Особенности помогающего поведения молодежи столичного и провинциальных городов

Разделы психологии: 

М.К. Акимова, доктор психологических наук, профессор
С.В. Персиянцева, кандидат психологических наук

Рассматриваются способы помогающего поведения у лиц, проживающих в разных регионах. В работе обращается внимание на то, что готовность к оказанию помощи зависит от возраста и пола человека, от его личностных черт таких как доброта, эмпатия и др., от характера требуемой помощи и своей компетентности, и от принятия норм, правил, характеризующих социальную среду, в которой формируется человек.

Ключевые слова: помогающее поведение, региональные характеристики, социальные взаимодействия.

Социокультурное многообразие жизни во многом характеризуется непрерывностью каждодневных взаимодействий, которые в свою очередь зависят от формирующей среды. Последняя выполняет в процессах социального взаимодействия их селекцию, регуляцию и структурирование, а также подстройку к ситуации и ее изменение. Ситуации, как и формирующая среда, не существуют сами по себе, до начала взаимодействия. Они появляются лишь в ходе его и являются детерминантой поведения и социального развития человека.

Социальная среда характеризуется определенными социокультурными условиями. А эти условия представляют собой совокупность требований, правил, традиций, обычаев, прямо и косвенно влияющих на психику индивида и на его поведение. Под их воздействием человек создает собственные способы отношений с окружающим миром вещей и людей, проявляющиеся в особенностях интерактивного поведения. Заданные требования социальной и природной среды к разным сторонам психического развития человека в концепции К.М. Гуревича [3] названы социально-психологическими нормативами.

Способы социального взаимодействия в процессе социализации становятся регулярными и повторяющимися (типичными), постепенно перерастая в отношения между людьми. Социальные отношения являются существенной характеристикой социальных групп и общностей, которые посредством социального взаимодействия добиваются успеха в достижении поставленных целей и реализуют те социальные задачи и проблемы, которые возникают в повседневной жизни. Среди этих задач одна из важнейших – оказание помощи окружающим.

Помогающее поведение – это любые действия, связанные с оказанием помощи другим людям или животным, направленные на их благо [8]. Помогающее поведение направлено на разрешение проблем объектов помощи, это содействие в разрешении таких проблем, при котором возможно даже некоторое оттеснение на второй план собственных целей и интересов (например, потеря времени, средств и пр.).

Готовность к оказанию помощи зависит и от индивидуальных особенностей людей (возраста, пола), и от их личностных черт (доброты, эмпатии, жалости, симпатии и других позитивных чувств к объекту помощи и др.), и от принятия нравственных нормативов, характеризующих социальную среду, и от характера требуемой помощи. Мотивы помогающего поведения разнообразны, разнообразны и способы помощи. Так, помощь можно оказывать индивидуально и с участием других людей. Возможно поведение, в котором субъект организует других людей для оказания помощи нуждающимся или выступает как инициатор обращения в те инстанции, которые должны решать их проблемы. Может быть и менее активная позиция, когда индивид предпочитает быть участником тех видов помощи, которые организуют другие люди или организации.

Данное поведение в значительной мере определяется усвоенными социальными нормами и осуществляется в соответствующем социокультурном контексте. Последний устанавливает правила социального взаимодействия, что нашло подтверждение в многочисленном корпусе работ по изучению просоциального и альтруистического поведения. Целью нашего исследования было изучение влияния региональных характеристик на оказание разных видов помощи, представленных в шкалах методики.

Методика, направленная на диагностику социального взаимодействия (авторы М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, С.В. Персиянцева, Т.А. Сысоева, С.В. Ярошевская), представляет собой описание каждой из 20 повседневных ситуаций, требующих какого-то решения или выхода. Для каждой из них предлагается оценить по шкале от 0 до 5, насколько важной является проблема, затронутая в описании ситуации, а также, насколько вероятен по шкале от 0 до 5 выбор испытуемым каждого из предложенных способов действия в этой ситуации. Оценка 0 означает, что этот вариант действия испытуемый точно не будет предпринимать, а 5 – что он наверняка поступит именно так.

Поскольку ситуации, использованные в методике, отличались большим разнообразием, был проведен их качественный анализ, на основе которого они объединялись по 11 категориям (шкалам). В статье будут проанализированы только ситуации оказания помощи, рассматриваемой в широком смысле. Это 1) ситуации, в которых требовалась помощь кому-либо определенному (ребенку, больному, животному); 2) ситуации благотворительности; 3) ситуации, в которых требовалось вмешательство в конфликт как способ охраны общественного порядка, 4) ситуации защиты прав людей, отстаивания гражданских свобод. Помимо них, рассмотрены две обобщенные шкалы, объединяющие ситуации помощи кому-либо определенному и ситуации благотворительности, относящиеся отдельно к людям (помощь людям) и животным (помощь животным). Для каждой из перечисленных категорий подсчитывались 9 основных показателей, отражающие пассивность и разные виды активности, а также оценки значимости проблемы. Последние в этой статье не будут рассматриваться.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым разным основаниям. В частности, социальные отношения и взаимодействия людей могут осуществляться непосредственно, опираясь на личный контакт между людьми, или опосредованно, предполагая ряд связующих звеньев и механизмов, и в зависимости от этого иметь соответствующее содержание [5]. В нашем исследовании две шкалы относятся к непосредственным контактам, «глаза в глаза». Это ситуации, в которых 1) требовалась помощь кому-либо определенному и 2) вмешательства в конфликт. Две других шкалы относятся к опосредованному оказанию помощи: защиты прав людей и благотворительности.

В современных обществах большинство людей живет в городах и постоянно взаимодействует с другими, с теми, кого не знает лично. Для городских жителей, как отмечают исследователи, характерны короткие неличные контакты и гражданское невнимание. Однако, эти характеристики индивидов зависят от особенностей города, в частности его величины. Поэтому в нашем исследовании сопоставляются в отношении характеристик взаимодействия выборки из разных городов – мегаполиса (Москва – 112 чел.), областного центра (Калуга – 79 чел.) и малого города (Орехово-Зуево – 45чел.).

Первая гипотеза, проверке которой посвящена эта статья, заключается в том, что поведение разных региональных молодежных групп в ситуациях взаимодействия будет различаться в зависимости от характера необходимой помощи и от того, должна ли помощь быть оказана непосредственно в ситуациях встречи с нуждающимся в ней или опосредованно, когда объект оказания помощи остается анонимным.

Вторая гипотеза состоит в том, что региональные различия проявятся в зависимости от объекта помощи (человека или животного).

Испытуемые, отвечая на вопросы диагностического Интервью, должны оценить в баллах выбор предлагаемых способов решения. Эти данные позволят охарактеризовать разные подходы к решению проблемы и специфику социального взаимодействия людей, в процессе которого они намерены справиться с достаточно типичными повседневными проблемами.

Среди возможных подходов зафиксировано и намерение ничего не делать, столкнувшись с ситуацией. Это проявление гражданского невнимания по терминологии Блумера [2].

Другие варианты подхода связаны с разными видами активности (действий). Один вид активности – это реализация стремления действовать в одиночку, индивидуально, не вступая во взаимодействие с другими людьми. Тем самым человек проявляет намерение взять ответственность за выход из ситуации на себя. Другие варианты действий отражают стремление к установлению разных видов сотрудничества (как непосредственного контакта между людьми, так и опосредованных форм взаимодействия). Таких вариантов взаимодействия предлагается три: 1) установление горизонтальных связей с окружающими (друзьями, знакомыми, людьми, находящимися рядом и имеющими возможность включиться в решение проблемы), организация совместных действий с другими людьми. Такой вид взаимодействия мы условно обозначили понятием «организатор»; 2) установление вертикальных связей (с людьми, обладающими более высоким статусом, специальными полномочиями или обязанностями, позволяющими справиться с проблемной ситуацией), условно названное «инициатор»; 3) желание стать участником совместных действий, организованных другими людьми.

Помимо этих основных показателей рассматриваются также суммарный показатель, отражающий все виды активности («общая активность»: индивидуальное действие + организатор + инициатор + участник), суммарный показатель действий в одиночку и в качестве участника («личное действие»: индивидуально + участник), суммарный показатель вариантов горизонтального и вертикального взаимодействия («вовлечение других»: организатор + инициатор).

Для установления значимости различий распределения результатов в сопоставляемых выборках был использован критерий Манна–Уитни. В таблицах 1–4 представлена описательная статистика и значимость региональных различий в четырех типах ситуаций оказания помощи.

Таблица 1 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна–Уитни) в ситуациях помощи кому-либо определенному
Город Москва Калуга Орехово-Зуево Значимость различий
Ситуации помощи кому-либо определенному
​(человеку, больному, животному)
σ σ σ Москва–Калуга Москва
Орехово-Зуево
Калуга
​Орехово-Зуево
Ничего не делать 2,160 1,152 1,337 1,275 1,324 1,076 0,000 0,000 незнач.
Индивидуально 2,369 0,896 2,781 0,987 2,695 0,854 0,003 незнач. незнач.
Организатор 1,801 0,924 2,386 1,015 2,213 0,938 0,000 0,011 незнач.
Инициатор 1,709 0,914 2,469 1,033 2,317 1,108 0,000 0,001 незнач.
Участник 2,331 1,124 2,890 1,188 2,819 1,227 0,001 0,020 незнач.
Общая активность 2,052 0,819 2,632 0,886 2,511 0,894 0,000 0,002 незнач.
Личное действие (индивидуально + участник) 2,350 0,918 2,835 0,954 2,757 0,947 0,001 0,018 незнач.
Вовлечение других (организатор + инициатор) 1,754 0,837 2,428 0,921 2,265 0,928 0,000 0,001 незнач.
Таблица 2 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна-Уитни) в ситуациях благотворительности
Город Москва Калуга Орехово-Зуево Значимость различий
Ситуации благотворительности σ σ σ Москва–Калуга Москва
Орехово-Зуево
Калуга
​Орехово-Зуево
Ничего не делать 1,894 1,532 1,244 1,428 1,141 1,282 0,002 0,003 незнач.
Индивидуально 2,706 1,397 3,150 1,482 2,578 1,402 0,033 незнач. 0,032
Организатор 2,238 1,344 2,765 1,594 2,496 1,236 незнач. незнач. незнач.
Инициатор 1,409 1,244 2,547 1,547 2,252 1,629 0,000 0,003 незнач.
Участник 3,315 1,452 3,927 1,297 3,785 1,187 0,001 незнач. незнач.
Общая активность 2,418 1,068 3,097 1,262 2,778 1,139 0,000 незнач. незнач.
Личное действие (индивидуально + участник) 3,011 1,220 3.538 1,178 3,181 1,122 0,003 незнач. незнач.
Вовлечение других (организатор + инициатор) 1,825 1,154 2,656 1,449 2,374 1,307 0,000 0,019 незнач.
Таблица 3 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна-Уитни) в ситуациях защиты прав людей
Город Москва Калуга Орехово-Зуево Значимость различий
Ситуации защиты прав людей σ σ σ Москва–Калуга Москва
Орехово-Зуево
Калуга
​Орехово-Зуево
Ничего не делать 2,591 1,367 1,635 1,357 1,667 1,492 0,000 0,000 незнач.
Индивидуально 0,750 0,945 1,186 1,120 0,900 0,870 0,004 незнач. незнач.
Организатор 2,182 0,957 2,237 1,178 1,789 1,008 незнач. 0,014 0,014
Инициатор 1,477 1,220 2,269 1,463 2,011 1,420 0,000 0,029 незнач.
Участник 3,164 1,258 3,603 1,394 3,322 1,485 0,011 незнач. незнач.
Общая активность 1,833 0,819 2,324 0,985 2,006 0,938 0,003 незнач. незнач.
Личное действие (индивидуально + участник) 1,957 0,946 2,394 1,060 2,111 1,002 0,004 незнач. незнач.
Вовлечение других (организатор + инициатор) 1,830 0,866 2,253 1,090 1,900 0,979 0,005 незнач. незнач.
Таблица 4 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна-Уитни) в ситуациях вмешательства в конфликт
Город Москва Калуга Орехово-Зуево Значимость различий
Ситуации вмешательства в конфликт σ σ σ Москва–Калуга Москва
Орехово-Зуево
Калуга
​Орехово-Зуево
Ничего не делать 2,336 1,448 1,571 1,213 1,633 1,329 0,000 0,004 незнач.
Индивидуально 1,282 1,224 1,321 1,181 1,189 1,221 незнач. незнач. незнач.
Организатор 2,191 1,368 2,321 1,195 2,478 1,382 незнач. незнач. незнач.
Инициатор 3,327 1,491 3,814 1,307 3,767 1,116 0,015 незнач. незнач.
Участник 2,059 1,477 2,756 1,774 2,033 1,543 0,004 незнач. 0,019
Общая активность 2,214 1,067 2,553 0,890 2,367 0,979 незнач. незнач. незнач.
Личное действие (индивидуально + участник) 1,670 1,112 2,038 1,114 1,611 1,165 0,010 незнач. 0,037
Вовлечение других (организатор + инициатор) 2,760 1,308 3,067 1,064 3,122 1,097 незнач. незнач. незнач.

Как видно из табл. 1, 2 и 3, в ситуациях помощи кому-либо определенному (человеку, больному, животному), защиты прав людей и благотворительности между студентами мегаполиса и областного города существуют значимые различия по всем видам поведения, за исключением тех случаев, когда требуется взять на себя ответственность за организацию совместных действий с другими людьми, т.е. установить горизонтальные связи. В этих случаях различия не достигают уровня значимости при защите прав людей и участии в благотворительности. Это ситуации опосредованного оказания помощи. У москвичей все показатели ниже, и только по показателю «ничего не делать» они выше. Это свидетельство того, что московская молодежная выборка отличается меньшей активностью, сталкиваясь с разнообразными ситуациями, требующими оказания помощи; в ней чаще обнаруживается гражданское невнимание, равнодушие.

Реже московские студенты отличаются от калужан в ситуациях вмешательства в конфликт (табл.4). Это видно по таким показателям, как стремление действовать индивидуально и организовывать других, а также по общей активности и вовлечению других людей (50% показателей). По-видимому, эти способы поведения в большей степени определяются не мотивацией оказания помощи, зависимой от региона обитания, а индивидуальными личностными и когнитивными особенностями (восприятием ситуаций и отношением к ним, оценкой собственных возможностей быть в них полезным и пр.). Нам представляется, что вмешательство в конфликт требует от индивида определенной смелости и необходимых умений действовать в таких ситуациях.

Сравнение московских студентов со студентами Орехово-Зуева показывает, что достоверные отличия наблюдаются всегда в ситуациях помощи кому-либо определенному (человеку, больному, животному), за исключением стремления действовать индивидуально (табл.1). Это 12,5% показателей, по которым нет значимых различий между рассматриваемыми выборками.

В двух других типах ситуаций (опосредованного оказания помощи) московские студенты гораздо чаще по поведению похожи на студентов Орехово-Зуева (табл. 2, 3). По 62,5% поведенческих проявлений в ситуациях защиты прав людей и благотворительности студенты Москвы и небольшого города одинаковы.

Что касается вмешательства в конфликт, то 87,5% показателей сходны у выборок Москвы и Орехово-Зуева. Объяснение этому дано выше.

Сравнение выборок Калуги и Орехово-Зуева по поведению в ситуациях оказания помощи кому-либо определенному свидетельствует, что между ними нет значимых различий ни по одному из показателей. То есть студенты Калуги и Орехово-Зуева одинаково ведут себя в отмеченных ситуациях (непосредственного оказания помощи).

В ситуациях благотворительности и защиты прав людей (опосредствованные способы помогающего поведения) по большинству видов действий (87,5% показателей) также нет значимых различий между студентами Калуги и Орехово-Зуева.

Таким образом, полученные результаты подтвердили первую гипотезу нашего исследования. Региональные различия обнаружены во всех рассмотренных ситуациях оказания помощи: определенным объектам, защиты прав людей, благотворительности и вмешательства в конфликт. Чаще всего эти различия относятся к московской выборке (студентам, живущим в мегаполисе), которая не похожа как на студентов Калуги (областного центра), так и Орехово-Зуева (малого города) по большинству показателей методики. Москвичи значимо чаще проявляют гражданское невнимание и реже используют разнообразные способы оказания помощи. Ярче всего эти различия между студентами Москвы и двух других городов проявляются в ситуациях непосредственного оказания помощи.

Студенты Калуги и Орехово-Зуева, напротив, чаще всего похожи: по большинству показателей между ними нет значимых различий.

Объяснение полученных результатов лежит в характеристиках среды обитания. В нашем исследовании студенческие группы различались размером города проживания. Согласно Роберту Парку [7], человеку нужен город соразмерного ему масштаба. В таком городе человек может быть достаточно ассимилирован, вследствие чего будет вести себя в соответствии с принятыми в городской среде нравственными нормативами. Это связано с тем, что он ценит общественное мнение и не желает быть осужден и отторгнут окружающими за «неправильное» поведение. Его поведение регулируется тем, что о нем подумают соседи. Соседи – это люди, которых человек встречает во дворе, на улице, не обязательно с ними знаком и здоровается, но различает, знает в лицо [4].

Человек в небольшом городе часто подобающим образом ведет себя из-за того, что неотвратима возможность присутствия наблюдателя, действует так называемый «уличный взгляд» [4]. Дж. Хоманс [9] писал, что при взаимодействии индивиды, участвующие в нем, стремятся получить социальное одобрение, а нарушение ожиданий может повлечь за собой фрустрацию и возникновение агрессивной реакции. В городе-миллионнике выработать такую систему отношений сложно: люди встречаются гораздо реже, их практически невозможно запомнить. Поэтому их мнение не является для индивида значимым, не влияет на его поведение, в том числе и в ситуациях оказания помощи.

Социологи используют понятие «предполагаемый пространственный контакт», обозначающий ситуацию, в которой человек не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте и эти ситуации связаны с их интересами [6]. Это предположение влияет на его поведение, определяя способы его помощи. Я. Щепаньский [10] называет такой контакт «опосредованным». Такие контакты относятся к более сложным уровням взаимодействия. В ситуациях опосредованного контакта различия между студентами мегаполиса и малых городов сглаживаются или проявляются реже.

Нашло свое подтверждение и предположение о том, что сами специфические особенности ситуации играют роль в стремлении оказания помощи. Так, вмешательство в конфликт более подвержено влиянию индивидуально-личностных характеристик индивидов по сравнению с другим типом непосредственного оказания помощи – помощи кому-либо определенному. В ситуациях вмешательства в конфликт региональные различия менее выражены.

Чтобы проверить вторую гипотезу, нами был проведен сравнительный анализ данных, относящихся к помощи людям, с одной стороны, и заботе о животных, с другой (таб.5 и 6). В обоих типах ситуаций студенты Москвы значимо отличаются от студентов Калуги по всем видам взаимодействия. При сравнении москвичей со студентами Орехово-Зуева значимые различия имеются почти всегда (по 87,5% показателей) в ситуациях помощи людям, а в ситуациях заботы о животных, напротив, эти выборки достоверно различаются только по 12,5% показателей. Это невнимание, нежелание что-либо делать, чтобы помогать животным, объединяющее студентов Москвы и Орехово-Зуева. Сравнение выборок Калуги и Орехово-Зуева показало, что значимых различий между ними и в ситуациях помощи людям, и в ситуациях заботы о животных очень мало. Всего два вида поведения дифференцируют эти две выборки (быть инициатором и стремиться вовлекать других), и оба этих вида поведения относятся к ситуациям заботы о животных.

Таблица 5 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна–Уитни) в ситуациях помощи людям

 

Таблица 6 Описательная статистика и значимость различий между выборками (по критерию Манна–Уитни) в ситуациях заботы о животных

 

Таким образом, наше второе предположение тоже оказалось верным. В ситуациях помощи людям и помощи животным студенты трех выборок ведут себя по-разному. Москвичи и калужане значимо различаются между собой в ситуациях помощи людям, а в стремлении помочь животным они практически одинаковы. По-видимому, «уличный взгляд» имеет вес по отношению к ситуациям, касающимся людей; есть достаточно устоявшиеся и принятые студентами нормативы, определяющие отношение к людям. Помощь животным в большей степени зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Равнодушие и даже жестокость к животным в нашем обществе не осуждается и не преследуется по закону. Это норматив, свойственный российской культуре, который препятствует проявлению региональных различий. Поэтому все три наших студенческие выборки очень сходны по поведению в ситуациях заботы о животных.

Актуальность проведенного исследования определяется тем, что модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни, присущи и крупным социальным системам и общностям. И повседневная жизнь отражает поведение и отношения более крупных социальных систем, т.е. культур и субкультур. В описанном в статье исследовании это российская студенческая молодежь.

Стратегиями поведения индивидов можно и нужно управлять, рациональные стратегии и способы социального взаимодействия можно формировать, делая их фактором развития общества и его членов. И с этой целью можно использовать результаты выполненной работы. Развитие цивилизации – это прежде всего нравственное развитие, которое заключается среди прочего в том, чтобы в любых ситуациях как непосредственного взаимодействия, так и опосредованных контактов общество все больше проявляло внимание к нуждающимся в помощи.

Литература

  1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия, направленные на их решение // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1.
  2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция / Современная зарубежная Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  3. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008.
  4. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
  5. Маринов М.Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2008.
  6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
  7. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3.
  8. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. СПб.: Питер, 2006.
  9. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен / Современная зарубежная Социальная психология. М., 1984.
  10. Щепаньский Я. Элементарные понятия психологии / Пер. с польск. М.: Прогресс, 2003.

Akimova M.K., Doctor of Psychological Sciences, Professor
Persiyantseva S.V., Ph.D. in Psychological Sciences, Associate Professor

FEATURES OF THE HELPING BEHAVIOR OF YOUTH CAPITAL AND PROVINCIAL TOWNS

Ways of the helping behavior at the persons living in different regions are considered. In work the attention that readiness for relief action depends on age and a sex of the person, on his personal lines such as kindness, empathy, etc., on the nature of the required help and the competence, and on adoption of norms, the rules characterizing the social environment in which the person is formed is paid.

Key words: the helping behavior, regional characteristics, social interactions.


[1]1 Статья выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00768 «Индивидуальные и средовые факторы, определяющие практики социального взаимодействия у студенческой молодежи».

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки