Мотивация чтения московских подростков: возможные последствия дистанционного обучения

А.В. Березина, Российская государственная детская библиотека, Москва, Россия

В статье приводятся результаты исследования чтения московских подростков в 2019 и 2022 годах. Проводится их сравнительный анализ. Обсуждаются возможные причины в изменениях репертуара и мотивации чтения подростков, связанные с вынужденным переходом на полное или частичное дистанционное обучение.

Ключевые слова: чтение подростков, частота чтения, мотивация чтения, репертуар чтения.

Чтение является одним из видов деятельности, который способствует социализации и формированию мировоззрения. Литература, в особенности художественная, является носителем и средством передачи ценностей, накопленных человечеством. Чтение художественных произведений позволяет прожить и пережить необходимый опыт, а персонажи, особенно персонажи-ровесники, являются тем образцом, сравнивая себя с которым, подростки строят свою собственную идентичность. Таким образом, процесс чтения художественной литературы помогает подростку сформировать собственную идентичность, что является важнейшим новообразованием данного периода жизни.

В чтении подростков в настоящее время психологами и социологами отмечаются следующие тенденции: снижение общего интереса к чтению художественной литературы, уменьшение объема времени для чтения книг; утрата интереса к книгам, входивших в круг подросткового чтения в XX веке, при этом возрастание интереса к современным книгам (Березина, 2021; Колосова, 2020; Чудинова, 2018); снижение уровня литературного развития подростков; проявление явного разрыва между чтением по про-грамме и самостоятельным чтением подростков (Собкин, Плоткин, 2006; Собкин, Калашникова, 2012).

В начале пандемии COVID-19 в 2020 году исследователями высказывались разные предположения о возможном влиянии на практики и интерес к чтению вынужденной изоляции подростков и перехода их на полное или частичное дистанционное обучение. Делались прогнозы о том, что предоставленные сами себе дети вообще престанут читать или, наоборот, отсутствие многих видов досуга, доступных в большем объеме ранее, приведет к тому, что подростки обратятся к чтению.

Приведем сравнительные результаты анкетирования подростков в 2019 году (перед самым началом пандемии) и в 2022 году (когда полное или частичное дистанционное обучение продолжается уже более двух лет). В 2019 году в анкетировании приняли участие 140 подростков (мальчики и девочки) 11–15 лет. В 2022 году на вопросы анкеты ответили 114 подростков — также мальчики и девочки 11–15 лет.

Ответы на вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?» в 2019 году распределились следующим образом: читаю каждый день — 27%; читаю 2–3 раза в неделю — 27%; читаю 1 раз в неделю — 11%; читаю 2–3 раза в месяц — 12%; читаю только на каникулах — 9%; читаю редко — 10%; не читаю совсем — 4%. В 2022 году на этот вопрос подростки ответили: читаю каждый день — 26%; читаю 2–3 раза в неделю — 21%; читаю 1 раз в неделю — 19%; читаю 2–3 раза в месяц — 10%; читаю только на каникулах — 14%; читаю редко — 3%; не читаю совсем — 7%.

Сравнение ответов показывает, что за два года не изменилась доля ежедневно читающих подростков. Можно предположить, что четверть под-ростков читает ежедневно, независимо от того, что происходит в их жизни — для них чтение является неотъемлемой составляющей их существования. Видимо, это те подростки, у которых сформирована потребность в чтении, которая не зависит от внешних обстоятельств. Однако это требует дальнейшего исследования. В два раза увеличилось количество не читающих подростков.

Ответы на вопрос «Книга может меня заинтересовать, если в ней…» в 2019 и 2022 году распределились практически идентично: привлекательный герой (3% и 1%); интересный сюжет (38% и 42%), важен и сюжет, и герой (59% и 57%). Таким образом, можно констатировать: то, что подростки ищут в книге, остается неизменным — для большинства современных подростков важнее динамичность, увлекательность сюжета, перипетий событий, а не тот персонаж, с которым все эти события происходят. Скорее всего, это связано с тем, что для современных подростков характерна высокая динамика собственной жизни, когда нет времени, чтобы спокойно посидеть и подумать, помечтать и т.д. С другой стороны, есть вероятность того, что подростки просто не встречаются с той литературой, в которой был бы современный им герой, с похожими проблемами и отношением к жизни. Отвечая на вопрос про важные характеристики героя, девочки отмечали, что у него должен быть характер; он должен быть умным/сообразительным/не тупым; иметь особенное, нестандартное мышление, быть необычным, неординарным, интересным и нескучным; смелым, отважным; добрым; иметь чувство юмора, быть веселым и жизнерадостным. Для мальчиков в героях книг важны: знания и ум; характер; смелость/храбрость; доброта; чтобы он был интересным; его поступки; чувство юмора; облик/внешность. Как видим, этот набор качеств не очень характерен для традиционных персонажей подростковых книг, в то время как современные авторы учитывают интерес подростков к качествам героя, традиционно считавшихся не соответствующих гендеру. Но книги со-временных авторов по разным причинам не попадают в руки подростков: родители и педагоги часто не знают о них или даже бывают активно против та-кого чтения, предлагая подростку книги из традиционной «золотой полки».

Что касается мотивации чтения московских подростков, то здесь с 2019 года произошли интересные изменения:

  • несколько увеличилась доля подростков, которые читают для развлечения (в 2019 году было 24%; в 2022 стало 28%); при этом сильно возросло количество подростков, которые читают для того, чтобы убежать от реальности (мотив эскапизма) — 10% в 2022 году против 4% в 2019 году;
  • мотивом пользы при чтении руководствовались 21% подростков в 2019 году; в 2022 году — 18%;
  • немного снизилась доля подростков, руководствующихся личностным мотивом чтения (когда чтение важно само по себе, интересно прожить то, что проживает персонаж, сопереживать ему и т.д.). В 2019 году так читали 17% подростков; в 2022 году их стало 14%;
  • самые серьезные изменения произошли с мотивом принуждения: в 2019 году на него указывали 9% подростков (в основном мальчики); в 2022 году ни один из подростков не указал на этот мотив. Возможно, что в ситуации дистанционного обучения подростки действительно перестали ощущать на себе давление педагогов и родителей, которые требуют, чтобы литература читалась подростками; у педагогов меньше возможностей для контроля чтения, снижаются требования к полноценному знакомству с произведением (что также перестает нервировать родителей и они меньше заставляют детей читать), нет возможностей для полноценного обсуждения произведения и проверки включенности подростка в процесс чтения.

Интересны также изменения в объяснениях подростков, почему они не читают. В 2019 году лидерами ответов были: «скучно, неинтересно или нет интересных книг»; «не хочу, не люблю»; «нет времени»; «есть другие дела»; «лень». В 2022 году также были ответы: «не хочу»; «не интересно» и «предпочитаю больше смотреть фильмы». При этом не было ни одного ответа про отсутствие времени, однако появились ответы про то, что для чтения нужен покой — видимо, ситуация пандемии, когда люди гораздо меньше стали куда-либо выходить (родители на работу, дети на кружки, студии, к репетиторам, и в целом не тратится время на дорогу), но при этом все проводят много времени дома друг с другом, с одной стороны, позволяет выделить достаточно времени для чтения, с другой стороны, не всегда позволяет создать подходящие условия для спокойного, уединенного чтения, которое нужно подросткам.

Что касается репертуара, то в 2019 году лидерами чтения среди книг зарубежных авторов у подростков были: «Гарри Поттер» (Роулинг Дж.), «Записки о Шерлоке Холмсе» (Конан Дойл А.), «Маленький принц» (Экзюпери А.), «Вафельное сердце» (Парр М.) «Приключения Тома Сойера» (Твен М.), «Таинственный остров» (Верн Ж.), «Хоббит, или Туда и Обратно» (Толкин Дж.), «Доклад о медузах» (Бенджамен А.), «Оно» (Кинг Ст.), «Скарлет и Айви» (Клеверли С.), «Хроники Нарнии» (Льюис К.), «Портрет Дориана Грея» (Уайльд О.), «Коты воители» (Хантер Э.). Из произведений отечественных авторов московскими подростками чаще всего назывались: «Метро 2033, 2034» (Глуховский Д.), «Ревизор», «Тарас Бульба», «Вий», «Заколдованное место» (Гоголь Н.), «Горе от ума» (Грибоедов А.), «Дубровский» (Пушкин А.), «Часодеи» (Щерба Н.), «Остров погибших кораблей» (Беляев А.), «Тимур и его команда» (Гайдар А.), «Преступление и наказание» (Достоевский Ф.).

В 2022 году среди книг зарубежных авторов на первом месте осталась серия про Гарри Поттера (Роулинг Дж.). Кроме того, назывались: «Вокруг света за 80 дней» (Верн Ж.), «Остров сокровищ» (Стивенсон Р.), «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери Р.), «Алиса в стране чудес» (Кэрролл Л.), «Человек бензопила» (манга), «Маленькие женщины» (Олкотт Л.), «1984» (Оруэл Дж.), «Лягушонок» (По Э.), «В конце они оба умрут» (Сильвера А.), «Приключения Тома Сойера» (Твен М.), «Ромео и Джульетта» (Шекспир У.). Лидерами отечественных книг у московских подростков были: «Капитанская дочка» (Пушкин А.), «Преступление и наказание» (Достоевский Ф.), «Человек-амфибия» (Беляев А.), «Республика ШКИД» (Белых Г., Пантелеев Л.), «Мастер и Маргарита» (Булгаков М.), «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» (Гоголь Н.), «Идиот» (Достоевский Ф.), «Часодеи» (Щерба Н.).

Репертуар меняется в выборе конкретных книг, но в целом не сильно: остается классика школьной программы и книги приключенческой и фэнтезийной направленности. Однако появление в списках книг манги может говорить о том, что у подростков появилось больше свободного времени, а также возможности для чтения книг по собственному выбору.

Таким образом, можно говорить о том, что переход на дистанционное обучение мог оказать двоякое влияние на чтение московских подростков: с одной стороны, увеличилось количество подростков, которые совсем не читают, не всегда удается найти возможность для спокойного чтения; с другой стороны, больше стало подростков, читающих для собственного удовольствия, получающих радость от чтения выбранных самостоятельно книг, под-ростки меньше чувствуют принуждения со стороны взрослых.

Литература

  1. Березина А.В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101–109.
  2. Колосова Е.А. Трансформация читательских практик и предпочтений российских подростков (2010–2020 гг.) // Поколение Z в онлайн-пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, Уфа, 24–26 ноября 2020 года / отв. редактор Р.Б. Шайхисламов. Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. С. 354–358.
  3. В.С., Калашникова Е.А. Опыт структурного анализа возрастных особенностей мотивации чтения подростками художественной литературы // Социология образования. Труды по социологии образования / под редакцией В.С. Собкина. М.: Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» Российской академии образования, 2012. С. 192–213.
  4. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Социально-психологический анализ особенностей литературного развития подростков // Социокультурные транс-формации подростковой субкультуры / Российская академия образования, Центр социологии образования; под редакцией В.С. Собкина. М.: Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» Российской академии образования, 2006. С. 116–138.
  5. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 6. С. 668–681.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Березина А.В. Мотивация чтения московских подростков: возможные последствия дистанционного обучения // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 10-14.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки