М.В. Клименских, Ю.В. Лебедева Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Ключевые слова: адаптивное обучение; цифровая среда; онлайн-обучение; когнитивные процессы; ай-трекинг; ЭЭГ.
Введение. Когнитивные аспекты лежат в основе любого обучения, в том числе и адаптивного (adaptive learning), которое приобретает все большую значимость в условиях активного включения онлайн-курсов в программы вузов. Такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память и мышление, представляют собой основной рабочий механизм, с помощью которого обучающийся принимает, обрабатывает и хранит учебный материал.
Материалы и методы. Педагогическая практика и результаты уже проведенных исследований говорят о том, что полная трансляция традиционных дидактических наработок из face-to-face обучения в online нецелесообразна. В связи с этим в психолого-педа‑ гогической литературе формулируется задача разработки особого нейродидактического комплекса, основанного на данных обьективных методов исследования обучающихся.
Результаты. Более 50 исследований отечественных и зарубежных авторов по тематике нейропедагогики, нейродидактики и адаптивного обучения показывают, что в настоящее время исследователи, помимо классического психодиагностического инструментария, все чаще обращаются к таким методам, как ай-трекинг и ЭЭГ. Первый открывает широкие возможности исследования восприятия с экрана компьютера, что, очевидно, связано с процессом онлайн-обучения. К примеру, с помощью этого метода на сегодняшний день уже выявлены значение звуковой информации для восприятия [1], влияние на моторику глаз задач, решаемых в процессе обучения, Понимание текста, опережающего его чтение [2]. Метод ай-трекинга позволяет сформировать наиболее эффективный аудиовизуальный образовательный ряд. ЭЭГ позволяет получать объективные данные по концентрации внимания и оперативной памяти [3]. Мыслительные операции актуализируются в процессе решения задач, подбор которых должен осуществляться на основании как планируемых результатов обучения, так и особенностей мышления студентов. Таким образом, результаты исследования когнитивных процессов очень важны для реализации концепции адаптивного обучения, так как дают возможность персонализировать обучение, корректировать контент в зависимости от индивидуально-психологических вводных обучающихся.
Заключение. На основе изученной литературы авторы приходят к выводу о том, что знания о специфике когнитивных процессов являются основополагающими для разработки адекватных современным цифровым образовательным условиям технологий подачи онлайн-контента.
- Eichert N., Peeters D., Hagoort P. Language-driven anticipatory eye movements in virtual reality // Behavior research methods. 2018. Vol. 50, no. 3. P. 1102–1115.
- Mohamed Z., Halaby M.E., Said T. et al. Facilitating Classroom Orchestration Using EEG to Detect the Cognitive States of Learners // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 921. P. 209–217.
- Revill K.P., Namy L.L., Nygaard L.C. Eye Movements Reveal Persistent Sensitivity to Sound Symbolism During Word Learning // J. of Experimental Psychology-Learning Memory and Cognition. 2018. Vol. 44, no. 5. P. 680–698.
Комментарии
Добавить комментарий