Разделы психологии:
Толкач И.Ф. УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» (Беларусь, Минск)
Ключевые слова: эмоциональная направленность, студенты.
Keywords: emotional orientation, students.
В течение жизни каждый человек стремится максимально полно удовлетворить свои потребности. Важным условием при этом являются те положительные эмоции, которые испытываются при удовлетворении потребностей. стремление к многократному повторению позитивного опыта и является основой формирования общей эмоциональной направленности личности. Наиболее благоприятным периодом для осознания и изучения эмоциональной направленности является Юношеский возраст. Этим обоснован наш интерес и актуальность заявленной темы.
В исследовании приняли участие 41 студент инженерных специальностей Белорусского государственного аграрного технического университета. С целью изучения особенностей эмоциональной направленности студентов была использована методика Б. И. Додонова [2]. Данная методика выявляет склонности к определенным типам переживаний, которые являются следствием удовлетворения различных потребностей личности. Методика содержит 50 утверждений с четырьмя вариантами ответов. Результаты располагаются в пределах от +10 (эмоция выражена) до -10 (эмоция не выражена). При этом значения выше 5 и ниже -5 свидетельствуют о ярко выраженном проявлении эмоций.
Б.И. Додонов выделяет десять видов эмоциональных направленностей: альтруистическую, коммуникативную, глорическую, праксическую, пугническую, романтическую, гностическую, эстетическую, гедонистическую, акизитивную [1, с. 114-130]. Каждая из направленностей характеризуется конкретным поведением и удовлетворяет какую-либо потребность личности.
Так, по мнению автора, альтруистическая направленность характеризуется беспокойством о близких и друзьях, желанием приносить людям радость и счастье, жалостью к неудачникам, радостью к успехам других. альтруизм удовлетворяет потребность в содействии, сочувствии, помощи другим людям.
Необходимость делиться своими мыслями и переживаниями, надобность в друзьях, одобрение окружающих, почитание людей, благодарность людям характеризует коммуникативную эмоциональную направленность и относится к реализации потребности в общении.
Для глорической направленности характерно следующее поведение: приятные ощущения при внимании других людей, чувство превосходства над противником, желание завоевать почет и уважение окружающих, самолюбие и готовность исправить неудачные ситуации. Глорические эмоции отражают потребность в славе, самоутверждении. Праксическая направленность говорит о желании добиваться успехов в работе, увлечении выполняемой работой, постоянной нужде в действиях, о возбуждении и подъеме при успешности результатов работы, ее добросовестном выполнении. Развивается праксическая направленность при удовлетворении потребности в деятельности. Пугническую направленность представляют любовь к острым ощущениям, преодолению препятствий, стремление к риску, решительность, азарт, спортивная злость. Потребность в острых ощущениях, борьбе является основой для формирования данной направленности.
Романтическая направленность состоит из стремления помечтать, тяге к таинственности, ожидании чего-либо необыкновенного, особенного, желании побывать в незнакомых местах, странствовать. Выявляется при реализации потребности в неизведанном, загадочном.
Гностическая направленность удовлетворяет потребность в познании посредством проблемной ситуации. Личность, испытывающая гностические эмоции, ощущает радость от самостоятельно решенной трудной проблемы, любит разбираться в причинно-следственных связях, стремится к системным знаниям, интересуется научными открытиями, поисками, находками, переживает радость открытия истины.
Потребность в гармонии и красоте характеризует эстетическую направленность. Эстетические эмоции связаны с переживанием возвышенных чувств от восприятия музыки, стихотворений, красоты природы. Наслаждение и трогательность при соприкосновении с прекрасным является неотъемлемой частью вышеназванных эмоций. Гедонистическая направленность отражается в потребности телесного и душевного комфорта. Гедонизм предполагает предпочтение простых радостей, свободу от обязанностей, приятное, бездумное времяпрепровождение, склонность к лени, чувство расслабленности, беззаботности и безмятежности.
Акизитивная направленность выражается в интересе к накоплению. Акизитивные эмоции связаны с коллекционированием, страстью к покупкам, нежеланием расставаться со своими вещами.
При изучении ведущей эмоциональной направленности студентов технических специальностей были выявлены следующие особенности, отраженные в таблице 1.
Выраженность эмоции | ||||
эмоция выражена | эмоция не выражена | |||
количество студентов |
среднее значение (в баллах) |
количество студентов |
среднее значение (в баллах) |
|
Альтруистическая | 38 | 4,5 | 3 | -2,7 |
Коммуникативная | 39 | 5,1 | 3 | -2,3 |
Глорическая | 35 | 4,3 | 6 | -2,3 |
Праксическая | 40 | 6,1 | 1 | -1 |
Пугническая | 35 | 5,2 | 6 | -2,5 |
Романтическая | 40 | 5,9 | 1 | -1 |
Романтическая | 40 | 4,5 | 1 | -4 |
Эстетическая | 41 | 4,2 | 0 | 0 |
Гедонистическая | 40 | 4,8 | 2 | -1,5 |
Акизитивная | 31 | 4,0 | 10 | -2,6 |
Как видим, наибольшие средние результаты проявлены студентами по шкале праксической направленности (6,1 балла). Достаточно высокие средние результаты выявлены по романтической, пугнической и коммуникативной шкалам (5,9, 5,2, 5,1 баллов соответственно). Гедонистическая (4,8 балла), гностическая (4,5 балла), альтруистическая (4,5 балла), глорическая (4,3 балла) и эстетическая (4,2 балла) направленности выражены в средней степени. Наименьшее среднее значение показано по шкале акизитивной направленности (4,0 балла). При этом у 24,4% студентов по шкале акизитивной направленности и у 14,6% студентов по пугнической и глорической шкалам установлены отрицательные результаты, что свидетельствует об отсутствии выраженности данной эмоции.
Рассматривая индивидуальные результаты студентов, следует отметить, что только у 51,2% студентов выявлена одна ведущая эмоциональная направленность. Среди них 12,2% студентов обозначили ведущей коммуникативную направленность, 9,8% – романтическую, по 7,3% опрашиваемых – праксическую и эстетическую, по 4,9% – глорическую и гедонистическую, по 2,4% – пугническую и гностическую. Альтруистическая и акизитивная направленности в качестве ведущих выявлены не были. Остальные 48,8% студентов в качестве ведущих обозначили несколько видов эмоциональных направленностей. Чаще всего среди них студенты отметили праксическую (19,5% от общего числа респондентов), гедонистическую (17,0% студентов) и коммуникативную (12,2%) направленности. Реже встречаются пугническая и романтическая направленности (по 9,8% опрашиваемых), а также эстетическая и глорическая направленности (по 7,3% опрашиваемых). Единичные упоминания зафиксированы об альтруистической, глорической и акизитивной направленностях.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что согласно результатам проведенного исследования в качестве ведущей направленности студенты технических специальностей чаще всего называют праксическую, коммуникативную, гедонистическую и романтическую эмоциональную направленности. Реже обозначаются эстетическая, глорическая и пугническая направленности. О гностической, альтруистической и акизитивной направленности зафиксированы лишь единичные упоминания.
***
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
- Общая эмоциональная направленность (Додонов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psytests.org/emotional/dodemo-run.html – Дата доступа: 02.03.2021.
Комментарии
Добавить комментарий