В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с нарушениями адаптации взрослых, подростков, детей. Внешняя нестабильность, а также ускорение ритма современной жизни, острая нехватка времени, недостаточность возможностей для снятия эмоционального напряжения и для расслабления приводит кчрезмерной загруженность взрослых, их невротизации, появлении множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о необходимости и способах их решения. (3, Захаров А.И. Психотерапия детского возраста).
Для взрослых ситуация осложняется наличием ответственности за других членов семьи, в первую очередь детей. Необходимость выполнять одновременно несколько функций (материальное обеспечение семьи, ведение домашнего хозяйства, воспитательные функции, функции контроля за детьми и др.) зачастую осложняет определение приоритетов, в маниакальном стремлении «успеть все».
В свою очередь, дети и подростки также реагируют на нестабильность внешней ситуации и состояние родителей усилением патогенной симптоматики.
На сегодняшний день особенностью психологического взгляда на проблему адаптации детей и подростков является рассмотрение ее с точки зрения патологии. Психологи дошкольных и школьных учреждений, зачастую, выявляют нарушения адаптации детей и подростков, уже нуждающихся во вторичной и третичной профилактике. Хотя гораздо эффективнее, превентивно обращать внимание на особенности функционирования детей и подростков и определять их зону ближайшего развития исходя из вариантов нормы.
«На сегодняшний день исследований, в которых анализируются индивидуальные способы, стили и стратегии поведения, используемые личностью в повседневных, типичных условиях с точки зрения не патологии, а нормы недостаточно (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник)». (7, Паршукова С.В. «Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения).
Таким образом, становится очевидной проблема рассмотрения социально-психологической адаптации детей и подростков с точки зрения вариантов нормы. При этой позиции, ребенок или подросток рассматривается как априори обладающий внутренними ресурсами, определяющими его зону ближайшего социально-психологического развития. Задача взрослых, которые оказываются рядом с ребенком или подростком, помочь ему эти ресурсы раскрыть.
Но здесь возникает следующая проблема. На сегодняшний день, специалисты дошкольных и школьных учреждений не рассматривают социально-психологическую адаптацию детей и подростков «в чистом виде» «к жизни вообще». Обычно проблема диагностики социально-психологической адаптации становится актуальной в ситуации изменяющихся для ребенка, подростка условий (поступление в дошкольное, школьное учреждение, стрессовая ситуация в жизни ребенка за стенами учреждения), что значительно ограничивает взгляд на ребенка как имеющего внутренние ресурсы.
«Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г. Дикая, Т. Кумарина, С.А. Шапкин) и индивидуальнопсихологические особенности личности детей (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичев, Е.Р. Калитиевская, А. Шапкин, Е. Шмидкольмер). Социально-психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, И.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонов, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмачева), условиям, предшествующим переходу в новую среду (семье и семейному воспитанию) должного внимания не уделяется» (7, Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения). Под новой средой понимается поступление ребенка в дошкольное, школьное упреждение, ситуативная адаптация к условиям новой семьи или психотравмирующей ситуации. Кроме того, даже существующие исследования затрагивают в основном возраст 2-4 года и 6-8 лет, что также связано с актуализацией адаптационных механизмов в процессе поступления в дошкольное и школьное учреждение.
«Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей дошкольного (4-6 лет) возраста и раннего возраста (1-3 лет) недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Аскарина Н.М., Алимовская В.Г., Голубева Л.Г., Захаров А.И.» (7, Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения).
Таким образом, диагностика социально-психологической адаптации «в чистом виде» психологами дошкольных и школьных учреждений системно не проводится. Это связано не только с методологическими проблемами рассмотрения проблемы адаптации, но и с реальным отсутствием диагностических методик, соответствующих целям диагностики, специфике проблемы, возрасту детей.
Особенно сложным для проведения диагностикиоказывается дошкольный возраст.
Диагностика социально-психологической адаптации дошкольников оказывается сложной в силу множества причин. Некоторые из них:
- недостаточность навыков вербализации у маленьких детей;
- отсутствие рефлексии у детей, эго-дистонность симптоматики;
- нестабильность контакта исследователя с ребенком;
- отсутствие четких диагностических критериев социально-психологической адаптации дошкольников.
Таким образом на данный момент проблема адаптации детей дошкольного возраста в актуальных, повседневных условиях жизни остается недостаточно исследованной и, как следствие, универсальные инструменты для измерения социально-психологической адаптации дошкольников также отсутствуют.
Методика для определения социально-психологической адаптации у дошкольников должна быть проста в использовании, не занимать много времени эксперта и отражать все сферы жизнедеятельности ребенка не только с социальной, психологической, но и с психофизиологической стороны, объединяя таким образом, поведенческие симптомы в целостную картину социально-психологической адаптации.
Попробуем рассмотреть имеющиеся трудности на пути диагностики социально-психологической адаптации дошкольников и определить способы их решения.
Недостаточность навыков вербализации, низкая рефлексивность и сложности контакта диагноста с дошкольником не являются проблемой при комплексном использовании таких формализованных методик как карты наблюдений, скрининговые карты и др. (вариации опросников) и неформализованного метода – наблюдения.
Сложнее определить диагностические критерии. В первую очередь, это связано с отсутствием единого понимания социально-психологической адаптации представителями различных научных школ.
«На сегодняшний день в литературе нет однозначного понимания адаптации, в определенной степени это связано со сложностью данного явления, а также с различными научными, методологическими подходами к рассмотрению данного вопроса. Попытки систематизировать существующие исследования проводились неоднократно. Так, А.Б. Георгиевский (А.Б. Георгиевский, 1989) на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, объединил все дефиниции понятия адаптации в следующие три группы:
- так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптации интерпретируется как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptatio) в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» (Большая Советская Энциклопедия, т.1, с.216);
- определения через «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом. Например, «под физиологическойадаптациейследует понимать совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды»;
- полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.» (8,9.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика, Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности).
В контексте рассмотрения процесса адаптации дошкольника как зоны его ближайшего развития, при выборе определения социально-психологической адаптации следует фокусироваться на рассмотрении нормального (в смысле – границ нормы), ежедневного функционирования дошкольника.
….Следовательно, психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в тоже время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)». (Выготский Л.С. Собрание сочинений, Лисина Е.А. Социально-психологические основы адаптации и оздоровления детей дошкольного возраста).
Таким образом, для определения критериев психической адаптации необходимо выявить актуальные потребности дошкольника.
В дошкольном возрасте актуальными потребностями ребенка являются наличие удовлетворяющих объектных отношений (сначала диадных, затем социальных), принадлежность к группе, референтная значимость, исследовательская активность. Чтобы реализовать данные потребности ребенку необходимо хотеть и уметь устанавливать социальные контакты, поддерживать собственный уровень значимости группы для себя и себя в группе посредством игровой или другой деятельности (в данном случае игра выступает как средство для достижения цели – поддержание референтной значимости), соблюдать правила группы, а также использовать игру как способ познания мира и саморазвития (в данном случае игра выступает как способ и цель одновременно).
Таким образом, анализируя картину актуальных потребностей дошкольника, можно определить уровень его социально-психологической адаптации по следующим критериям:
- Эмоциональное благополучие, в том числе наличие эпистемофилического импульса, опыт удовлетворяющих объектных отношений.
- Эффективность игровой деятельности.
- Эффективность социальных контактов, в том числе отношения со взрослыми и детьми, компенсаторные отношения.
- Социальное соответствие, в том числе социальная референтность, уровень конфликтности, усвоение норм поведения в референтной группе, морально – нравственную ориентацию и систему ценностей.
- Психофизиологические аспекты, в том числе динамика веса и заболеваемости.
Пятый критерий, хотя и не соотносится напрямую с потребностями ребенка, но является важным психометрическим показателем психоэмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, зная данные критерии социально-психологической адаптации дошкольника можно определить зону его ближайшего развития и помочь ему открыть внутренние ресурсы для достижения социально-психологического благополучия.
Литература
- Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И.В. Дубровиной, Н.Н. Толстых. М., 1986.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М., 1983.
- Захаров А.И. Психотерапия детского возраста. – М., 1999.
- Лисина Е.А. Социально-психологические основы адаптации и оздоровления детей дошкольного возраста. Дисс.канд.пед наук. СПб., 2004г.
- Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты [пособие]. М., 2010. С.303.
- Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. М., 2011.
- Паршукова С.В. «Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Дисс. канд. псих. наук, Ярославль, 2007г.
- Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6., 1995. Вып.3.
Комментарии
Добавить комментарий