Организация самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Н.Ф. Спинжар Н.С. Спинжар А.С. Очкуренко

Статья содержит материал, рассматривающий актуальные вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Определяются содержательные компоненты самостоятельной работы, указываются приоритетные цели и задачи деятельности преподавателя и студента в овладении предметным содержанием психолого-педагогических дисциплин и понимании методологии самостоятельной работы, уточняются практические трудности организации самостоятельной работы студентов, формы и методы самостоятельной работы в современных условиях образовательной деятельности вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, предметное содержание дисциплины, педагогическая направленность самостоятельной работы.

N.F. Spinzhar N.S. Spinzhar A.S. Ochkurenko

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article contains material that considers topical issues of organizing independent work of students at a university. The content components of independent work are determined, the priority goals and objectives of the activity of the teacher and student in mastering the subject content of psychological and pedagogical disciplines and understanding the methodology of independent work are indicated, the practical difficulties of organizing students' independent work, forms and methods of independent work in modern conditions of educational activity of the university are clarified.

Keywords: independent work, organization of independent work, subject content of the discipline, pedagogical orientation of independent work.

Совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры и искусства напрямую связано с целенаправленным включением студентов в самообразовательную деятельность. Компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов предусматривает во ФГОС разного поколения время для самостоятельной работы студентов. Специфика каждого ФГОС отражалась на разном объеме времени в учебных планах, разных требованиях и формах контроля, прописанных в УМК по каждому предмету.

В современных условиях компетентностный подход в профессиональном образовании выступает методологической основой организации самостоятельной работы студентов, поскольку он обеспечивает дальнейшее активное развитие и самообразование выпускников вуза.

Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов связано с определенного рода трудностями в процессе освоения предметных знаний, что может указывать на недостаточный уровень готовности к более сложным учебным задачам; на низкую учебную мотивацию и направленность на профессиональное развитие; низкий уровень общего развития, активности и самостоятельности и др. Сложившаяся ситуация требует поиска путей решения. Кроме того, в период перехода к новым стандартам образования становится очевидно, что инициативность и самостоятельность, самоорганизованность выступают показателями качества получаемого личностью образования, поскольку идет перестройка системы образования, осуществляется поиск альтернативных подходов (и замены утратившего актуальность Болонского соглашения) к организации деятельности высшей школы в России, актуализируются связи между всеми участниками образовательного процесса, студент становится субъектом профессионального развития в сотрудничестве с преподавателем. Возникают различные варианты реформирования системы образования. Высказывается мнение о возвращении к старой системе высшего профессионального образования. Единым мнением в дискуссии выступает – качество профессионального образования, которое определяется результатами индивидуального развития личности. Принципиально важным условием профессиональной подготовки специалистов выступают методы организации самостоятельной работы студентов, благодаря чему осуществляется выравнивание недостающего уровня развития умений и навыков. Так, основным методом организации самостоятельной работы студентов становится работа с информацией, получаемой из разных источников, другим, не менее важным, является метод исследовательской деятельности и др.

Психолого-педагогические источники, рассматривающие проблему организации самостоятельной работы студентов, по-разному подходят к пониманию ее сущности и содержания. В истории вопроса к данной теме обращались – М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, которые рассматривали самостоятельную работу как познавательную активность. В других трудах находим разные аспекты по организации самостоятельной работы – у С.И. Архангельского, у Е.Я. Голанта. у П.И. Пидкасистого – типы самостоятельной работы, самостоятельная работа по образцу, определение самостоятельной работы как любой организованной преподавателем активной деятельности обучающихся, направленной на выполнение поставленной дидактической цели [2]. Авторами отмечается повышение роли самостоятельной работы в общем профессиональном развитии специалиста и, в первую очередь, это связывается с возрастанием его ответственности за результаты обучения, за развитие навыков управления процессами саморазвития и др.

Самостоятельная учебная работа как организованная и направленная на выполнение учебных целей и задач, представляет определенный исследовательский потенциал, связанный с поиском знаний или решением задач и расширением значимого опыта, умений и навыков. Студент, выполняя самостоятельную работу, определяет ее цель, организует условия, планирует время и конечный результат. Студентам, которым предстоит осуществлять педагогическую деятельность с разными группами населения (например, менеджеры и технологи социально-культурной деятельности в вузах культуры), требуется более глубокое изучение процессов воспитания и обучения, самовоспитания и самообразования, применительно к различным формам социально-культурной деятельности, а это, в свою очередь, усложняет организацию самостоятельной работы.

Профессиональная подготовка студентов реализуется посредством самостоятельной, индивидуально-творческой работы в процессе освоения предметного содержания психолого-педагогических дисциплин. Поэтому организация самостоятельной работы в вузе обеспечивается преподавателем, который разрабатывает виды деятельности, осуществляет контроль и коррекцию хода решения поставленных индивидуальных задач. В связи с этим, организация самостоятельной работы студентов может осуществляться в два этапа:

– на первом этапе ее инициирует преподаватель в условиях адаптации обучающихся к учебным требованиям в рамках предметной деятельности;
– на втором этапе – самостоятельная работа осуществляется по предложенному на первом этапе преподавателем алгоритму деятельности.

Преподаватель как организатор самостоятельной работы студентов определяет весь комплекс учебных заданий и дает рекомендации по их выполнению, определяет – цели и задачи, планы и сроки выполнения заданий по конкретной дисциплине. Вовлеченность студентов в процесс самостоятельной работы помогает преподавателю решить ряд важных задач по изучаемому предмету – овладеть системой знаний, умений и навыков, расширить опыт исследовательской и творческой деятельности, способствует общему и индивидуальному развитию студентов в процессе решения учебно-творческих и профессиональных задач. Каждый вид самостоятельной работы студентов имеет свою специфику организации. Так, аудиторный вид самостоятельной работы в большей степени является ответственностью преподавателя, она выполняется на занятиях при непосредственном руководстве преподавателя, а внеаудиторная самостоятельная работа выполняется под методическим руководством, но без участия преподавателя.

Предметное содержание учебной дисциплины эффективно осваивается студентами, если наряду с другими формами и методами, используется самостоятельная работа. Неслучайно, крылатое выражение указывает на то, что «знания, добытые самостоятельным трудом, самые прочные…». Можно сказать, что организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов должна сочетать единые требования, ориентиры, направленность – на интересы личности, самостоятельный поиск знаний, решение актуальных вопросов и др. Только аудиторный вид самостоятельный работы организуется исходя из методологии, реализуемой преподавателем при чтении учебного процесса, а внеаудиторная самостоятельная работа организуется и инициируется студентами (при частичном сопровождении преподавателя или без него).

Вуз ставит перед собой приоритетные цели и задачи, которые могут быть достигнуты и решены при соответствующем уровне организации самостоятельной работы студентов. Если взять за основу развитие интеллектуального потенциала студентов, исследовательских умений и навыков, совершенствование индивидуально-творческих способностей, то самостоятельная работа приоритетна. Для организации самостоятельной работы студентов по предмету «Педагогика и психология» в вузе важно понять степень их готовности к самостоятельной деятельности. В связи с этим, важно изучить опыт самостоятельной деятельности, наличие знаний и сформированности умений студентов. Учитывая это, можно методически правильно оказать преподавателю помощь студентам. Так, наличие системы учебных заданий – курсовые проекты, реферативные и дипломные работы, помогут разобрать с трудностями студентов в процессе их выполнения. В данном вопросе, важен определенный уровень мотивации к активной самостоятельной учебной работе. Опрос студентов 1-2 курсов факультета ГКП МГИК показал многообразие суждений, с которыми они подходят к организации самостоятельной работы. В ходе проведения опроса 60 респондентов было выяснено, что всего лишь 14% (8 студентов) проявили высокую самостоятельность и инициативность в выполнении учебных заданий, 20% (12 студентов) с определенным прилежанием выполняли требования, но особой активности и заинтересованности не демонстрировали. Низкий уровень сформированности внутренней потребности к организации самостоятельной работы среди студентов объяснялся «большим объемом информации», «высоким уровнем загруженности», «отсутствием контроля и оценки со стороны преподавателя» и др.

При более подробном анализе самостоятельной деятельности студентов по учебному предмету было выяснено, что у 40% респондентов низкий опыт самостоятельной деятельности, поэтому анализ информации, поиск ответов на вопросы, вызывали учебные трудности. Наряду с этим, были определены пути решения возникающих ситуаций путем включения в каждое занятие проблемных вопросов, которые не только активизируют исследовательские умения, но и вырабатывают индивидуальный стиль изложения своих мыслей, логику рассуждений, Понимание ценности сделанного вывода.

Наиболее распространенными формами, используемыми в практике вузов, остаются – эссе и учебные задачи, проблемные ситуации, сочетание разных форм в соответствии с интеграцией профессиональных и предметных заданий и др. Итоги выполнения самостоятельной работы на учебных занятиях подводились в процессе коллективного обсуждения на семинарах.

Разные виды и формы самостоятельной работы позволяют активизировать профессиональную подготовку студентов, что возможно при организации определенных условий, связанных с исследовательской или творческой деятельностью. Здесь важно отметить – наличие доступных возможностей, наличие методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов, наличие продуманной ЭБС; контроль качества выполнения учебных заданий.

Таким образом, в современных условиях развития системы образования профессиональная подготовка специалиста способна обеспечить необходимый уровень развития личности в процессе организованной самостоятельной работы всех участников образовательной деятельности в вузе. Успехи выпускника определяются тем, насколько он способен к организации самостоятельной деятельности (планированию, управлению, прогнозированию и др.) в условиях решения нестандартных задач, поэтому повышение качества профессиональной подготовки связывается с его умениями осуществлять управление учебно-творческой и самостоятельной работой.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Москва: Педагогическая литература, 1995. 256 с.
  2. Очкуренко А.С. Особенности хореографической подготовки студентов – будущих эстрадно-джазовых вокалистов в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 24 марта 2022 г.) / науч. ред. Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2022. С. 72-77.
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальые исследования. Москва: Просвещение, 1990. 240 с.
  4. Спинжар Н.С. К вопросу о ценностных представлениях о профессиональной деятельности современных студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. №1 (44). С. 164-165.
  5. Спинжар Н.Ф. К вопросу профессионального и личностного развития специалиста-хореографа // Юбилейный сборник к 100-летию Т. Устиновой. Москва: МГУКИ, 2007. С. 152-167.
  6. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. Педагогика в профессиональной подготовке педагога-хореографа в вузе: уч. пособие. Москва: МГУКИ, 2011. 165 с.
  7. Шогенова Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях // Педагогика, 2010. № 9. С. 85- 87.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Спинжар Н.Ф., Спинжар Н.С., Очкуренко А.С. Организация самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 65-71.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки