В отечественной психологии диалектическое мышление рассматривается как мышление не только взрослых, но и детей. Оно развивается раньше формально-логических структур, что доказано как в ряде исследований детского мышления, так и в результате математического анализа, опубликованного в монографии Зададаева С.А. «Методы структурной диалектики». «Генезис диалектического мышления является самостоятельным направлением интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Диалектическое мышление дошкольников направлено на преобразование противоречивых проблемных ситуаций: репродуктивных, актуальных и предвосхищающих, т.е. таких, в которых ребенок устанавливает наличие взаимоисключающих свойств и отношений. Диалектическое мышление как деятельность, осуществляется с помощью мыслительных действий: диалектическое превращения, которое было выявлено уже в раннем детском возрасте, диалектическое объединение и диалектическое опосредствование обнаруженное чуть позднее, к среднему дошкольному возрасту, так же диалектическая сериация и диалектическое обращение проявляющиеся в старшем дошкольном возрасте. Эти мыслительные действия не разрознены, а взаимосвязаны и представляют собой сложное структурное целое, что позволяет ребенку легко оперировать противоположностями.
Одним из средств диалектического мышления являются циклические представления, в которых отражается процесс перехода объекта из одного состояния в другое. Проблема заключается в выборе средства, которое позволит выделить репрезентацию представления о цикличности процесса в сознании ребенка. В качестве средства была выбрана задача с раскладыванием карточек.
Методика исследования циклических представлений у дошкольников основана на диалектической структуре Д2, в которой есть противоположности А – В (неА) и АВ и ВА являются противоположными состояниями. Методика построена по принципу задач с переструктурированием данных, требующей восстановить комбинацию элементов, в данном случае последовательность так как строгость комбинации заданна, но может быть не очевидна, если не увидеть всю структуру в целом. Ситуации, предлагаемые детям в заданиях, доступны в обыденной жизни.
Например, мальчик – надевает очки – клоун в очках и гриме с носом – клоун снимает очки, но еще в гриме с носом – клоун без грима и очков (мальчик).
Так как движение в цикле, есть возвращение в исходную точку первая и последняя карточки выглядят одинаково, но фактически являются началом и окончанием процесса, что принципиально важно.
В методике проявляется чувствительность к противоречию, так как карточки, на которых клоун в очках и клоун в гриме с носом (или же в обратном порядке – сначала загримировался, потом смывает грим, но в очках) не могут быть расположены последовательно, так как в этом случае ребенком не учитывается основание противоречия: не клоун – клоун. Промежуточные карточки изображены так, что при последовательном расположении в сумме не передают противоположное состояние, т.е. сумма АВ и ВА не = В, точка В – точка изменения, объекта А через АВ, а ВА является переход от В в точку А.
Таким образом, ребенок производит ряд мыслительных диалектических действий: действие диалектической сериации, когда производится упорядочивание этапов изменения какого-либо объекта или явления в направлении от начального состояния к конечному; действие диалектического обращения, которое представляет собой сериацию, но выполненную в обратном порядке; действие диалектического замыкания, когда в процессе изменений объект вначале превращается в противоположность, а затем опять возвращается в первоначальное состояние.
По полученным результатам, дети 6 лет выполнили задания следующим образом: 40% детей, участвовавших в исследовании успешно выполняли от 50-90% заданий, 20% детей не смогли выполнить задание и же выстраивали только полцикла, структуру Д1 А-АВ-В или В-ВА-А, производя мыслительное действие превращения, остальные дети выполнили задания в равном соотношении, т.е. выстраивали как полуциклы, так и циклы.
24% из общего количества ответов детей обнаружилась следующая особенность – ребенок обнаруживает основную линию развития, от состояния А к противоположному состоянию В, однако переходные состояния представлены линейно, как последовательные, как алгоритм действий, изменений в ситуации. 12,5% ответов от общего числа раскладывания карточек были хаотичными. Таким образом, предлагаемый нами тип заданий может быть использован в дальнейших исследованиях.
Комментарии
Добавить комментарий