Наряду с комплексным подходом к определению понятия «социального самочувствия», большим интересом, проявляемым со стороны психологов, социологов и других ученных, понятие «позитивное социальное самочувствие» определить достаточно трудно.
Симонович Н.Е., говоря о классификации социального самочувствия, пишет, что социальное самочувствие можно рассматривать и в плане его позитивной направленности, т.е. нацеленной на достижение созидательных целей, обычно согласующихся, с доминирующим социальными настроениями и переживаниями [7].
В работах Е.Л. Барановой, Н.И. Беловой, Н.X. Гафиатулиной, О.Г. Кирилюк, О.А. Кислицыной, И.В. Зозуля, Г.Ю. Козиной делается акцент на аксиологической составляющей социального здоровья как важнейшей стратегии при формировании позитивного социального самочувствия, духовного, физического здоровья и самосохранительного поведения представителей различных социальных групп.
Белорусские социологи С.А. Шавель, и Л.П. Галич рассматривают понятие «позитивное социальное самочувствие» как многогранную категорию, связанную с такими понятиями, как жизненное благополучие, душевный комфорт, удовлетворенность жизнью, общественное настроение и, конечно же, счастье [8].
Лебеденко О.А. анализируя проблему социального самочувствия студентов в своем диссертационном исследовании отмечает, что позитивное социальное самочувствие студента можно определить как единство социального интереса и активности; его самооценку, совокупность познавательных процессов, состояний, свойств сознания; индивидуальную стратегию действия, направленную на Понимание жизненных целей, отражающих ценности личности, студенческой группы и общества [5].
По результатам исследования трех составляющих социального самочувствия: когнитивной поведенческой и эмоциональной мы условно разделили испытуемых на 2 группы: с выявленным позитивным социальным самочувствием, (81%), и 2 группу с выявленным негативным социальным самочувствием, ее составили (19%), у которых по 2 или 3 из 3 возможных составляющих социального самочувствия выявлены низкие показатели, а значит.
Распределение студентов выборки по видам социального самочуствия
На основании анализа, полученных в ходе исследования социального самочувствия студентов, можно отметить, что почти у четверти испытуемых было выявлено негативное социальное самочувствие, таким образом исследование показало, что в процессе учебной деятельности в ВУЗе необходимо осуществлять психологическую работу по формирования позитивного социального самочувствия студентов. [3]
Анализируя процесс формирования позитивного или положительного социального самочувствия О.А. Лебеденко отмечает, что положительное социальное самочувствие – это не только результат воздействия благоприятных обстоятельств, оно формируется и на основе таких качеств и свойств личностной структуры, как самореализация, самовоспитание, Самоактуализация, самосозидание, самооценка, самоуважение и самоконтроль. [5]
Анаев А.Х., анализируя методы повышения позитивного социального самочувствия у занимающихся спортом указывает, что необходима оптимизация воздействия на личность, на ее ценностные ориентации, а также самоотношение, самоВосприятие личности, а также формирования компетенций связанных с выживанием и приспособлением в современном обществе, а также компетенций связанных с самоактуализацией студента. [2]
Автор отмечает, что в процессе формирования позитивного социального самочувствия необходимо сформировать составляющие личностного поведения такие как:
- осознавание ответственности за свою жизнь, собственное здоровье, здоровье ближайшего социального окружения,
- самопознание, самоПонимание и принятие себя;
- умение жить в современных условиях,
- осмысление своего бытия и осознанное выстраивание иерархии ценностей;
- способность к пониманию, слушанию и принятию окружающих.
Для актуализации потенциала личности и создания условий развития позитивного социального самочувствия Алешина Ю.Е. в контексте формирования позитивного социального самочувствия большое внимание отводит формирования позитивной ассертивности. Автор отмечает, что можно использовать различные психотехнологии, которые заключаются в применении совокупности способов, приёмов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности [1].
Применение психотехнологий основывается на идее о том, что каждый человек выступает как субъект своего жизненного сценария, профессионального и личностного развития. Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие позитивных личностных черт, на активизацию и реализацию их потенциала, на оптимизацию межличностных взаимоотношений.
Основным индивидуальным методом, способствующим развитию позитивного социального самочувствия , является консультативная беседа. В ходе такой беседы консультант может помочь посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности «со стороны», выявить источник трудностей во взаимоотношениях с окружающими, являющиеся следствием проявле‑ ния негативного социального самочувствия.
Консультативную беседу можно построить в соответствии с моделью психологического Интервью, которая включает в себя:
- «Определение проблемы» – сбор информации о проблеме, личностном и социальном контексте её происхождения, временных границах её проявления, привычных паттернах поведения и мышления во взаимодействии и взаимоотношениях с окружающими людьми.
- «Желаемый результат» – определение продуктивного построения взаимоотношений (коммуникации) с окружающими людьми, содержание которых должно быть конкретным, позитивным и соответствующим конкретной ситуации.
- «Альтернативные жизненные сценарии» – определение возможных вариантов поведения, оценка ситуации взаимоотношений глазами стороннего наблюдателя.
- «Присоединение к будущему» – способствование переходу на уровень конкретных действий, изменению его мыслей, чувств, поведения и деятельности, соответствующих проявлению позитивного социального самочувствия. [4]
На основе метода анализа конкретных ситуаций из жизни, который может применяться в ходе беседы, наглядно демонстрирующих отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях формулируется гипотеза о проблеме и определяются способы психокоррекционного воздействия.
Гунгер Н.Н. отмечает, что групповая форма работы по развитию личностных качеств, необходимых для формирования позитивного самочувствия личности – это приёмы аутогенного тренинга и релаксации [5]. В условиях группового тренинга члены группы имеют возможность установления обратной связи и получения поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания. В процессе группового взаимодействия человек учится: учитывать потребности, мотивы, ценностные ориентации, личностные качества других людей; понимать важность наличия чувства быть принятым окружающими людьми; ценить их доверие. Личностно-ориентированный подход, по мнению автора, позволяет эффективно влиять на когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты социального самочувствия личности.
Когнитивный аспект развития позитивного социального самочувствия предусматривает ознакомление человека со знаниями:
- об отдельных личностных качествах, составляющих его интегральную характеристику позитивное социальное самочувствие;
- о психологических защитных механизмах и способах совладания с трудной жизненной, социальной ситуацией;
- о собственных возможностях реализации своей личности в социальном взаимодействии, о собственных потребностях, мотивах, установках;
- о стереотипах в своём поведении, препятствующих формированию позитивного социального самочувствия.
Эмоциональный аспект развития позитивного социального самочувствия предполагает организацию тренингов в ситуациях, требующих:
- проявления эмоций радости, удивления, тревоги;
- проявления эмоциональной устойчивости.
Поведенческий аспект развития позитивного социального поведения должен помочь человеку:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки искреннего, содержательного и свободного общения;
- преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в процессе тренинга, связанные с боязнью субъективно сложных ситуаций;
- развивать формы поведения в ситуациях, требующих сотрудничества, ответственности, самостоятельности, настойчивости, уверенности, гибкости и т.п.;
- закрепить новые формы поведения, необходимые для адекватной адаптации к сложным ситуациям, взаимодействия в реальной жизни;
- выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в когнитивной и эмоциональной сферах.[1]
В последние десятилетия изучение понятия «Счастья» ведётся в рамках позитивной психологии, создателем которой является М. Селигман. В рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» «жизненного комфорта», «успешности», «самоэффективности» , «самоопределенности» , что в сущности отражает содержание позитивного социального самочувствия. Формирование данных личностных проявлений, которые являются составными характеристиками позитивного социального самочувствия направлена программа, предложенная современным российским ученым представителем позитивной психологии А.С. Огневым.
В своей программе – «Жизненная навигация» автор предлагает систему занятий, лекционных и практических ,направленных на формирование общекультурных компетенций у студентов. [5]
Работа студентов на практических занятиях организована в виде так называемых «групп тренинга базовых навыков» (Т-группы). Как известно, используя сходные технологии с психокоррекционными группами, Т-группы в первую очередь ориентированы на образовательный эффект – развитие личности. В них активно используются такие механизмы персонального развития, как самопознание, межличностное научение, межличностная обратная связь, интериоризация. Важной методической особенностью организации занятий является то, что они содержат в себе 3 части:1 – выполнение тестовых заданий, на основе инструкции, 2часть – это осуществление индивидуального прогнозирования т.е гипотетических оценок тех качеств, которые были выявлены с помощью выполненного перед этим теста у членов группы и у него самого; 3часть – групповая работа с применением заданий экспертного характера. [5]
Ряд приемов и методов модуля «Жизненная навигация» направлен на выработку готовности студентов к согласованию своих действий со всеми сторонами, влияющими на судьбу их жизненных планов. Для этого они осваивают приемы и методы изучения и анализа личности, социальной группы, методы диагностики их интересов и функциональных особенностей, методы построения и реализации своих жизненных планов и построения продуктивного социально-психологического взаимодействия с окружающими.
Таким образом, проведя анализ методов формирования позитивного социального самочувствия, мы можем отметить, что данная работа должна носить комплексный и систематический характер и должна быть направлена на активизацию субъектности личности студентов в процессе профессионального самоопределения в вузе.
Литература
- Алёшина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьёвой. М.: смысл, 1996. – С.238
- Анаев Аслан Хусейнович «Подготовка будущих специалистов по физической культуре к повышению уровня социального самочувствия воспитанников « Дис.канд.пед.наук. Майкоп. 2007г. Стр.139.
- Коломиец О.В. «Особенности представлений о счастье у студентов с позитивным и негативным социальным самочувствием» http://online-science. ru/m/products/Philological%20and%20Pedagogical%20sciences/gid3075/pg0/
- Лебедева И. В. «Формы и методы психологического сопровождения развития позитивной ассертивности личности» http://www.jurnal.org/ articles/2009/psih15.html
- Лебеденко О.А. «Социальное самочувствие студентов – социальных стипендиатов в условиях модернизации российского общества» Диссертация на соискание кандидата философских наук. http://www.dissercat.com/content
- Огнев А.С. Учебно-методический комплекс «Жизненная навигация» Москва 2010г.
- Симонович Н.Е. «Социальное самочувствие и технологии его исследова- ния в современной России» Диссерт. докт.психол. наук. Москва 2003г. С.143.
- С.А. Щавель Л.П. Галич. Социальное самочувствие населения Белоруссии и России: компаративный социологический анализ. С.79-82