Е.В. Волкова (Москва),
Е.А. Тен (Москва) - студент (3 курс) ГАУГН
Цель работы состоит в изучении соотношений организации концепта «работа» и ментальных ресурсов на этапе ранней взрослости.
Ментальные ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат; совокупность индивидуально-психологических свойств индивидуальности, осознаваемых человеком как полезные для достижения успешности в трудных жизненных ситуациях (Волкова, 2016).
Индивидуальная картина мира – ментальный образ, возникающий в жизнедеятельности человека и помогающий ему ориентироваться в мире, обществе и самом себе. Также индивидуальная картина включает концептуальное знание о действительности и совокупность ментальных стереотипов, определяющих Понимание, потому что изначальное открытие бытия реализуется через его чувственный опыт, в котором представлен обобщенный результат взаимодействий с окружающей действительностью.
Сортировке истинного от неистинного в познавательном процессе человеку помогают не только ментальные ресурсы. Немаловажную роль играет индивидуальная картина мира, которая помимо преобразования нашего бытия и взаимодействия с окружающим миром преобразует и сами ментальные ресурсы.
Становление бытия представляет бесконечный поток образований, т.е. человек строит мощную базу индивидуальной картины мира, преобразуя новые уровни бытия, включая нижележащие уровни.
Бытие человека – взаимодействие индивида с обществом, миром и самим собой.
Концепты (концептуальные структуры) как носители свойств понятийного мышления (Веккер, 1976; Волкова, 2016; Холодная, 2012) принимают активное участие во всех формах организации ментального опыта, обуславливая особенности индивидуальной картины мира, особенности социального поведения человека и произвольной саморегуляции психической деятельности, т.е. концептуальные структуры выполняют базовую функцию в структуре индивидуальных ментальных ресурсов и в значительной мере определяют продуктивность жизнедеятельности индивида.
Высший уровень в системе индивидуальных ментальных ресурсов представлен концептами (концептуальными структурами), которые отвечают за процессы концептуализации, благодаря процессу концептуализации человек наделяет объекты внешней и/или внутренней среды ресурсным значением, приписывая им личностный смысл и ценность для достижения тех или иных результатов (Волкова, 2016; Хазова, 2014; Холодная, 2012).
В исследовании принимало 32 чел., а именно представители работающей молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, разнообразных профессий: аналитик, бухгалтер, судебный пристав, художник, стилист, программист и т.д.
Диагностический комплекс включал методики оценки индивидуальных ментальных ресурсов (Русалов, 2012; Волкова, 2016) и методики исследования особенностей организации концепта «работа» – направленный ассоциативный эксперимент и визуальный прототип концепта. Для оценки содержания концепта использовался частотный анализ признакового состава, проводившийся в соответствии с рекомендациями З.Д. Поповой и И.А. Стернина (Попова, Стернин, 2007). Особое внимание уделялось сопоставлению количества позитивных и негативных оценочных признаков концепта «работа».
0 – тематические или личностные ассоциации, связанные с работой респондента;
1 – реальная картина работы – то, что можно увидеть;
2 – имеются элементы обобщения – то, что нельзя увидеть непосредственно;
3 – обобщенная абстрактная схема, модель.
Общее количество ассоциаций составило 205 прилагательных из которых выявилось ядро концепта из таких признаков, как утомительная, скучная, нудная и т.д.
Структурный анализ показывает, что общеоценочная зона концепта составляет 91 (44,4%) от общей совокупности признакового состава концепта «работа», причем положительных оценочных признаков значительно меньше (17,1%), по сравнению с негативными (27,3%).
Из данных описательной статистики (мера адекватности выборки Кайзера–Майера–Олкина (КМО) =0,573; критерий сферичности Бартлетта=41,962; ст. св.=21; p<0,004) следует правомерность применения факторного анализа. График собственных значений и тест Кэттелла показали наличие трех значимых факторов, описывающих 71,8% от всей совокупной дисперсии признаков.
В первый фактор (33,6%) вошли показатели формально-динамических свойств индивидуальности (общая Адаптивность), мотивации (мотивация значимости и мотивация доступности профессиональной деятельности) и такая фундаментальная черта личности, как экстраверсия. Полученные данные свидетельствуют о важной роли биологически обусловленных свойств индивидуальности в структуре мотивации.
Во второй фактор (23,2%) вошли показатели фундаментальных свойств личности «нейротизм» и «психотизм» и показатель «отношение к работе», причем последний с отрицательным знаком, т.е. чем выше показатели нейротизма и психотизма, тем в большей мере выражена негативная оценка работы.
Третий фактор (15,121%) составили показатель экстраверсии и показатель образности концепта «работа» с отрицательным знаком. Полученные данные могут свидетельствовать о разной мере обобщенности визуального прототипа концепта у экстравертов и интровертов. (Но это предположение требует дальнейших исследований.)
Анализ рисунков, где отображены образные впечатления респондентов, выявил преобладание тематических, личностных ассоциаций или реальной картины работы.
Среди рисунков доминируют образы малоподвижной работы, такие как человек в кресле за компьютером. Наиболее яркие обобщенные образы несут за собой неравное распределение работы и в целом заработка.
Среднее значение показателя визуального прототипа концепта составила 0,78, что свидетельствует о низком уровне обобщенности образа. Причем, у респондентов с преобладанием негативных оценочных признаков концепта «работа», обобщенность образа выше, чем у респондентов с преобладанием положительных оценочных признаков, но это различие ввиду малой выборки не достигло статистической значимости.
Молодые люди с преобладанием положительного оценочного взгляда на работу, несмотря на меньшие показатели интеллектуальной активности и общей адаптивности, отличаются меньшей скоростью принятия решений (низкие показатели импульсивности), имеют ситуативное представление о работе и особо не задумываются о значимости предстоящей деятельности.
Для молодых людей с более высокими показателями адаптивности, интеллектуальной, в первую очередь, играет роль значимость предстоящей деятельности. Они любознательны и открыты новому опыту, с легкостью выявляют новые характеристики реальности, которые не соответствуют или противоречат сложившимся представлениям и личностному опыту (толерантность). Они отличаются высокой скоростью принятия решений (импульсивность) и одновременно тщательной поэтапной перепроверкой фактов, использованием продуманных и взвешенных способов решения задач (рефлективность). Невозможность реализовать свои способности в значимой для них профессиональной деятельности, вероятно, также может быть одной из причин преобладания негативных оценочных суждений о работе и ситуативного образного представления о ней.
Согласно данным регрессионного анализа, чем выше показатели поленезависимости, ниже показатели тревожности, толерантности и гибкости познавательного контроля у респондентов, тем больше в составе концепта представлено положительных оценочных признаков состава концепта «работа».
Полученные данные свидетельствует о сложности концепта «работа» и сложности выбора между своими интересами и благополучием в денежном плане. Безусловно, концептуальные структуры представляют ключевой фактор, который связывает ментальные ресурсы в единое ментальное образование, которое обуславливает продуктивность жизнедеятельности человека, но, с другой стороны, особенности организации каждого индивида зависят напрямую от уровня ментальных ресурсов человека.
Литература
- Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.
- Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
- Русалов В.М. темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
- Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2014. № 4. С. 31–42.
- Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
Комментарии
Добавить комментарий