Модель in vivo в практике возрастно-психологического консультирования

МАРТЬЯНОВА Галина Юрьевна, доцент кафедры психологии образования института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

В современной практике возрастно-психологического консультирования принято проблемы родителей дифференцировать по двум основаниям. Первая проблемная группа связана с состоянием ребенка и психологической компетентностью семьи: это вопросы педагогических установок, родительских функций, семейной социализации и т.п. Вторая группа проблем – личностные затруднения родителя, обусловленные переживанием состояния ребенка. Соответственно типу проблемы применяют одну из двух моделей помощи. Консультативно-рекомендательная модель применяется как форма диагностической и коррекционной работы, в которой одновременно участвуют и ребенок, и родитель. Первая модель основывается на прицельной диагностике характера и причин переживаемых ребенком трудностей в развитии, и включает разработку системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, при активной позиции самого ребенка, будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии [2]. Вторая модель – психотерапевтическое консультирование, служащая цели изменения отношения родителя к трудной жизненной ситуации с одновременной или последующей коррекцией системы психической родительской саморегуляции [3].

Помимо традиционных моделей консультирования родителей детей психологическую помощь можно организовывать и альтернативными способами. В последнее время в практику отечественной консультативной психологии активно проникают когнитивно-поведенческие идеи, где отдельным самостоятельным видом является консультирование в реальной жизни (in vivo). Организационно консультирование in vivo строится следующим образом: специалист (не обязательно психолог) в назначенное им время приходит к семье на дом и в течение 1,5-2 часов наблюдает за всеми реакциями родителей и детей. Можно организовать реальную деятельность в консультативных условиях (в кабинете). Этот вариант менее эффективен, поскольку представляет собой искусственное моделирование, но тоже возможен. В данном случае к модели консультирования in vivo добавляется специальная техника, которая и будет реализовываться в реальных условиях, но уже родителем.

Протоколирование реальности является основным диагностическим методом при консультировании in vivo и осуществляется как соотнесение конкретных наблюдаемых реакций с запланированными в протоколе. Предварительный анализ запроса родителя позволяют консультанту выработать четкий план наблюдения, разработать критерии в соответствии с проблемами ребенка и возможными реакциями семьи.

В бихевиорально-ориентированном подходе к стимулам и реакциям, подлежащим обязательному протоколированию, относят следующие:

- внешние, идущие от родителя стимулы, запускающие нежелательную реакцию ребенка;
- физическое и эмоциональное состояние ребенка в момент предъявления стимула;
- выраженность, направленность и длительность нежелательного поведения ребенка (ответа на стимулы);
- частота и интенсивность последствий, которые случаются немедленно за поведенческой детской реакцией;
- подкрепления и наказания, применяемые родителем вслед за нежелательной реакцией ребенка.

После получения диагностической информации о внутрисемейных способах взаимодействия консультант совместно с родителями анализирует каждый выделенный им аспект по позициям: а) каким образом определенный стимул вызвал конкретную ответную реакцию; б) какой реакции хотел добиться родитель своим стимулом; в) как изменить стимул, чтобы реакция была более адаптивной к условиям семьи и состоянию ребенка. На наш взгляд, достаточными основаниями для оказания помощи в реальных условиях являются следующие:

1. Консультирование in vivo проводится в актуальной ситуации, в настоящее время, когда видна проблема. Посредством тщательного анализа поведения семьи или условий выявляются те проблемные факторы, которые «завязаны» на домашних обстоятельствах и которые запускают нежелательные реакции именно в семейном домашнем контексте. Понять личность можно только в привычной для нее ситуации, именно дома ребенок и родитель ведут себя наиболее свободно, а, значит, демонстрируют привычные способы реагирования на трудности [4].

2. При представлении родителем проблемной ситуации случаются сильные искажения вследствие неполного понимания сути явления, особенно, когда приходится говорить об эмоционально негативных моментах. Незнакомая кабинетная среда не позволяет такие искажения увидеть, а домашняя обстановка сразу иллюстрирует несоответствия между словами, эмоциями и действиями ребенка и его родителя.

3. Терапевтическое вмешательство в естественных условиях клиента не нарушает целостности его жизни, а, наоборот, органично в нее вписывается.

4. Существуют и собственно психологические преимущества вмешательства в домашних условиях: незначительная трансформация знания и навыков, полученных в кабинете психолога в домашнюю среду; отсутствует трансфер тренинга (он происходит непосредственно в проблемной ситуации). Сами же навыки при научении in vivo вырабатываются гораздо быстрее и эффективнее. Кроме того, большинство техник работы с детьми в поведенческой терапии применяются in vivo, т.е. путем помещения ребенка в реальную трудную ситуацию.

5. Можно элиминировать терапевтические отношения, которые в данном случае рассматриваются как неспецифический фактор консультирования, не имеющий решающего значения.

Для практической иллюстрации консультативного подхода in vivo рассмотрим когнитивно-поведенческую технику «Руководство взаимодействием», строящуюся на таких принципах, как центрированность на проблемах семьи, краткость воздействия, поощрение сильных сторон семьи и семейной компетентности и т.д. Описываемая техника является сочетанием «домашнего» (в актуальных условиях) и «кабинетного» (искусственно смоделированного) консультирования. Терапевтический подход «Руководство взаимодействием» включает в себя три фазы: оценка ребенка, семьи и домашнего, средового (культурного) контекста; коррекционное воздействие на семью; оценка эффективности воздействия. Каждая семья участвует во всех трех фазах.

Оценка семьи и среды воспитания начинается во время первой встречи и продолжается при последующих посещениях семьи. Психолог старается получить ясное представление того, как семья рассматривает ситуацию, сложившуюся в ней. Для этого члены семьи рассказывают свою «семейную историю», т.е. историю их отношений с ребенком. Встреча с семьей в домашних условиях позволяет достичь понимания взглядов членов семьи на их собственного ребенка, системы убеждений, семейных ритуалов, правил и обычаев. Во время опроса заполняются клинические карты оценки функционирования семьи, социальной поддержки и стиля взаимодействия. Первая фаза заканчивается формулированием целей семейной терапии, которые высказываются членами семьи и обсуждаются с психологом. Психолог приглашает семью ежедневно контролировать прогресс коррекционного вмешательства и предлагает изменения целей воздействия по мере необходимости.

Терапевтические сеансы проводятся еженедельно по одному часу в специально спланированной комнате, в которой имеются игрушки, коврик, удобные стулья или диван и колыбель для ребенка. Кроме того, должна быть видеокамера для записей игровых сеансов, которые в последствии просматриваются членами семьи и психологом. Комната обставляется так, чтобы было удобно как взрослым, так и очень маленьким детям. Терапевт обычно сидит на полу, чтобы поощрять взаимодействие между членами семьи. Перед приходом семьи психолог выбирает несколько разных игрушек или другой игровой материал таким образом, чтобы с ними могли действовать сразу несколько человек (ребенок и взрослые). Последовательность действий во время каждого сеанса остается относительно постоянной. Семью приглашают в игровую комнату, удобно устраивают. После этого психолог узнает, какие изменения произошли в жизни семьи со времени последнего визита. Это дает возможность узнать о проблемах и спорных вопросах, с которыми имела дело семья до начала занятий с психологом. Когда все члены семьи выскажутся о своих удачных и не очень результатах, их приглашают поиграть с ребенком так, как если бы они были дома. Одновременно ведется видеозапись приблизительно в течение 6 минут. Этот шестиминутный фрагмент является тем «фильмом», который будет просматриваться членами семьи и психологом после игры. Использование видеозаписи позволяет немедленно обеспечить обратную связь с родителями. При просмотре образцов игрового взаимодействия родителей с ребенком, члены семьи начинают лучше осознавать важные виды поведения при взаимодействии, которые являются положительными и нуждаются в усилении, разработке и расширении, и те виды взаимодействия, которые принесли меньше удовлетворения, были несоответствующими и требуют пересмотра, изменения или уточнения.

После того, как видеозапись показана и обсуждена, психолог продолжает беседовать с членами семьи, в то время как они играют с ребенком. Исследуются области, вызывающие беспокойство или конфликт, поднимаются вопросы, мешающие росту и развитию всех членов семьи.

Сеанс завершается обсуждением прогресса терапии или его отсутствия.

В поведенческом подходе основное внимание уделяется составлению каталога подкреплений (положительных и отрицательных), наказаний и оперант. Родитель самостоятельно, применяя предложенные психологом приемы, меняет свои и детские реакции. Поэтому в завершении каждого сеанса психолог вооружает заинтересованных в успехе членов семьи коррекционными приемами и осуществляет общее консультативное руководство.

Наш опыт применения техники позволил проанализировать ее с точки зрения коррекционных эффектов. Переструктурирование как когнитивный эффект в консультативной деятельности предполагает изменение контекста и содержания проблемы, вследствие чего она трансформируется от внешней (предъявляемой в средовых и социальных условиях) к внутренней (ориентированной на субъективную оценку ситуации). Появление внутреннего локуса контроля дополнительно изменяет отношение к ситуации, и, как результат, увеличивается самостоятельность в принятии решения и ответственность. Концентрируясь на конкретной проблеме, родитель научается цели своего поведения конкретизировать, видоизменять, приближать к реальным возможностям ребенка и семьи в целом.

Видеозапись и ее анализ, экспериментирование со способами подкреплений способствует осознанию, в ходе которого возникает понимание смысла и содержания действий взрослого. Если одна и та же проблема несколько раз переосмысливается, ее значимость снижается, родитель начинает устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и эмоциями и действиями своего ребенка. Осознавая содержание семейных мероприятий, он вырабатывает собственный способ и стиль отношения к ситуации, позволяющий трансформировать систему требований к ребенку.

Еще один коррекционный эффект консультирования – принятие проблемы. Техника «Руководство взаимодействием» способствует осмыслению ситуации как нормальной, а это уже главный шаг к ее принятию. Понять естественность собственных переживаний, а также реакций ребенка как их последствий – значит воспринять ситуацию нормативно, т.е. принять со всеми последствиями.

Обобщая, можно говорить о том, что поэтапный алгоритм техники удачно вписывается в процесс оказания помощи, ее модальность отражает потребности родителя в получении помощи, а активное участие взрослых в консультативном процессе обеспечивает ответственность за достижение позитивного результата.

В заключении отметим, что консультативный подход in vivo отражает принципы активности и включенности клиента. Активность клиента предполагает возможность реализации его основных прав и решения им основных консультативных задач для достижения оптимального результата. Учет встречной активности родителя уменьшает директивную направленность консультирования и увеличивает процессуальную эффективность. Если воздействие на оценку ситуации родителем строится таким образом, что активность исходит от него, то оно поддерживает самооценку взрослого и не вызывает сопротивления, проекции, агрессии и других негативных феноменов консультирования.

Включенность в процесс получения помощи проявляется посредством участия клиента в консультативном взаимодействии и в реализации программы коррекции. Родитель уже не может находиться на стороне внешнего наблюдателя, ожидая подсказок от психолога и изменений от ребенка; он сам прикладывает усилия и видит соответствующие изменения, а, главное, направляя процесс получения помощи, вырабатывает те индивидуальные решения, которые уместны в его семейном и личностном контексте.

Список литературы

  1. Арапова П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте / П.И. Арапова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 122-129.
  2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М: Просвещение, 2008. 240 с.
  3. Мартьянова Г.Ю. Влияние профессиональной мотивации психолога-консультанта на эффективность индивидуального психологического консультирования: Автореф. дис. канд. психол. наук / Г.Ю. Мартьянова. М., 2002. 22 с.
  4. Поставнева И.В. Типичные ожидания приемных родителей и адаптационные ресурсы приемного ребенка / И.В. Поставнева, В.М. Поставнев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. №3. С.60-65.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

12 апр 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Мартьянова Г.Ю. Модель in vivo в практике возрастно-психологического консультирования // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва 12-13 апреля 2016 г. – М.: МГПУ, 2016. – С. 656-661.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки