это проявление гражданского невнимания по терминологии Блумера [2].
Другие варианты подхода связаны с разными видами активности (действий). Один вид активности – это реализация стремления действовать в одиночку, индивидуально, не вступая во взаимодействие с другими людьми. Тем самым человек проявляет намерение взять ответственность за выход из ситуации на себя. Другие варианты действий отражают стремление к установлению разных видов сотрудничества (как непосредственного контакта между людьми, так и опосредованных форм взаимодействия). Таких вариантов взаимодействия предлагается три: 1) установление горизонтальных связей с окружающими (друзьями, знакомыми, людьми, находящимися рядом и имеющими возможность включиться в решение проблемы), организация совместных действий с другими людьми. Такой вид взаимодействия мы условно обозначили понятием «организатор»; 2) установление вертикальных связей (с людьми, обладающими более высоким статусом, специальными полномочиями или обязанностями, позволяющими справиться с проблемной ситуацией), условно названное «инициатор»; 3) желание стать участником совместных действий, организованных другими людьми.
Помимо этих основных показателей рассматриваются также суммарный показатель, отражающий все виды активности («общая активность»: индивидуальное действие + организатор + инициатор + участник), суммарный показатель действий в одиночку и в качестве участника («личное действие»: индивидуально + участник), суммарный показатель вариантов горизонтального и вертикального взаимодействия («вовлечение других»: организатор + инициатор).
Для установления значимости различий распределения результатов в сопоставляемых выборках был использован критерий Манна–Уитни. В таблицах 1–4 представлена описательная статистика и значимость региональных различий в четырех типах ситуаций оказания помощи.
Город | Москва | Калуга | Орехово-Зуево | Значимость различий | |||||
Ситуации помощи кому-либо определенному (человеку, больному, животному) |
ẋ | σ | ẋ | σ | ẋ | σ | Москва–Калуга | Москва Орехово-Зуево |
Калуга Орехово-Зуево |
Ничего не делать | 2,160 | 1,152 | 1,337 | 1,275 | 1,324 | 1,076 | 0,000 | 0,000 | незнач. |
Индивидуально | 2,369 | 0,896 | 2,781 | 0,987 | 2,695 | 0,854 | 0,003 | незнач. | незнач. |
Организатор | 1,801 | 0,924 | 2,386 | 1,015 | 2,213 | 0,938 | 0,000 | 0,011 | незнач. |
Инициатор | 1,709 | 0,914 | 2,469 | 1,033 | 2,317 | 1,108 | 0,000 | 0,001 | незнач. |
Участник | 2,331 | 1,124 | 2,890 | 1,188 | 2,819 | 1,227 | 0,001 | 0,020 | незнач. |
Общая активность | 2,052 | 0,819 | 2,632 | 0,886 | 2,511 | 0,894 | 0,000 | 0,002 | незнач. |
Личное действие (индивидуально + участник) | 2,350 | 0,918 | 2,835 | 0,954 | 2,757 | 0,947 | 0,001 | 0,018 | незнач. |
Вовлечение других (организатор + инициатор) | 1,754 | 0,837 | 2,428 | 0,921 | 2,265 | 0,928 | 0,000 | 0,001 | незнач. |
Город | Москва | Калуга | Орехово-Зуево | Значимость различий | |||||
Ситуации благотворительности | ẋ | σ | ẋ | σ | ẋ | σ | Москва–Калуга | Москва Орехово-Зуево |
Калуга Орехово-Зуево |
Ничего не делать | 1,894 | 1,532 | 1,244 | 1,428 | 1,141 | 1,282 | 0,002 | 0,003 | незнач. |
Индивидуально | 2,706 | 1,397 | 3,150 | 1,482 | 2,578 | 1,402 | 0,033 | незнач. | 0,032 |
Организатор | 2,238 | 1,344 | 2,765 | 1,594 | 2,496 | 1,236 | незнач. | незнач. | незнач. |
Инициатор | 1,409 | 1,244 | 2,547 | 1,547 | 2,252 | 1,629 | 0,000 | 0,003 | незнач. |
Участник | 3,315 | 1,452 | 3,927 | 1,297 | 3,785 | 1,187 | 0,001 | незнач. | незнач. |
Общая активность | 2,418 | 1,068 | 3,097 | 1,262 | 2,778 | 1,139 | 0,000 | незнач. | незнач. |
Личное действие (индивидуально + участник) | 3,011 | 1,220 | 3.538 | 1,178 | 3,181 | 1,122 | 0,003 | незнач. | незнач. |
Вовлечение других (организатор + инициатор) | 1,825 | 1,154 | 2,656 | 1,449 | 2,374 | 1,307 | 0,000 | 0,019 | незнач. |
Город | Москва | Калуга | Орехово-Зуево | Значимость различий | |||||
Ситуации защиты прав людей | ẋ | σ | ẋ | σ | ẋ | σ | Москва–Калуга | Москва Орехово-Зуево |
Калуга Орехово-Зуево |
Ничего не делать | 2,591 | 1,367 | 1,635 | 1,357 | 1,667 | 1,492 | 0,000 | 0,000 | незнач. |
Индивидуально | 0,750 | 0,945 | 1,186 | 1,120 | 0,900 | 0,870 | 0,004 | незнач. | незнач. |
Организатор | 2,182 | 0,957 | 2,237 | 1,178 | 1,789 | 1,008 | незнач. | 0,014 | 0,014 |
Инициатор | 1,477 | 1,220 | 2,269 | 1,463 | 2,011 | 1,420 | 0,000 | 0,029 | незнач. |
Участник | 3,164 | 1,258 | 3,603 | 1,394 | 3,322 | 1,485 | 0,011 | незнач. | незнач. |
Общая активность | 1,833 | 0,819 | 2,324 | 0,985 | 2,006 | 0,938 | 0,003 | незнач. | незнач. |
Личное действие (индивидуально + участник) | 1,957 | 0,946 | 2,394 | 1,060 | 2,111 | 1,002 | 0,004 | незнач. | незнач. |
Вовлечение других (организатор + инициатор) | 1,830 | 0,866 | 2,253 | 1,090 | 1,900 | 0,979 | 0,005 | незнач. | незнач. |
Город | Москва | Калуга | Орехово-Зуево | Значимость различий | |||||
Ситуации вмешательства в конфликт | ẋ | σ | ẋ | σ | ẋ | σ | Москва–Калуга | Москва Орехово-Зуево |
Калуга Орехово-Зуево |
Ничего не делать | 2,336 | 1,448 | 1,571 | 1,213 | 1,633 | 1,329 | 0,000 | 0,004 | незнач. |
Индивидуально | 1,282 | 1,224 | 1,321 | 1,181 | 1,189 | 1,221 | незнач. | незнач. | незнач. |
Организатор | 2,191 | 1,368 | 2,321 | 1,195 | 2,478 | 1,382 | незнач. | незнач. | незнач. |
Инициатор | 3,327 | 1,491 | 3,814 | 1,307 | 3,767 | 1,116 | 0,015 | незнач. | незнач. |
Участник | 2,059 | 1,477 | 2,756 | 1,774 | 2,033 | 1,543 | 0,004 | незнач. | 0,019 |
Общая активность | 2,214 | 1,067 | 2,553 | 0,890 | 2,367 | 0,979 | незнач. | незнач. | незнач. |
Личное действие (индивидуально + участник) | 1,670 | 1,112 | 2,038 | 1,114 | 1,611 | 1,165 | 0,010 | незнач. | 0,037 |
Вовлечение других (организатор + инициатор) | 2,760 | 1,308 | 3,067 | 1,064 | 3,122 | 1,097 | незнач. | незнач. | незнач. |
Как видно из табл. 1, 2 и 3, в ситуациях помощи кому-либо определенному (человеку, больному, животному), защиты прав людей и благотворительности между студентами мегаполиса и областного города существуют значимые различия по всем видам поведения, за исключением тех случаев, когда требуется взять на себя ответственность за организацию совместных действий с другими людьми, т.е. установить горизонтальные связи. В этих случаях различия не достигают уровня значимости при защите прав людей и участии в благотворительности. Это ситуации опосредованного оказания помощи. У москвичей все показатели ниже, и только по показателю «ничего не делать» они выше. Это свидетельство того, что московская молодежная выборка отличается меньшей активностью, сталкиваясь с разнообразными ситуациями, требующими оказания помощи; в ней чаще обнаруживается гражданское невнимание, равнодушие.
Реже московские студенты отличаются от калужан в ситуациях вмешательства в конфликт (табл.4). Это видно по таким показателям, как стремление действовать индивидуально и организовывать других, а также по общей активности и вовлечению других людей (50% показателей). По-видимому, эти способы поведения в большей степени определяются не мотивацией оказания помощи, зависимой от региона обитания, а индивидуальными личностными и когнитивными особенностями (восприятием ситуаций и отношением к ним, оценкой собственных возможностей быть в них полезным и пр.). Нам представляется, что вмешательство в конфликт требует от индивида определенной смелости и необходимых умений действовать в таких ситуациях.
Сравнение московских студентов со студентами Орехово-Зуева показывает, что достоверные отличия наблюдаются всегда в ситуациях помощи кому-либо определенному (человеку, больному, животному), за исключением стремления действовать индивидуально (табл.1). Это 12,5% показателей, по которым нет значимых различий между рассматриваемыми выборками.
В двух других типах ситуаций (опосредованного оказания помощи) московские студенты гораздо чаще по поведению похожи на студентов Орехово-Зуева (табл. 2, 3). По 62,5% поведенческих проявлений в ситуациях защиты прав людей и благотворительности студенты Москвы и небольшого города одинаковы.
Что касается вмешательства в конфликт, то 87,5% показателей сходны у выборок Москвы и Орехово-Зуева. Объяснение этому дано выше.
Сравнение выборок Калуги и Орехово-Зуева по поведению в ситуациях оказания помощи кому-либо определенному свидетельствует, что между ними нет значимых различий ни по одному из показателей. То есть студенты Калуги и Орехово-Зуева одинаково ведут себя в отмеченных ситуациях (непосредственного оказания помощи).
В ситуациях благотворительности и защиты прав людей (опосредствованные способы помогающего поведения) по большинству видов действий (87,5% показателей) также нет значимых различий между студентами Калуги и Орехово-Зуева.
Таким образом, полученные результаты подтвердили первую гипотезу нашего исследования. Региональные различия обнаружены во всех рассмотренных ситуациях оказания помощи: определенным объектам, защиты прав людей, благотворительности и вмешательства в конфликт. Чаще всего эти различия относятся к московской выборке (студентам, живущим в мегаполисе), которая не похожа как на студентов Калуги (областного центра), так и Орехово-Зуева (малого города) по большинству показателей методики. Москвичи значимо чаще проявляют гражданское невнимание и реже используют разнообразные способы оказания помощи. Ярче всего эти различия между студентами Москвы и двух других городов проявляются в ситуациях непосредственного оказания помощи.
Студенты Калуги и Орехово-Зуева, напротив, чаще всего похожи: по большинству показателей между ними нет значимых различий.
Объяснение полученных результатов лежит в характеристиках среды обитания. В нашем исследовании студенческие группы различались размером города проживания. Согласно Роберту Парку [7], человеку нужен город соразмерного ему масштаба. В таком городе человек может быть достаточно ассимилирован, вследствие чего будет вести себя в соответствии с принятыми в городской среде нравственными нормативами. Это связано с тем, что он ценит общественное мнение и не желает быть осужден и отторгнут окружающими за «неправильное» поведение. Его поведение регулируется тем, что о нем подумают соседи. Соседи – это люди, которых человек встречает во дворе, на улице, не обязательно с ними знаком и здоровается, но различает, знает в лицо [4].
Человек в небольшом городе часто подобающим образом ведет себя из-за того, что неотвратима возможность присутствия наблюдателя, действует так называемый «уличный взгляд» [4]. Дж. Хоманс [9] писал, что при взаимодействии индивиды, участвующие в нем, стремятся получить социальное одобрение, а нарушение ожиданий может повлечь за собой фрустрацию и возникновение агрессивной реакции. В городе-миллионнике выработать такую систему отношений сложно: люди встречаются гораздо реже, их практически невозможно запомнить. Поэтому их мнение не является для индивида значимым, не влияет на его поведение, в том числе и в ситуациях оказания помощи.
Социологи используют понятие «предполагаемый пространственный контакт», обозначающий ситуацию, в которой человек не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте и эти ситуации связаны с их интересами [6]. Это предположение влияет на его поведение, определяя способы его помощи. Я. Щепаньский [10] называет такой контакт «опосредованным». Такие контакты относятся к более сложным уровням взаимодействия. В ситуациях опосредованного контакта различия между студентами мегаполиса и малых городов сглаживаются или проявляются реже.
Нашло свое подтверждение и предположение о том, что сами специфические особенности ситуации играют роль в стремлении оказания помощи. Так, вмешательство в конфликт более подвержено влиянию индивидуально-личностных характеристик индивидов по сравнению с другим типом непосредственного оказания помощи – помощи кому-либо определенному. В ситуациях вмешательства в конфликт региональные различия менее выражены.
Чтобы проверить вторую гипотезу, нами был проведен сравнительный анализ данных, относящихся к помощи людям, с одной стороны, и заботе о животных, с другой (таб.5 и 6). В обоих типах ситуаций студенты Москвы значимо отличаются от студентов Калуги по всем видам взаимодействия. При сравнении москвичей со студентами Орехово-Зуева значимые различия имеются почти всегда (по 87,5% показателей) в ситуациях помощи людям, а в ситуациях заботы о животных, напротив, эти выборки достоверно различаются только по 12,5% показателей. Это невнимание, нежелание что-либо делать, чтобы помогать животным, объединяющее студентов Москвы и Орехово-Зуева. Сравнение выборок Калуги и Орехово-Зуева показало, что значимых различий между ними и в ситуациях помощи людям, и в ситуациях заботы о животных очень мало. Всего два вида поведения дифференцируют эти две выборки (быть инициатором и стремиться вовлекать других), и оба этих вида поведения относятся к ситуациям заботы о животных.
Таблица 5 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна–Уитни) в ситуациях помощи людям
Таблица 6 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна–Уитни) в ситуациях заботы о животных
Таким образом, наше второе предположение тоже оказалось верным. В ситуациях помощи людям и помощи животным студенты трех выборок ведут себя по-разному. Москвичи и калужане значимо различаются между собой в ситуациях помощи людям, а в стремлении помочь животным они практически одинаковы. По-видимому, «уличный взгляд» имеет вес по отношению к ситуациям, касающимся людей; есть достаточно устоявшиеся и принятые студентами нормативы, определяющие отношение к людям. Помощь животным в большей степени зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Равнодушие и даже жестокость к животным в нашем обществе не осуждается и не преследуется по закону. Это норматив, свойственный российской культуре, который препятствует проявлению региональных различий. Поэтому все три наших студенческие выборки очень сходны по поведению в ситуациях заботы о животных.
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни, присущи и крупным социальным системам и общностям. И повседневная жизнь отражает поведение и отношения более крупных социальных систем, т.е. культур и субкультур. В описанном в статье исследовании это российская студенческая молодежь.
Стратегиями поведения индивидов можно и нужно управлять, рациональные стратегии и способы социального взаимодействия можно формировать, делая их фактором развития общества и его членов. И с этой целью можно использовать результаты выполненной работы. Развитие цивилизации – это прежде всего нравственное развитие, которое заключается среди прочего в том, чтобы в любых ситуациях как непосредственного взаимодействия, так и опосредованных контактов общество все больше проявляло внимание к нуждающимся в помощи.
Литература
- Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия, направленные на их решение // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1.
- Блумер Г. Общество как символическая интеракция / Современная зарубежная Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008.
- Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
- Маринов М.Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2008.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
- Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3.
- Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. СПб.: Питер, 2006.
- Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен / Современная зарубежная Социальная психология. М., 1984.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия психологии / Пер. с польск. М.: Прогресс, 2003.
Akimova M.K., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Persiyantseva S.V., Ph.D. in Psychological Sciences, Associate Professor
FEATURES OF THE HELPING BEHAVIOR OF YOUTH CAPITAL AND PROVINCIAL TOWNS
Key words: the helping behavior, regional characteristics, social interactions.
[1]1 Статья выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00768 «Индивидуальные и средовые факторы, определяющие практики социального взаимодействия у студенческой молодежи».
Комментарии
Добавить комментарий